Система государственной службы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:15, реферат

Описание работы

Государственная власть помимо внешнего разделения по вертикали и горизонтали внутри себя функционально делится еще на две части: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть или государственную службу.

Содержание

Введение 3
Служба. Государственная служба. Понятие, виды, принципы. 5
Особенности, цели, задачи и функции государственной службы 15
Заключение 19
Список используемых источников 20

Работа содержит 1 файл

Система государственной службы Российской Федерации.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

Факультет повышения квалификации 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА: Система государственной службы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2011г.

 

Оглавление 
 
 

 

Введение

 

     Государственная власть помимо внешнего разделения по вертикали и горизонтали внутри себя функционально делится еще на две части: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть или государственную службу.

     Начиная с 1991 года, государственная служба стала  постепенно оформляться в самостоятельный  институт, хотя и стоящий вне какой-либо ветви государственной власти, но, тем не менее, пронизывающий весь государственный механизм.

     Какие же, на данный момент, институты представляет собой государственная служба?:

  • Государственная служба создается как важнейший социальный институт, должна носить демократичный характер и быть подконтрольной гражданскому обществу. Социальная общность государственных служащих выполняет волю народа посредством исполнения полномочий государства, системы государственных органов, решающих социальные задачи в интересах граждан.
  • Государственная служба представляет собой публичный институт, формируемый государством в интересах граждан. Он призван обеспечивать реализацию государственной власти и государственного управления, обеспечивать соблюдение законных прав и интересов граждан российской Федерации.
  • Государственная служба формируется как организационный институт. Он призван осуществлять и обеспечивать упорядоченное и эффективное функционирование системы государственной власти и государственного управления.
  • Государственная служба есть правовой институт. Государственный служащие действуют на основе законов и других нормативных правовых актов от имени государства и последствия их деятельности носят политический характер. Деятельность государственного служащего и деятельность по отношению к самому государственному служащему должны носить правовой характер.

     В Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003г., в ред. от 01.12.07г. «О системе государственной службы в РФ» в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех видов и уровней государственной службы и их применение на практике соответствующими государственными органами и должностными лицами.

     Основной  целью данной работы является попытка  разобраться в структуре государственной  службы Российской Федерации, правах и  обязанностях государственных служащих, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ.

 

Служба. Государственная служба. Понятие, виды, принципы.

 

     Служба  – это профессиональная социально  ориентированная деятельность, связанная  с осуществлением воздействия на людей или информацию и характеризующаяся наличием правовых отношений в самом процессе труда служащего.

     Службу, с точки зрения направленности на решение различных задач, можно рассматривать как публичную и частную.

     Публичная служба – это профессиональная деятельность по исполнению полномочий федеральных органов власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образуемых ими публичных объединений, фондов, учреждений и организаций. Под публичностью службы в данном случае понимается то, что она направлена на достижение общественного (публичного) блага. Среди разных видов публичной службы можно выделить, в частности, государственную и муниципальную службы.

     Частная служба – это профессиональная деятельность по обслуживанию деятельности частных физических и юридических лиц. Частная служба, таким образом, направлена на достижение частных целей конкретной организации.

     Необходимость создания государственной службы и  её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

     Понятие государственной службы стало складываться в эпоху просвещённого абсолютизма  в 18 веке. В царской России состоящими на государственной службе считались не только собственно государственные служащие, но и лица, занимающие некоторые выборные должности по земскому и городскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённая ещё Петром 1 «Табель о рангах» (1722 г.), где все должности, как и гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов. При поступлении на государственную службу подробно регламентировался порядок прохождения по лестнице чинов.

     Чиновничий  аппарат был разрушен Октябрьской  революцией. Декрет от 12 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» установил, что «всякое … наименования гражданских чинов (тайные статские и прочие советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской республики».

     В Советский период государственная  служба, как правовой институт продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внимание.

     Становление новой российской государственности в 1991 г. необходимым образом привело к пониманию обязательности формирования законодательной базы, определяющей условия формирования и функционирования государственной службы Российской Федерации. Тем более что состояние государственного аппарата, его дееспособность и профессионализм оставлял желать лучшего.

     Причинами плачевного состояния государственного аппарата в тот период были следующие:

     - организационная нестабильность  в результате частых перестроек  структуры,

     - подрыв престижа государственной  службы в ходе борьбы с «бюрократией» и «номенклатурой»,

     - сокращение реальной оплаты труда, 

     - ослабление контроля над чиновничеством в сочетании с резко возросшими в ходе экономических реформ возможностями личного обогащения,

     Всё это привело к падению дисциплины в госаппарате, масштабной коррупции, массовой утечке квалифицированных кадров в коммерческие структуры.

     Впервые понятие государственной службы было нормативно закреплено в п.1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ныне утратившим силу), где под государственной службой понималось профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов. Так же, законом были определены такие понятия, как: государственная должность, квалификационные требования, правовой статус и принципы государственной службы и т.д. Однако к каким-либо кардинальным изменениям в организации и эффективности государственной службы в России этот закон не привел, ввиду его поверхностности и обычной безалаберности законодателей. К примеру, в законе содержались 42 отсылки к федеральным законам, 20 отсылок к законам субъектов Федерации и 17 отсылок к административным актам. Но ни одного федерального закона и подзаконного акта по вопросам государственной службы до 2003 года принято не было, и потому значительная часть положений названного закона не получила развития.

     В Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации» дано новое определение понятия государственной службы. Теперь государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федераций; органов государственной власти субъектов Федераций, иных государственных органов субъектов Федераций; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающих государственные должности РФ); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федераций (лица, замещающие государственные должности субъектов федераций).

     Что касается лиц, замещающих государственные  должности РФ, то сводный перечень наименований таких должностей был  утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995г. (ред. 12.05.2008г.). Сюда относятся: Президент и Председатель правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федераций, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные функции, и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата.

     Государственная служба представляет собой вид общественно  полезной профессиональной служебной  деятельности, которая хотя и носит  обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается  в содействии по реализации задач и функций того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу.

     Федеральным законом № 58-ФЗ установлена новая система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственная служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно закону от 27 мая 2003г., она подразделяется на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. А военная и правоохранительная служба наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. Наряду с федеральной государственной службой в России складывается государственная гражданская служба субъектов Федераций, которая в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общих (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий (рис. 1). 
 

Рисунок 1. Виды государственной службы. 

     Рассмотрим  эту схему поподробнее:

     - Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в федеральных государственных органах, а правовое регулирование и организация находятся в ведении Российской Федерации;

     - Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации осуществляется в государственных органах субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а организация – в ведении субъекта Российской Федерации;

     - Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Правовое регулирование и организация находятся в ведении Российской Федерации.

Информация о работе Система государственной службы Российской Федерации