Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:51, шпаргалка
Ответы по теории государства и права 2012 год
Принципы организации и деятельности государственного аппарата РФ:
1) Законность – точное, строгое, и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами и должностными лицами всех норм и прав.
2) Гласность – обеспечение информированности граждан о деятельности государственного аппарата.
3) Демократизм – широкое участие населения в формировании государственных органов (выборы).
4) Разделение властей – разделение функции государства между законодательной, исполнительной и судебной властями (горизонтальное разделение властей).
5) Подотчетность – обязанность нижестоящих органов регулярно отчитываться о своей деятельности перед вышестоящими.
6) Сочетание коллегиальности и единоначалия – коллективное обсуждение вопросов и индивидуальное принятие решений для повышения ответственности.
7) Приоритет прав и свобод человека и гражданина – государство создано для человека, а не человек для государства.
8) Профессионализм – должностные лица и государственные служащие делят свои профессиональные функции, и в праве заниматься каждый своей деятельностью.
9) Разделение предметов ведения и полномочий – предотвращение дублирования государственной деятельности различными государственными органами.
14. Политическая система общества: понятие и элементы. Место государства в политической системе общества.
Политическая система общества – это совокупность всех политических явлений, существующих в обществе (широкий смысл); это совокупность всех участников политической жизни (узкий смыл).
Элементы политической системы:
1) Политические нормы – это правила поведения, действующие внутри политической системы. К ним можно отнести нормы права (нормы конституции, избирательного законодательства), корпоративные нормы (уставы и программы политических партий), политические традиции (использование политической символики, проведение праздничных демонстраций).
2) Политические отношения – это связь между субъектами, складывающихся на основе политических отношений (отношения между государством и политической партией, находящейся в оппозиции).
3) Субъекты политики – это нации, классы, иные социальные группы, осознавшие свои интересы и осуществляющие государственную власть или влияющие не нее.
Представители интересов субъектов политики:
- государство: может быть представителем интересов, как господствующего класса, так и представителем интересов общества в целом.
- общественные объединения: добровольные самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
- отдельные личности: способные выражать и отстаивать интересы субъектов политики.
- церковь: представитель верующих в теократических государствах.
- коммерческие организации: представители собственников и предпринимателей.
Государство является особой политической системой общества, т.к.
- может выступать от имени всего общества, обеспечивает социальный мир, должно консолидировать общество и примерять противоречивые общественные интересы;
- обладает суверенитетом, способно ограничить любую другую власть в обществе;
- имеет специальный аппарат, посредством которого осуществляет государственную власть и легализованное принуждение;
- устанавливает общеобязательные правила поведения и в политической сфере, с которыми должны считаться все субъекты политики и их представители;
- является крупным собственником: обладает и управляет государственной собственностью;
- осуществляет государственное регулирование экономики.
15. Понятие, признаки и сущность права.
Правовое государство – это особ форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой:
1)признаются и гарантируются естественные права человека, существуют эффективные процедуры защиты прав и свобод;
2)реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; судебная власть независима и авторитарна в обществе;
3)обеспечивается верховенство правового закона (закон соблюдают все и всегда, закон справедлив, он не отменяет и не умаляет естественных прав и свобод человека подзаконные акты не противоречат законам);
4)существует взаимная ответственность граждан и государства
Предпосылки становления правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных отношений общественных институтов, которые способны ограничить деятельность государства. Гражданское общество является предпосылкой формирования правового государства. Признаки гражданского общества:
1) Высокая социальная активность граждан;
2) Сформированный средний класс собственников, который предает стабильность всему обществу и государству;
3) Первичность общества и вторичность государства: не общество служит государству, а государство обществу;
4) Способность общества правовыми средствами нейтрализовать произвол государства;
5) Развитая и эффективная система местного самоуправления, при котором вопросы местного значения решаются без участия государства за счет средств местного бюджета.
Условия построения правового государства: разгосударствление собственности, становление рыночной экономики, формирование среднего класса собственников, правовое воспитание и образование, формирование правовой и политической культуры граждан, преодоление массового правового нигилизма, социальный мир, политический плюрализм, независимость СМИ, невмешательство государства в частную жизнь граждан.
16. Понятие и виды социальных норм.
17. Принципы и функции права.
Право – это система общеобязательных , формально определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемые им и регулирующих общественные отношения.
Признаки права:
1) Системность: право представляет собой иерархию, согласованную.
2) Исходит от государства: норма права создаются компетентными государственными органами – парламент издает законы, органы исполнительной власти – подзаконные акты.
3) Охраняется силой государственного принуждения
4) Общеобязательность – права имеют общий характер.
5) Формальная определенность – нормативно – правовой акт.
6) Право является государственным регулятором общественных отношений.
Выделяется объективное право – право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право – возможность субъекта прав действовать вдвоем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь).
Сущность права может быть классовой и общесоциальной:
1) Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах
2) Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
Функции права – это государственное воздействие на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно изменяются и развиваются.
Виды функций права:
1) Регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения.
2) Регулятивно – статистическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность.
3) Регулятивно – динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права.
4) Охранительная: правовое воздействие на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству.
5) Экономическая: осуществляет правовое воздействие на экономическую сферу общественной жизни.
6) Политическая – политическое воздействие на политическую сферу.
7) Воспитательная: правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры.
8) Оценочная: оценка поведения субъектов права, с точки зрения соответствия правовых норм.
18. Понятие, признаки и виды правовых норм.
19. Структура нормы права: понятие и элементы.
20. Способы и порядок изложения норм права в нормативных актах.
21. Понятие и виды форм (источников) права.
22. Понятие и виды основных правовых систем современности.
23. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов в РФ.
24.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действия нормативно - правовых актов в пространстве
1) На территории государства:
- на всей территории (федеральные законы конституции, действуют на всей территории России).
- на части территории государства (законы области действуют только на ее территории).
2) Экстерриториальное действие: нормативно правовые акты действуют на квази - территории государства в отношении его граждан (на территории посольств, консульств, на военных судах).
Действия нормативно – правовых актов во времени – нормативно правовые акты действуют с момента вступления в юридическую силу.
Способы вступления НПА в юридическую силу
- с установленного в тексте нормативно – правового акта срока;
- с момента подписания (указы президента);
- с момента опубликования (законы);
- с точно указанной даты (любые нормативно правовые акты). Если в тексте НПА срок не указан, то закон вступает через 10 дней с момента опубликования, акты президента и правительства через 7 дней.
- с момента возникновения определенных обстоятельств (объявление военного
или чрезвычайного положения)
- с даты фактического получения акта исполнителем для нормативно-правовых актов, которые не публикуются (инструкции по осуществлению оперативно – розыскной деятельности)
_____________ - распространение действия нормативно – правового акта на отношения, возникшие до его вступления в юридическую силу. Так действуют нормативно – правовые акты, которые отменяют или смягчают юридическую ответственность или улучшают положение лица, отбывающего наказание.
Основания утраты юридической силы (прекращение действия НПА):
- истечения срока действия НПА, если он был установлен;
- прямая отмена – издание НПА, который отменяет действие другого НПА (указ президента отменяет действие постановление правительства);
- фактическая отмена – принятие нового НПА по этому же вопросу;
- Изменение обстоятельств – изменение действия закона «О военном положении» в результате успешного отражения агрессоров.
Действия нормативно – правовых актов по кругу лиц
- общее действие – НПА действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства.
- специальное действие – НПА действуют в отношении определенного круга лиц, имеющих специальный правовой статус (иностранцев, госслужащих и глав).
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"