Система государственной службы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:15, реферат

Описание работы

Государственная власть помимо внешнего разделения по вертикали и горизонтали внутри себя функционально делится еще на две части: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть или государственную службу.

Содержание

Введение 3
Служба. Государственная служба. Понятие, виды, принципы. 5
Особенности, цели, задачи и функции государственной службы 15
Заключение 19
Список используемых источников 20

Работа содержит 1 файл

Система государственной службы Российской Федерации.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     - Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Правовое регулирование и организация находятся в ведении Российской Федерации.

     Различие  между видами государственных служб (гражданской, военной, правоохранительной) проводится по функциональным признакам должностей, а не по государственным органам, так как в соответствии с п.3 ст.8 №58-ФЗ в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов службы (например, в составе МВД России - должности федеральной гражданской, военной и правоохранительных служб, в составе ФТС России - должности федеральной гражданской и правоохранительных служб).

     Критерием для классификации государственных  служащих являются классные чины, дипломатические  ранги, воинские и специальные звания.

     Классные  чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности погон), но и характеризуют их должностное положение, так как соответствующими нормативными актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям.

     Законом о системе государственной службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования. Не стоит забывать о том, что понятие «принцип» является не только исходным положением какой-либо теории, но руководящей идеей, основным правилом деятельности, основой устройства или действия различных механизмов, в том числе и государственных.

  1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. «Т» ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная государственная служба. Учитывая наличие в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной службы, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федераций находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта Федерации.
  2. Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативно правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.
  3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.
  4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленным федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.
  5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федераций. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.
  6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы. Требований к профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.
  7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без разрешения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля, систематического освещения деятельности органов государственной власти средствами массовой информации. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.
  8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

     Реализация  перечисленных принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

 

Особенности, цели, задачи и функции государственной службы

 

     Среди отличительных признаков, особенностей, государственной службы от другой трудовой деятельности, можно выделить следующие:

     1. Сервисность. Основное назначение гражданской службы, как уже говорилось, заключается в обеспечении (т.е. обслуживании) исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов, а также и в том, что оказываются услуги населению — выдаются разного рода лицензии, сертификаты, разрешения, справки и т.д., а также изучаются его настроения и потребности.

     2. Безличность. Гражданские служащие выполняют свою работу. В соответствии с предписанными правилами, без произвола и предпочтений. Закон для них должен быть превыше всего. Судьбы людей они призваны решать не в пылу должностных амбиций и удовлетворения личного честолюбия, а в соответствии с законами, другими нормативными актами. Кроме того, гражданские служащие почти не имеют «выхода» на нормативные результаты деятельности своих государственных органов. Подготавливаемые ими проекты законов, постановлений, распоряжений, других нормативных актов приобретают юридическую силу только после принятия политическими органами или подписания политическими должностными лицами, а имена готовивших их гражданских служащих остаются обычно неизвестными.

     3. Субординационный характер. Любой аппарат гражданских служащих внутри государственного органа и отрасли строится на принципах субординации, т.е. соподчинения одних работников другим. Каждое должностное лицо здесь обычно обладает четко определенной компетенцией внутри иерархического разделения труда и ответственно за свою деятельность перед вышестоящим должностным лицом.

     Например, в федеральных министерствах  низовой организационной единицей аппарата гражданских служащих является отдел. Все сотрудники отдела имеют, как правило, четко определенные служебные обязанности и права и несут по ним ответственность перед начальником отдела. Последний, в свою очередь, несет ответственность за весь объем работы, выполняемой сотрудниками отдела, перед начальником департамента (управления), в состав которого входит данный отдел, а начальник департамента (управления) ответствен за деятельность всех сотрудников департамента перед первым заместителем министра и заместителем министра, занимающими высшие государственные должности гражданской службы и данном министерстве.

     Но  в пределах государственной службы страны и субъекта Федерации гражданская служба имеет не субординационный, а координационный характер. Например, государственные гражданские службы трех ветвей власти страны, различных субъектов Федерации и т.д. не соподчиняются друг другу. Они имеют именно координационный характер.

