Система государственного управления России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

В работе освещены вопросы касательно государственного устройства страны, формы правления, института президента в РФ, структура и функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Работа содержит 1 файл

СГУ России.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного органов гос. власти субъекта.           

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных  законов, принятых Государственной Думой

- утверждение изменения  границ

- утверждение некоторых  важнейших указов Президента  РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

- назначение выборов Президента РФ

- назначение на должность  судей Конституционного, Верховного  и Высшего Арбитражного Судов РФ

- назначение на должность  и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

- отрешение Президента от должности

ГОС. Дума

Гос. Дума состоит из 450 депутатов  и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).          

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных  законов

- дача согласия Президенту  РФ на назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение на должность  и освобождение от должности  Председателя Центрального Банка РФ

- назначение на должность  и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека

- объявление амнистии

- выдвижение обвинения  против Президента РФ для отрешения его от должности.

Все члены Совета Федерации  и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью или  депутатским иммунитетом. Объём  и характер депутатской неприкосновенности 445 не зависит от вида и форм конкретной депутатской деятельности и имеет  временный характер. Неприкосновенность парламентариев распространяется только на период осуществления ими парламентских  полномочий и заканчивается с  окончанием срока их пребывания в  Федеральном собрании.

Важное значение для законодательной власти и механизма её осуществления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанную с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нём вполне определённую роль.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная  инициатива. Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству и законодательным  органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный  суд, Верховный суд и Высший арбитражный  суд РФ (однако оно ограничивается лишь кругом вопросов, относящихся  к ведению этих органов). Все законопроекты, согласно Конституции, вносятся лишь в  Государственную думу. Те из них, которые  касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска  государственных займов, изменения  финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при  наличии заключения Правительства  РФ. Такое же заключение требуется  и для законопроектов, предусматривающих  расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта  к рассмотрению и обсуждение его  в Государственной думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих  комитетах, комиссиях и других рабочих  органах, создаваемых для этого  в нижней палате. Обсуждение законопроекта  проводится на пленарных заседаниях Государственной думы обычно в трёх чтениях. Для обсуждения проекта  государственного бюджета предусматривается четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы, «если иное не предусмотрено  Конституцией Российской Федерации» (ст. 105, п. 1). Для принятия же федеральных  конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией РФ) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Четвёртая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной думы законопроекта  и его принятии или отклонении. Согласно Конституции принятые нижней палатой федеральные законы в  течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение  четырнадцати дней. Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения работы комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной думой с учётом мнения комиссии. В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50% + 1 голос), а квалифицированное большинство– не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование  закона Президентом Российской Федерации. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон должен быть направлен  в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту. Срок для подписания и обнародования  федерального закона, а также федерального конституционного закона– четырнадцать дней. Если в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подлежит подписанию Президентом России в течение семи дней и обнародованию          

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть

Исполнительная власть представляет собой способность и возможность  государства в лице его наделённых соответствующими полномочиями органов  повседневно выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции.

Исполнительная власть реализуется  через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

 Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство России возглавляет  единую систему органов исполнительной власти на всей территория Федерации. Она складывается из федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Федерации. Последние входят в единую систему власти и централизованного  управления лишь в части осуществления  ими полномочий по предметам совместного  ведения Федерации и субъектов  Федерации. Что касается осуществления  полномочий по предметам исключительного  ведения субъектов Федерации, то в данной сфере органы исполнительной власти субъектов Федерации, находясь в постоянной организационно-правовой связи с соответствующими федеральными органами, тем не менее обладают значительной самостоятельностью в решении широкого круга местных управленческих вопросов.

 Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства  РФ

- заместителей Председателя Правительства РФ

- федеральных министров

            Председатель Правительства РФ  назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после  назначения формирует структуру  федеральных органов исполнительной  власти, определяет основные направления  деятельности правительства и организует его работу.

            Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет  Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

- обеспечивает исполнение  гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

- обеспечивает проведение  в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

- обеспечивает единую  политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии

- управляет федеральной собственностью

- осуществляет меры по  обеспечению обороны страны, реализации  внешней политики РФ

- осуществляет меры по  обеспечению законности, прав и свобод граждан

- организует охрану собственности и общественного порядка

- в своей деятельности  руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

- издает постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

- имеет право подать  в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

- в случае отставки  или сложения полномочий продолжает  действовать до сформирования нового   Правительства РФ.

Большинство полномочий, возложенных  на Правительство РФ, осуществляется им непосредственно как коллегиальным  органом. Однако это не исключает  возможности передачи, делегирования  им отдельных своих полномочий или  их отдельных частей отраслевым федеральным  органам исполнительной власти– министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Делегирование полномочий Правительства  носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить  Конституции РФ и другим законодательным  актам. Осуществляя свои полномочия, Правительство действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным собранием, в палатах которого она имеет  своё представительство; с Президентом  России, указы которого являются обязательными  для него; с судебными органами, в частности, с Конституционным  судом, где также имеется представитель  Правительства.

Деятельность Правительства  РФ осуществляется в самых различных  формах: в форме реализации права  законодательной инициативы; дачи отзывов  и официальных заключений Правительства  на различные законопроекты, в особенности  на те, которые имеют финансовый характер; в форме обсуждения и  принятия решений по различным вопросам; в форме непосредственного руководства, координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств и др.

По своему характеру постановления  и распоряжения Правительства могут  быть как нормативными актами, содержащими  общие правила поведения, так  и индивидуальными. Независимо от своей юридической природы и характера постановления и распоряжения Правительства действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всех, кому они адресованы и кого касаются. Обеспечение их исполнения возлагается в конституционном порядке на само Правительство.

За результаты своей деятельности Правительство РФ несёт ответственность  перед Федеральным собранием, а  точнее– перед Государственной думой, и Президентом России. Ответственность Правительства перед российским парламентом носит довольно ограниченный характер по сравнению с его ответственностью перед Президентом. Это проявляется, в частности, в том, что Федеральное собрание не правомочно отправлять в отставку Правительство даже тогда, когда Государственная дума выразит ему недоверие.

Конституция устанавливает, что только Президент РФ «может принять  решение об отставке Правительства  Российской Федерации» (ст. 117, п. 2).

Он же решает вопрос об отставке Правительства также в случае вынесения ему вотума недоверия  со стороны Государственной думы. «После выражения Государственной  думой недоверия Правительству  Российской Федерации,– гласит по этому  поводу статья 117 (п. 3) Конституции,–  Президент Российской Федерации  вправе объявить об отставке Правительства  Российской Федерации либо не согласиться  с решением Государственной думы».

Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства, которая  им «принимается или отклоняется», и в том случае, когда оно  подаёт в отставку по своей собственной  инициативе.

 

СУДЕБНАЯ власть        

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.  Судебная система  РФ - система судов РФ, учрежденных  в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

- Конституционный Суд  РФ

- Верховный Суд РФ

- Высший Арбитражный Суд  РФ

- система судов общей  юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

- система арбитражных судов

           

На федеральном уровне Конституционный суд России является одним из важнейших органов, осуществляющих судебную власть. Конституционный суд  РФ состоит из 19 судей. Формируется  Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должность  судей, а Совет Федерации после  их обсуждения утверждает. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин России, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее 15 лет. Естественно, требуется безупречная репутация  кандидата.

Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных  законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

- не вступивших в силу международных договоров

- споры между федеральными органами власти

- споры о компетенции  между федеральными и региональными органами гос. власти

- споры между высшими  гос. органами власти субъектов

- проверяет конституционность законов

- дает толкование Конституции РФ

Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.                  

Во главе всех судов  общей юрисдикции находится Верховный  суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей  юрисдикции. В качестве такового. Верховный  суд РФ осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах, в частности в форме заседаний пленума Верховного суда, в которых участвует весь состав Верховного суда; в форме обсуждения и решения вопросов на президиуме Верховного суда, в состав которого входят Председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента России; и в форме работы трёх судебных коллегий– по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается пленумом Верховного суда.

Информация о работе Система государственного управления России