Система государственного управления России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

В работе освещены вопросы касательно государственного устройства страны, формы правления, института президента в РФ, структура и функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Работа содержит 1 файл

СГУ России.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

                     Система государственного управления России

- форма правления

- форма устройства

- президент

- ветви власти

 

ФОРМА правления

Россия имеет республиканскую форму правления (президентско-парламентская республика).

ФОРМА гос. устройства

По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. В структурном, равно как и в других, отношении Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей – субъектов Федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 83 субъектов– 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Все автономные округа – субъекты РФ (кроме Чукотского) входят в состав других субъектов РФ – краёв и областей. Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской обл., в настоящее время имеет прямые связи с центром в лице федеральных органов власти, управления и др.

Российская Федерация  создаётся и функционирует на основе строго определённых принципов, которые закрепляются в Конституции  РФ и детализируются в текущем  законодательстве. В наиболее общем  и в то же время концентрированном  виде они представлены в статье 5 Конституции. В ней официально провозглашается  и закрепляется, что федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ – органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризуется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключения субъектам  РФ, а с другой стороны– их отдельными специфическими особенностями. Среди общих черт субъектов РФ– наличие у каждого из них своих высших органов государствен-444 ной власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждая «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство», а каждый край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ «имеет свой устав и законодательство

ПРЕЗИДЕНТ

В государственном механизме  современной России институт президентства, который был учреждён в 1991, фактически всегда играл и продолжает играть ведущую роль. В формально-юридическом  плане Президент РФ со всеми его  властными полномочиями не входит ни в одну из традиционных для теории разделения властей ветвей власти – ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Согласно Конституции  Президент России является главой государства  и в этом качестве выполняет особые функции как по отношению к  другим государственным органам, так  и по отношению к обществу и  в целом к государству.

Президент РФ выступает как  гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель  российского общества и государства. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её государственной  целостности и независимости; определяет основные направления внутренней и  внешней политики российского государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной  власти России.

Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юридической  конституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к одной  из ветвей власти, но и не стоит над  этими ветвями власти. Конституция  РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей деятельности при  определении основных направлений  внутренней и внешней политики государства  Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами.

Президентом России может  быть избран гражданин Российской Федерации  не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и  занимать должность Президента РФ более  двух сроков подряд.

Кандидат на должность  Президента РФ может быть выдвинут избирателями или же избирательными объединениями (блоками). Для официальной регистрации кандидата требуется предварительно собрать 1 млн. подписей избирателей, проживающих в разных частях страны. При этом число подписей избирателей от отдельного субъекта Федерации не должно превышать 70 тыс. При досрочных выборах Президента России общее число подписей в поддержку кандидата на этот пост сокращается наполовину. Кандидат на пост Президента должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) сведения об имуществе и доходах, а также имуществе и доходах членов своей семьи за два года, которые предшествовали выборам.

Для победы на выборах кандидату  на пост Президента России требуется  набрать абсолютное большинство, т.е. более 50% голосов избирателей, принявших  участие в голосовании. Вступление в должность Президента РФ согласно закону происходит на тридцатый день после официального объявления ЦИК  результатов прошедших выборов. При вступлении в должность Президент  РФ приносит присягу. Её текст содержится в Конституции РФ. Присяга приносится «в торжественной обстановке в присутствии  членов Совета Федерации, депутатов  Государственной думы и судей  Конституционного суда Российской Федерации» . К исполнению своих обязанностей Президент РФ приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства  и оказывают огромное влияние  на развитие экономики и общества.

Это, во-первых, полномочия, связанные с выполнением Президентом  функций гаранта Конституции  РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Осуществляя данные функции. Президент решает, в частности, такие вопросы, как помилование, предоставление политического убежища, гражданства, присвоение почётных званий, награждение государственными наградами России и др.

Во-вторых, полномочия, касающиеся внутренней политики российского государства  и безопасности страны. В соответствии с Конституцией РФ Президент не только определяет основные направления внутренней политики государства, но и принимает  меры по их осуществлению. Одновременно, являясь Верховным Главнокомандующим  Вооружёнными силами РФ, он наделяется определёнными полномочиями по укреплению обороноспособности страны, охране её государственной целостности и  независимости. Это, в частности, полномочия назначать и освобождать высшее командование Вооружённых сил; утверждать военную доктрину РФ; формировать и возглавлять в соответствии с федеральным законом, совет безопасности России; вводить в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России на территории всей страны и в отдельных её местностях военное положение «с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе»; вводить при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, чрезвычайного положения во всей стране или в отдельных её частях и др.

В-третьих, полномочия, связанные  с формированием внешней политики российского государства и её осуществлением. Так же как и в  отношении внутренней политики, Президент  не только определяет основные направления  её развития, но и принимает конкретные меры по её реализации. Согласно Конституции  РФ Президент 440 осуществляет руководство  внешней политикой России; ведёт  переговоры и подписывает международные  договоры России; подписывает (после  принятия законов Государственной  думой о ратификации международных  договоров) ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей других государств. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

В-четвёртых, полномочия, касающиеся отношений с парламентом страны и с другими государственными органами.

Полномочия Президента России в отношениях с Федеральным собранием  заключаются в том, что он: назначает  в соответствии с Конституцией и  федеральным законом выборы Государственной  думы; распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ; вносит законопроекты  в Государственную думу; подписывает  и обнародует федеральные законы; представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и др.

По отношению к органам  исполнительной власти полномочия Президента заключаются прежде всего в том, что он полностью формирует Правительство России, назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства, а также федеральных министров. Президент определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

В отношениях с судебными  органами полномочия Президента ограничиваются тем, что он представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

В процессе реализации своих  полномочий Президент Российской Федерации  издаёт установленные Конституцией юридические акты– указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это– властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента являются актами прямого действия и не нуждаются  в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.

По своим юридическим  свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные  и индивидуальные акты. Нормативные  указы и распоряжения содержат в  себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определённый круг лиц. Наряду с Конституцией и  федеральными законами нормативные  акты Президента создают правовую основу для издания правительственных  актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть

Законодательная власть представляет собой способность и возможность  государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов  издавать обладающие высшей юридической  силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции  РФ и принципу разделения властей  законодательная власть России на федеральном  уровне осуществляется Федеральным  собранием – парламентом, а на уровне субъектов Федерации– местными парламентами. На муниципальном уровне органы государственной власти, обладающие правом издания на своих территориях законов, не существуют.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

Федеральное собрание является постоянно действующим государственным  органом, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и  Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются  открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить  совместные заседания для заслушивания  посланий Президента, Конституционного  Суда РФ, выступлений руководителей  иностранных государств

- члены Совета Федерации  и депутаты Гос. Думы обладают  неприкосновенностью в течение  срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

Наряду с законодательной  деятельностью, правотворческими функциями  Федеральное собрание выполняет  одновременно целый ряд и других функций. В их числе:

а) представительская функция  парламента, находящая своё выражение  не только в представительстве интересов  различных слоёв и социальных политических сил, но и в объединении  их в масштабе всего общества, в  формировании на их основе такой социальной общности, которая бы представляла собой единый российский народ;

б) контрольная функция  парламента, осуществляемая им в отношении  органов исполнительной власти в  связи с исполнением государственного бюджета и решением других вопросов государственной жизни;

в) функции, связанные с  непосредственным участием парламента в руководстве делами государства (обсуждение и утверждение бюджета, решение вопросов, связанных с  изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира и  др.);

г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных государственных  органов, назначения и смещения со своих  постов ряда высокопоставленных должностных  лиц (Председателя Правительства, Генерального прокурора и др.).

СОВЕТ Федерации

Информация о работе Система государственного управления России