     4. Стабильность. Штат гражданских служащих в стране должен комплектоваться преимущественно на основе принципа пожизненного найма. Пока что у нас этого еще нет. Однако государственные должности гражданской службы призваны стать для гражданских служащих постоянным занятием по найму с перспективой регулярного служебного повышения. Положение гражданских служащих не может зависеть от политической конъюнктуры, личных симпатий или антипатий политических руководителей, необоснованных аппаратных реорганизаций. Государство только тогда стабильно, компетентно и профессионально может выполнять свои функции для населения, когда располагает стабильным, компетентным и профессиональным корпусом гражданских служащих.

     Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

     В числе основных задач государственной службы следует выделить:

     -обеспечение  конституционного строя;

     -исполнение  функций государственного управления;

     -сохранение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества;

     -подготовка и выполнение политических решений;

     -обеспечение  общественного благосостояния, защита  прав и свобод человека и  гражданина;

     -обеспечение  принципа верности государственных  служащих государству;

     -применение  в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, в т.ч. осуществление правоохранительной функции в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка;

     -осуществление  деятельности позитивного характера,  которая не требует применения мер государственного принуждения, например управления в органах публичной власти; воздействия на организации, выполняющие общественно полезные функции; поддержки отдельных публичных учреждений (органы социальной помощи, социального обеспечения); учреждения государством специальных предприятий и организаций;

     - осуществление управления в социально-экономической  т культурной сферах жизни  общества; финансовая и структурная  поддержка отраслей экономики;  создание и финансирование учреждений культуры;

     - реализация созданного в стране механизма налогообложения и т.д.

     Под функциями государственной службы понимаются основные направления практической реализации правовых норм института  государственной службы, которые способствуют достижению целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

     К основным функциям государственной  службы относятся:

     - информационное обеспечение деятельности  государственных органов: сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

     -прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

     -планирование – разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;

     -организация  - формирование системы государственной  службы, определение структуры управляющей  и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенций и взаимосвязи;

     -распорядительство  – оперативное регулирование  государственно-служебных отношений,  возникающих по поводу осуществления  полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности;

     -руководство  – установление правил, нормативов, направлений и отдельных действий  государственных органов, управляемых объектов;

     -координация  – согласование деятельности  различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

     -контроль  – установление соответствия  или несоответствия фактического  состояния системы государственной службы и ее структуры требуемым стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих; установление соотношения намеченного и сделанного в системе государственного управления и государственной службы;

     -регулирование  – использование методов и  способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;

     -учет  и фиксация информации – фиксирование  в количественном выражении всех  факторов, влияющих на организацию  и функционирование государственной  службы. 

 

Заключение

 

     Основополагающей идеей реформы государственной службы следует признать идею взаимодействия государственной службы и гражданского общества, развитие институтов гражданского контроля над административно-управленческим аппаратом.

     В настоящее время первые трудные и важные шаги в деле реформы государственной службы уже сделаны. Достигнуты промежуточные результаты.

  Однако, как отметил в Послании Федеральному Собранию 2003 г. Президент РФ, государственный аппарат все еще малоэффективен, в то время как государство и его служащие должны быть конкурентоспособны. Именно в этом видится конечная цель преобразований, проводимых в рамках реформы государственной службы.

     Реформа государственной службы – не самоцель, ее проведение направлено на обеспечение  процессов построения, формирования правового демократического государства.

     Государственная служба строится на принципах законности, открытости, обязательности, ответственности, а деятельность государственных  органов – осуществляться на основе регламентов, обеспечивающих эффективное функционирование государственного аппарата. В свою очередь, установление четких правовых процедур при функционировании государственных органов может, наконец, положить начало устранению таких негативных явлений, как бюрократизм, волокита, формализм, безответственность. 
 
 
 
 
 
 

 

Список используемых источников 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами российской федерации о поправках к конституции российской федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 06.07.2006 № 105-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 28.12.2010 № 419-ФЗ)
  3. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Утратил силу). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42432/
  4. Федеральный закон от 21 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Учебное пособие по теме: «Система государственной службы Российской Федерации» - автор-составитель – Филичев Б.Ю.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32. «О государственных должностях Российской Федерации» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=109363;dst=0;ts=C1C05F3BB73A4F3BE94E469F4BE78E19
  7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ ««О воинской обязанности и воинской службе». - Режим доступа:

Информация о работе Система государственной службы Российской Федерации