Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:51, шпаргалка

Описание работы

Ответы по теории государства и права 2012 год

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Принципы организации и деятельности государственного аппарата РФ:

1)           Законность – точное, строгое, и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами и должностными лицами всех норм и прав.

2)           Гласность – обеспечение информированности граждан о деятельности государственного аппарата.

3)           Демократизм – широкое участие населения в формировании государственных органов (выборы).

4)           Разделение властей – разделение функции государства между законодательной, исполнительной и судебной властями (горизонтальное разделение властей).

5)           Подотчетность – обязанность нижестоящих органов регулярно отчитываться о своей деятельности перед вышестоящими.

6)           Сочетание коллегиальности и единоначалия – коллективное обсуждение вопросов и индивидуальное принятие решений для повышения ответственности.

7)           Приоритет прав и свобод человека и гражданина – государство создано для человека, а не человек для государства.

8)           Профессионализм – должностные лица и государственные служащие делят свои профессиональные функции, и в праве заниматься каждый своей деятельностью.

9)           Разделение предметов ведения и полномочий – предотвращение дублирования государственной деятельности различными государственными органами.


14.    Политическая система общества: понятие и элементы. Место государства в политической системе общества.

 

           Политическая система общества – это совокупность всех политических явлений, существующих в обществе (широкий смысл); это совокупность всех участников политической жизни (узкий смыл).

        Элементы политической системы:

1)           Политические нормы – это правила поведения, действующие внутри политической системы. К ним можно отнести нормы права (нормы конституции, избирательного законодательства), корпоративные нормы (уставы и программы политических партий), политические традиции (использование политической символики, проведение праздничных демонстраций).

2)           Политические отношения – это связь между субъектами, складывающихся на основе политических отношений (отношения между государством и политической партией, находящейся в оппозиции).

3)           Субъекты политики – это нации, классы, иные социальные группы, осознавшие свои интересы и осуществляющие государственную власть или влияющие не нее.

         Представители интересов субъектов политики:

- государство: может быть представителем интересов, как господствующего класса, так и представителем интересов общества в целом.

- общественные объединения: добровольные самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

- отдельные личности: способные выражать и отстаивать интересы субъектов политики.

- церковь: представитель верующих в теократических государствах.

- коммерческие организации: представители собственников и предпринимателей.

        Государство является особой политической системой общества, т.к.

  - может выступать от имени всего общества, обеспечивает социальный мир, должно консолидировать общество и примерять противоречивые общественные интересы;

  - обладает суверенитетом, способно ограничить любую другую власть в обществе;

  - имеет специальный аппарат, посредством которого осуществляет государственную власть и легализованное принуждение;

  - устанавливает общеобязательные правила поведения и в политической сфере, с которыми должны считаться все субъекты политики и их представители;

  - является крупным собственником: обладает и управляет государственной собственностью;

  - осуществляет государственное регулирование экономики.


15.      Понятие, признаки и сущность права.

           Правовое государство – это особ форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой:

     1)признаются и гарантируются естественные права человека, существуют эффективные процедуры защиты прав и свобод;

     2)реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; судебная власть независима и авторитарна в обществе;

     3)обеспечивается верховенство правового закона (закон соблюдают все и всегда, закон справедлив, он не отменяет и не умаляет естественных прав и свобод человека подзаконные акты не противоречат законам);

     4)существует взаимная ответственность граждан и государства

           Предпосылки становления правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных отношений общественных институтов, которые способны ограничить деятельность государства. Гражданское общество является предпосылкой формирования правового государства. Признаки гражданского общества:

1)           Высокая социальная активность граждан;

2)           Сформированный средний класс собственников, который предает стабильность всему обществу и государству;

3)           Первичность общества и вторичность государства: не общество служит государству, а государство обществу;

4)           Способность общества правовыми средствами нейтрализовать произвол государства;

5)           Развитая и эффективная система местного самоуправления, при котором вопросы местного значения решаются без участия государства за счет средств местного бюджета.

