Система источников права и перспектива их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:01, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ системы источников права и перспектива их развития.

Цель дипломного исследования обусловила постановку и необходимость выполнения следующих задач:

- определить понятие источников права;

- изучить классификации источников права Республики Беларусь и перспективу их развития.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

1. Проблема определения понятия «источник права».............................................5

2. Классификация источников права.......................................................................11

3. Источники права в Республики Беларусь и перспектива их развития……….21

Заключение.................................................................................................................26

Список использованных источников.......................................................................28

Работа содержит 2 файла

Курсовая_система источников права в РБ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       Традиционно в романо-германской правовой семье  закон понимался как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой (после Конституции), принимаемый в определённом порядке представительными органами и подписанный главой государства. Однако с течением времени постепенно происходило перераспределение власти между исполнительными и законодательными органами некоторых государств со смещением акцентов в сторону исполнительной власти. Последняя присвоила себе часть законодательных функций, получив право в некоторых случаях или постоянно издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Такая практика обосновывается тем, что функции исполнительной власти не сводятся лишь к осуществлению предписаний, установленных законодателем. В связи с вышеуказанными обстоятельствами такой признак закона, как его верховенство, уже не кажется столь незыблемым, как это предполагалось ранее. Вследствие этого мнения учёных разошлись в определении понятия и содержания категории «закон». Существует несколько подходов к определению закона. Его рассматривают в широком и узком, в формальном и материальном смысле. Причём каждый автор по-своему наполняет содержанием эти подходы к пониманию закона. Так, например, 
М.Н. Марченко отмечает, что, во-первых, «закон в странах романо-германского права рассматривается не только в узком, своём изначальном смысле, как акт, исходящий от высшего законодательного органа страны и обладающий высшей юридической силой, но и в более широком контексте. А именно – как собирательный термин и понятие, которыми обозначаются все законодательные акты, исходящие от уполномоченных на их издание центральных и местных, законодательных и исполнительно-распорядительных государственных органов», а во-вторых, «закон в собственном его понимании не всегда и не во всех странах романо-германского права является актом высшего законодательного органа страны – парламента» [20, с. 20–21].

       Наряду  с вышеперечисленными формами права ещё за юридические источники права можно принять научные труды юристов – в Древнем Риме учебники выдающихся юристов по праву имели силу нормы права, священные книги и акты церкви – в частности долгое время на Руси семейное и многие другие подотрасли права не регулировались монаршей практикой, но были регламентированы Стоглавым Собором, церковными уставами, священными текстами. В ортодоксальных мусульманских странах Коран вообще почитается за конституцию [24, с. 101].

       Праву свойственно изменяться, и менять способы своего внешнего выражения. Приведённые источники также не являются вечными и единственно возможными способами закрепления воли государства. С развитием правовых систем, преобразованием общества, сменой вех человечества будут одновременно манятся и формы права как вечные спутники жизни государств и народов, связавших свою жизнь с ним.

       В итоге можно сказать, что нормативный  правовой договор можно определить как договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.

       Нормативные договоры можно классифицировать по нескольким основаниям. Один критерий мы уже выделили: форма правотворческой деятельности, при которой применяется договор. Следовательно, существуют три группы нормативных договоров:

       а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество);

       б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество);

       в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество). В качестве примеров договорных актов, относящихся к первой группе, можно привести межгосударственные договоры, ко второй – соглашения о социальном партнерстве, к третьей – коллективные договоры (в трудовом праве).

       Таким образом, в самом общем смысле автор предлагает под источником права понимать способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. В юридической доктрине исторически сложилось понимание источников права в материальном, идеальном и формально-юридическом смысле. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. В частности, материальным источником права в Республике Беларусь может считаться её суверенный народ как единственный законный обладатель всей существующей власти в стране. Идеальный источник права – это то, из чего творится право, материалы, положенные в основу: правосознание, теории, концепции и тому подобное. Формально-юридические источники – это документы, памятники, в которых изложены эти нормы: нормативные правовые акты и другие.

 

 3. Источники права Республики Беларусь и перспектива их развития

       Белорусская правовая система исторически складывалсь  как система писанного права. Как и во многих других странах континентальной Европы, она относилась к модели романо-германского типа. Это предопределило доминирующее положение в национальной правовой системе Беларуси нормативных правовых актов как источников права.

       В настоящее время к ним относятся  законы, принимаемые Парламентом, декреты  и указы Президента, постановления  Правительства, ведомственные приказы и постановления, решения местных представительных и исполнительно-распорядительных органов власти и др.

