Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:15, реферат
Государственная власть помимо внешнего разделения по вертикали и горизонтали внутри себя функционально делится еще на две части: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть или государственную службу.
Введение 3
Служба. Государственная служба. Понятие, виды, принципы. 5
Особенности, цели, задачи и функции государственной службы 15
Заключение 19
Список используемых источников 20
- Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Правовое регулирование и организация находятся в ведении Российской Федерации.
Различие между видами государственных служб (гражданской, военной, правоохранительной) проводится по функциональным признакам должностей, а не по государственным органам, так как в соответствии с п.3 ст.8 №58-ФЗ в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов службы (например, в составе МВД России - должности федеральной гражданской, военной и правоохранительных служб, в составе ФТС России - должности федеральной гражданской и правоохранительных служб).
Критерием
для классификации
Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности погон), но и характеризуют их должностное положение, так как соответствующими нормативными актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям.
Законом о системе государственной службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования. Не стоит забывать о том, что понятие «принцип» является не только исходным положением какой-либо теории, но руководящей идеей, основным правилом деятельности, основой устройства или действия различных механизмов, в том числе и государственных.
Реализация перечисленных принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Среди отличительных признаков, особенностей, государственной службы от другой трудовой деятельности, можно выделить следующие:
1. Сервисность. Основное назначение гражданской службы, как уже говорилось, заключается в обеспечении (т.е. обслуживании) исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов, а также и в том, что оказываются услуги населению — выдаются разного рода лицензии, сертификаты, разрешения, справки и т.д., а также изучаются его настроения и потребности.
2. Безличность. Гражданские служащие выполняют свою работу. В соответствии с предписанными правилами, без произвола и предпочтений. Закон для них должен быть превыше всего. Судьбы людей они призваны решать не в пылу должностных амбиций и удовлетворения личного честолюбия, а в соответствии с законами, другими нормативными актами. Кроме того, гражданские служащие почти не имеют «выхода» на нормативные результаты деятельности своих государственных органов. Подготавливаемые ими проекты законов, постановлений, распоряжений, других нормативных актов приобретают юридическую силу только после принятия политическими органами или подписания политическими должностными лицами, а имена готовивших их гражданских служащих остаются обычно неизвестными.
3. Субординационный характер. Любой аппарат гражданских служащих внутри государственного органа и отрасли строится на принципах субординации, т.е. соподчинения одних работников другим. Каждое должностное лицо здесь обычно обладает четко определенной компетенцией внутри иерархического разделения труда и ответственно за свою деятельность перед вышестоящим должностным лицом.
Например, в федеральных министерствах низовой организационной единицей аппарата гражданских служащих является отдел. Все сотрудники отдела имеют, как правило, четко определенные служебные обязанности и права и несут по ним ответственность перед начальником отдела. Последний, в свою очередь, несет ответственность за весь объем работы, выполняемой сотрудниками отдела, перед начальником департамента (управления), в состав которого входит данный отдел, а начальник департамента (управления) ответствен за деятельность всех сотрудников департамента перед первым заместителем министра и заместителем министра, занимающими высшие государственные должности гражданской службы и данном министерстве.
Но в пределах государственной службы страны и субъекта Федерации гражданская служба имеет не субординационный, а координационный характер. Например, государственные гражданские службы трех ветвей власти страны, различных субъектов Федерации и т.д. не соподчиняются друг другу. Они имеют именно координационный характер.
4. Стабильность. Штат гражданских служащих в стране должен комплектоваться преимущественно на основе принципа пожизненного найма. Пока что у нас этого еще нет. Однако государственные должности гражданской службы призваны стать для гражданских служащих постоянным занятием по найму с перспективой регулярного служебного повышения. Положение гражданских служащих не может зависеть от политической конъюнктуры, личных симпатий или антипатий политических руководителей, необоснованных аппаратных реорганизаций. Государство только тогда стабильно, компетентно и профессионально может выполнять свои функции для населения, когда располагает стабильным, компетентным и профессиональным корпусом гражданских служащих.
Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации.
В числе основных задач государственной службы следует выделить:
-обеспечение конституционного строя;
-исполнение
функций государственного
-сохранение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества;
-подготовка и выполнение политических решений;
-обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод человека и гражданина;
-обеспечение
принципа верности
-применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, в т.ч. осуществление правоохранительной функции в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
-осуществление
деятельности позитивного
-
осуществление управления в
- реализация созданного в стране механизма налогообложения и т.д.
Под
функциями государственной
К основным функциям государственной службы относятся:
-
информационное обеспечение
-прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
-планирование – разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;
-организация
- формирование системы
-распорядительство
– оперативное регулирование
государственно-служебных
-руководство
– установление правил, нормативов,
направлений и отдельных
-координация
– согласование деятельности
различных государственных
-контроль
– установление соответствия
или несоответствия
-регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;
-учет
и фиксация информации –
Основополагающей идеей реформы государственной службы следует признать идею взаимодействия государственной службы и гражданского общества, развитие институтов гражданского контроля над административно-управленческим аппаратом.
В настоящее время первые трудные и важные шаги в деле реформы государственной службы уже сделаны. Достигнуты промежуточные результаты.
Однако, как отметил в Послании Федеральному Собранию 2003 г. Президент РФ, государственный аппарат все еще малоэффективен, в то время как государство и его служащие должны быть конкурентоспособны. Именно в этом видится конечная цель преобразований, проводимых в рамках реформы государственной службы.
Реформа государственной службы – не самоцель, ее проведение направлено на обеспечение процессов построения, формирования правового демократического государства.
Государственная
служба строится на принципах законности,
открытости, обязательности, ответственности,
а деятельность государственных
органов – осуществляться на основе
регламентов, обеспечивающих эффективное
функционирование государственного аппарата.
В свою очередь, установление четких правовых
процедур при функционировании государственных
органов может, наконец, положить начало
устранению таких негативных явлений,
как бюрократизм, волокита, формализм,
безответственность.
Список используемых источников
Информация о работе Система государственной службы Российской Федерации