               Условия построения правового государства: разгосударствление собственности, становление рыночной экономики, формирование среднего класса собственников, правовое воспитание и образование, формирование правовой и политической культуры граждан, преодоление массового правового нигилизма, социальный мир, политический плюрализм, независимость СМИ, невмешательство государства в частную жизнь граждан.

 

16.      Понятие и виды социальных норм.

 

17.      Принципы и функции права.

 

       Право – это система общеобязательных , формально определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемые им и регулирующих общественные отношения.

        Признаки права:

1)           Системность: право представляет собой иерархию, согласованную.

2)           Исходит от государства: норма права создаются компетентными государственными органами – парламент издает законы, органы исполнительной власти – подзаконные акты.

3)           Охраняется силой государственного принуждения

4)           Общеобязательность – права имеют общий характер.

5)           Формальная определенность – нормативно – правовой акт.

6)           Право является государственным регулятором общественных отношений.

Выделяется объективное право – право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право – возможность субъекта прав действовать вдвоем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь).

Сущность права может быть классовой и общесоциальной:

1)           Классовая сущность  присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах

2)           Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Функции права – это государственное воздействие на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно изменяются и развиваются.

Виды функций права:

1)           Регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения.

2)           Регулятивно – статистическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность.

3)           Регулятивно – динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права.

4)           Охранительная: правовое воздействие на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству.

5)           Экономическая: осуществляет правовое воздействие на экономическую сферу общественной жизни.

6)           Политическая – политическое воздействие на политическую сферу.

7)           Воспитательная: правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры.

8)           Оценочная: оценка поведения субъектов права, с точки зрения соответствия правовых норм.

 

18.      Понятие, признаки и виды правовых норм.

 

19.      Структура нормы права: понятие и элементы.

 

 

20.      Способы и порядок изложения норм права в нормативных актах.

 

21.      Понятие и виды форм (источников) права.

 

 

22.      Понятие и виды основных правовых систем современности.

 

23.      Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов в РФ.

 

 

 

  24.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

    Действия нормативно - правовых актов в пространстве

1)           На территории государства:

- на всей территории (федеральные законы конституции, действуют на всей территории России).

- на части территории государства (законы области действуют только на ее территории).

2) Экстерриториальное действие:  нормативно правовые акты действуют на              квази - территории государства в отношении его граждан (на территории посольств, консульств, на военных судах).

 

Действия нормативно – правовых актов во времени – нормативно правовые акты действуют с момента вступления в юридическую силу.

           Способы вступления НПА в юридическую силу

    - с установленного в тексте нормативно – правового акта срока;

    - с момента подписания (указы президента);

    - с момента опубликования (законы);

    - с точно указанной даты (любые нормативно правовые акты). Если в тексте НПА срок не указан, то закон вступает через 10 дней с момента опубликования, акты президента и правительства через 7 дней.

    - с момента возникновения определенных обстоятельств (объявление военного 

       или чрезвычайного положения)  

    - с даты фактического получения акта исполнителем для нормативно-правовых актов, которые не публикуются (инструкции по осуществлению оперативно – розыскной деятельности)

          _____________ - распространение действия нормативно – правового акта на отношения, возникшие до его вступления в юридическую силу. Так действуют нормативно – правовые акты, которые отменяют или смягчают юридическую ответственность или улучшают положение лица, отбывающего наказание.

        Основания утраты юридической силы (прекращение действия НПА):

    - истечения срока действия НПА, если он был установлен;

    - прямая отмена – издание НПА, который отменяет действие другого НПА (указ президента отменяет действие постановление правительства);

    - фактическая отмена – принятие нового НПА по этому же вопросу;

    - Изменение обстоятельств – изменение действия закона «О военном положении» в результате успешного отражения агрессоров.

   Действия нормативно – правовых актов по кругу лиц

    - общее действие – НПА действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства.

    - специальное действие – НПА действуют в отношении определенного круга лиц, имеющих специальный правовой статус (иностранцев, госслужащих и глав).

 

 

       

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"