       Вместе  с тем нормативный правовой акт- не единственная форма выражения правовых норм. Белорусской правовой системой в качестве источников права признаются и такие разновидности, как правовой обычай и нормативный договор.

       До  последнего времени они не имели  широкого применения. В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применение обычая оговаривается в законодательстве.

       Правовой  обычай широко используется в международном  праве. Республика Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, в том числе отношения в сфере внешней торговли.

       Поскольку в Республике Беларусь основным источником права является нормативный правовой акт, необходимо рассмотреть его  разновидности.

       Юридическая сила нормативных правовых актов  зависит прежде всего от того, какое место в государственном механизме занимает  орган, его издавший.

       Все нормативные правовые по юридической  силе подразделяются в теории права на две крупные группы: законы и подзаконные акты.

       Законы  занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Закон - это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или путем референдума, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

       В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция. В ней закрепляются организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

       Другую  группу нормативных правовых актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят названия подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона.

       К числу подзаконных относятся  нормативные акты палат Парламента, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора Республики Беларусь.

       Все более широкое распространение  в современных условиях получает договор с нормативным содержанием. Особенно широко он используется в  международном праве. Республика Беларусь в настоящее время состоит в различных договорных отношениях со многими странами и международными организациями. Несомненно, что эти отношения Республика Беларусь как суверенное государство будет активизировать, а следовательно, и более широко применять международные договоры и соглашения.

       Нормативный договор как источник права используется и в национальном праве. В качестве примера можно назвать коллективные договоры, которые заключаются между нанимателем и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах соответствующих организаций и имеют локальный характер.

       К разновидностям нормативного договора относятся и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В частности, республиканские объединения профсоюзов и объединения нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь. В этих соглашениях ( и в отраслевых, и в местных) содержатся согласованные установления, имеющие нормативный характер. В условиях рыночных отношений нормативные договоры чаще заключаются в хозяйственной сфере.

       В юридической литературе нормативный договор как источник права оценивается неоднозначно. Некоторые авторы рассматривают его в качестве нормативного правового акта. Подчеркивая, что, в частности, коллективный договор обусловлен государственным решением, установившим возможность его заключения, что обязательность его норм гарантируются государством, а содержащиеся в нем положения подкрепляются авторитетом общественной организации и трудового коллектива, сторонники этой позиции делают вывод, что нормативный договор является нормативным юридическим актом.

       Но  большинство ученых полагает, что  нормативный договор как источник права обладает такой спецификой, которая дает основание считать его самостоятельной формой права. Эта специфика проявляется прежде всего в договорном характере нормативных правоустановлений, в особенностях их действия и реализации. [32, стр. 76]

       Одна  из особенностей международных договоров  по сравнению с нормативными правовыми актами заключается в отсутствии исчерпывающего перечня их видов. На практике используются различные наименования международных договоров: договор, соглашение, конвенция, пакт, меморандум, хартия и др. В статья 1 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 года № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» отмечается, что международным договором Республики Беларусь является международный договор независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения [37]. В результате может возникать вопрос о том, является ли определенный документ международным договором. Например, в эталонном банке данных правовой информации «Международные договоры», который формируется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, размещено Совместное белорусско-казахстанское заявление от 23.09.1997 года. Однако содержание этого документа позволяет сделать вывод о том, что он не является международным договором, поскольку не включает юридических норм и правоположений вообще. Названный документ, по сути, представляет собой политическое заявление об оценке достигнутого уровня и перспектив взаимного сотрудничества двух государств.

       В современном международном праве  сложилась развернутая система  договоров, призванная присущими международному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. Права и свободы человека − область, в которой взаимодействие международного и внутригосударственного права уже принесло свои плоды. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года оказала существенное влияние на содержание принятой Генеральной Ассамблеей ООН многие десятилетия спустя Всеобщей декларации прав человека 1948 года, которая в свою очередь послужила основой для разработки одной из глав Конституции Республики Беларусь. Значение проблемы обеспечения прав и свобод человека в государствах-участниках Содружества Независимых Государств трудно переоценить. Участники Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного 08.12.1991 года, приняли на себя обязательство гарантировать своим гражданам независимо от их национальности или иных различий права и свободы. Каждая из высоких договаривающихся сторон – указывается в статье 2 Соглашения – гарантирует гражданам других сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека [29, с. 153].

Курсовая_психолог. тип..doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Система источников права и перспектива их развития