Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:51, шпаргалка
Ответы по теории государства и права 2012 год
История государства выделяет две формы государственно – территориального устройства: унитарную и федеративную.
1) Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система государственной власти и один уровень законодательства. Унитарное государство может иметь в своем составе автономные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления. Унитарное государство может быть однонациональным и многонациональным.
2) Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть, функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства, предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.
Виды федераций можно выделить по различным основаниям:
а) по принципу формирования субъектов федерации:
- национальные федерации – территории субъектов федерации определяются с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка.
- территориальные федерации – территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам.
- смешанные федерации – территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами
б) по разграничению предметов ведения и полномочий:
- кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий: сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий.
- дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий.
в) по роли федерального центра:
- относительно – централизованные федерации: имеют сильный федеральный центр, большинство политических решений принимается центральной властью
- относительно – децентрализованные федерации: имеют слабый федеральный центр, большинство политических решений принимается властями субъектов федерации
г) по статусу субъект федерации:
- симметричные федерации: субъекты федерации равноправны.
- асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом
Конфедерация не является формой государственного устройства, так как имеет в своем составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза.
10. Государственно-правовой режим: понятие и виды.
Государственно – правовой режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права. Виды государственно – правовых режимов: парламентизм, абсолютизм, министериализм.
Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно – правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни, опирается не только право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими:
1) Демократический режим – предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентизма). Это современные Россия, США.
Формы демократии:
- прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путем проведения всенародных выборов и референдумов;
- представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.
2) Антидемократические режимы:
а) Тоталитарный режим предполагает: всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью; отсутствие реальных прав и свобод человека; террористические методы осуществления государственной власти; жесткую цензуру; господствующую государственную идеологию и как следствие однопартийность; милитаризацию общественной жизни; выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.
Виды тоталитарных режимов:
- фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих.
- нацизм: дискриминация, вплоть до физического уничтожения по признаку национальности.
- расизм: дискриминация по признаку расы.
б) Авторитарный режим: является переходным режимом между тоталитарным режимом и демократией. Имеет следующие черты: ограничение реальных прав человека; ограничение роли выборных органов государственной власти; усиление роли исполнительных органов; отсутствие разделения властей в целом; наличие цензуры.
11. Механизм государства: понятие, признаки и элементы.
Механизм государства – это система взаимодействующих государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права и осуществляющих функции государства.
Элементы механизма государства:
1) Государственный аппарат – это совокупность всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в отношении всего населения, находящегося на территории государства. Элементом государственного аппарата является государственный орган – это относительно самостоятельная часть государственного аппарата, которая создается в установленном законом порядке, имеет свою структуру, наделяется компетенцией для выполнения определенных задач и официально представляет государство. В России органы государственной власти сформированы на основании принципа разделения властей.
2) Государственные организации: не имеют членства некоммерческие организации, учрежденные государством на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основе федерального закона.
3) Государственные учреждения: создаются для выполнения социальных и духовно – культурных функций государства, не имеют властных полномочий.
4) Государственные предприятия: предприятия, основанные на государственной форме собственности, созданные для извлечения прибыли, часть которой идет в государственный бюджет. Только на государственных предприятиях допускается производство оружия, чеканка монеты, изготовление государственных наград. Ряд государственных предприятий имеют стратегическое значение, особенно в период чрезвычайных ситуаций.
5) Принципы – основополагающие идеи, в соответствии с которыми формируется и действует государственный механизм, принцип единства воли государства, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма.
6) Нормы права – закрепляющие принципы, порядок формирования, компетенцию, структуру элементов государственного механизма. Взаимодействие всех элементов государственного механизма возможно только на основании действующих норм права, которые содержатся в конституции и иных нормативно – правовых актах.
В узком смысле механизм государства, совпадает с государственным аппаратом, т.е. представляет собой совокупность органов государственной власти.
12. Понятие и классификация органов государственной власти.
Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственный функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.
Признаки государственного органа:
1) Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособленен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.
2) Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе: управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.
3) Наличие компетенций, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и возможность осуществлять принуждение от имени государства.
4) Каждый государственный орган создается для выполнения отдельных государственных функции (законодательные органы, правоохранительные органы).
5) Наличие материальной базы – бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи.
6) Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющий порядок его формирование и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».
Основания классификации государственных органов:
1) По принципу разделения властей:
- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);
- исполнительные органы: создают условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства);
- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов);
2) По принципу федерализма:
- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент);
- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное собрание Кировской области);
3) По порядку формирования:
- выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом;
- назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами;
4) По способу принятия решений:
- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент);
- единоначальные: решения принимаются руководителем органа;
5) По месту в системе государственных органов:
- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать;
- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними;
6) По территориальному масштабу деятельности:
- центральные органы: расположены, как правило, столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными;
- территориальные органы: расположены на территории каждого административно – территориального образования, но подчиняются только центральному органу;
7) По характеру компетенций:
- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, правительство);
- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни;
8) По времени функционирования:
- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (правительство, суды);
- временные: создаются на определенный срок с определенной целью (госкомиссия по расследованию аварии);
13. Государственный аппарат РФ: понятие, структура и принципы функционирования.
Государственный аппарат РФ – это система органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функции Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей
Федеральный уровень государственный органов:
1) Федеральное Собрание (Парламент) РФ – осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции. Состоит из Совета Федерации (178 представителей законодательного и исполнительного органов субъектов РФ) и Государственной думы (450 депутатов, избранных по мажоритарной и пропорциональной системами).
2) Правительство РФ (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства – федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть РФ.
3) Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Эта назначаемые органы специальной компетенции.
4) Президент Российской федерации (единоначальный выборный орган) и органы при президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государственных федеральных органов.
5) Прокуратура РФ – система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.
Государственные органы субъектов РФ:
1) Законодательные представительные выборные коллегиальные органы общей компетенции (парламенты республик, областные думы).
2) Исполнительные органы общей компетенции (президенты республик, мэр Москвы, министерства и ведомства).
3) Судебная власть – назначаемые органы специальной компетенции (конституционные суды республик, мировые суды).
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"