Шпаргалки

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 20:46, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Предмет, метод и система курса ИГПЗС.
1.. Предмет истории государства и права зарубежных стран:
изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкрет но-исторических закономерностей.
2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:
исторический;
сравнительно-исторический;
системно-структурный;
статистический.

Работа содержит 1 файл

шпоры по ИГПЗС.doc

— 358.00 Кб (Скачать)
  • Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.
  • Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.
  • Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений  – курий. В курию входили воины  – патриции 10 родов. Плебеи не имели  право участвовать в этих органах  управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

  1. Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов: ! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ?. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.
  2. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи , и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать  нового рекса, но при этом сохранить  высшую власть, изменив лишь его  носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления. 

Вопрос  №14 Эволюция общественного  строя Рима в период республики:

Общественный  строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался по 2 основным направлениям:

  1. борьба плебеев и патрициев.
  2. Изменение характера рабства.
 

    Плебеи  с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

  • В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.
  • В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.
  • В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и  регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая  произошла через несколько лет  после установления республики и  была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая  сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали  записи обычаев и патриции согласились  с условием, что будет избрана  специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая  сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили  о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем  году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между  патрициями и плебеями. Но через  несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья  и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске  к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное  значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

  1. допуск плебеев к общему полю.
  2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э плебеи стали  избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции  не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских  собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе  сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная  часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила). 

Вопрос  №15 Государственный  строй Римской  республики:

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

  1. Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;
  2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в  своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и  лишь голосовали. Кроме того, голосование  было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской  республики был Сенат; в сфере  законодательства все законопроекты  обсуждал и закреплял Сенат. В  сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной  казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались  не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались  в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор  назначался по решению Сената на срок ? 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

  • выборность;
  • коллегиальность;
  • срочность (на 1 год);
  • принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая  республика. 

Вопрос  №17 Общественный и  государственный  строй Рима в период империи:

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1.Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.).

2.Доминат  (284 г н.э. – 476 г. н.э.).

Принципиат:

Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту  власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан  получил это почетное звание как  «первый среди равных» в Сенате. Принципс председательствовал в  Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:

  1. Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.
  2. Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан  окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые  церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.

Существенные  изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести  успешные завоевательные войны, а вел  лишь оборонительные. Это привело  к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное  разрушение гражданства и возникновение  согл. Строя, т.е. за отдельными категориями  населения был закреплен отдельный  наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Информация о работе Шпаргалки