Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:10, шпаргалка
Проблема возникновения государства и права остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет/Во-вторых, исторические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
(республики,
автономная область,
административно-
федерального значения). Да и по количеству субъектов РФ занимает
1-е место в мире. Большое число таких субъектов может привести
к неуправляемому качеству.
17) МЕХАНИЗМ ГОС-ВА
Механизм гос-ва—это целостная иерархическая система
гос-х органов и учреждений, практически осущес-х гос.власть,
задачи и ф-и гос-ва.Приведенное опред-е позволяет
выделить след.хар-ые признаки механизма гос-ва.
1.Это
целостная иерархическая
ждений. Целостность ее обеспечивается едиными принци-
пами организации и деят-ти гос.органов и учреждений,
едиными задачами и целями их деят-и.
2.Первичными
структурными частями (
явл-ся гос.органы и учреждения, в кот-х работают гос.служащие
(чиновник).Гос.органы связаны между собой началами
субординации и координации.
3.Для обеспечения гос.властных велений он имеет непосред-е
орудия (учреждения) принуждения, соотв-ие технич. ур-ню
каждой эпохи—воор.отряды людей,тюрьмы. Без них не может
обойтись ни одно гос-во.
4.При помощи механизма практически осущ-ся власть и
выполняются функции гос-ва.
Структура механизма гос-ва изменчива и разнообразна,
но при всех условиях в него входят органы управления и
органы принуждения.Механизм совр.гос-ва отличается
высокой степенью сложности, многообразием органов и
учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну
его подсистему образуют высшие органы гос-а: представи-
тельные, глава гос-ва, прав-во.Они обычно нах-ся в поле
зрения общес-ти,СМИ,вокруг них форм-ся общ.мнение. Другая
подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также
силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние
выполняют решения высших органов гос-ва, в том числе
методами
гос.принуждения(воен.
Наиболее жесткие способы принуждения осущ-т воор.отряды
людей—войско, полиция.К органам гос-а примыкают гос.учре-
ждения, кот-е властными полномочиями не обладают, а
выполняют общесоц. ф-и в сфере эк-ки,образования,здравоо
18)ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТ-ТИ ГОС.АППАРАТА
Аппарат гос-ва-это система гос.орагнов,взаимосвязанных общими
принципами огранизации и деят-ти. Подобные принципы-это
исходные идеи,руководящие положения,определ-е оснн.подходы
к формированию и ф-ю гос.органов.Осн.принципы отражены в Кон-и РФ:
-принцип приоретета прав и сводод чел-ка и гражданина (преполагает
соответ.обяз-ти гос.органов и служащищих собюлюдать и защищать их)
-принцип представ-ва интересов граждан во всех звеньях гос.аппарата
-принцип демократизма,позволяющий учитывать интересы большинства
граждан гос-ва. Выр-ся в выборахпредставит-х органов и органов мест.
самуправления в проведении референдумов
-принцип разделение властей,исключающий возможность произвола со
стороны гос.органов и должностных лиц
-принцип законностити(означает обяз-ть солюдения законов во всех
звеньях гос.аппарата)
-принцип гласности(обеспечивает открытость деят-ти гос.органов)
-принцип
профессионализма и
высокий ур-нь решения важнейших вопрос гос.жизни.(закон о гос. службе)
-принцип федерализма(в федер.гос-х)-обеспечивает разграничение
предмета ведения между федерацией и ее субъектами
-принцип сочетанию коллегиальности и единоначалия-обеспечивает
разумное соот-е демокр. и бюр.начал гос.аппарата
-принцип
сочетания выборности и
соот-е децентрализации и централизации в гос.управл-и.
-принцип иерархичности-органы гос-ва занимают в гос.аппарате разные
ур-и: одни органы подчинены другим,решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих.
Всестор.учет принципов как при образовании гос.органов,так и в процессе
их ф-я позволяет обеспечить макс.эфф-ть гос-го управл-я общ-м,
ведет к его демократизации и поыышению эф-ти.
19)
ОРГАНЫ ГОС-ВА:ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
Первичным
и важнейшим структурным
гос-ва явл-ся орган гос-а.Это звено механизма гос-ва,
участвующее в осущ-и ф-й гос-ва и наделенное для этого
властными полномочиями.Хотя орган гос-ва и обладает
опред. самостоятельностью, автономией, он служит частью
единого механизма гос-ва, занимает в гос.машине свое место
и прочно связан с другими ее частями.Орган гос-ва состоит
из гос.служащих, кот-е нах-ся в особых правоотношениях
между собой и органом. Они абстрагированы от семейных,
ражданских и других отношений, не имеющих связи с гос.службой,
Положение,права и обяз-ти гос.служащих опред-ся законом и
обесп-т их правовой статус.Объем и порядок использования
ими властных правомочий устан-ся тоже законом и конкретизи-
руются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
Органы гос-ва имеют внутр.строение.Они состоят из подразде-
лений, скрепленных единством целей, ради достижения кот-х
образованы, и дисциплиной, кот-ю все служащие обязаны соблюдать.
Важн. признаком органа гос-ва явл-ся наличие у него компетенции—
властных правомочий(совокупности прав и обяз-й) опред.содержа-
ния и объема.Органы гос-ва классифициру-ся:
По способу возникновения они подразделяются на первичные и
производные. Первичные органы гос-ва никакими другими
органами не создаются.Производные органы создаются
первичными органами, кот-е и наделяют их властными полномо-
чиями.К ним относ-я исполнительно-распорядительные органы,
органы прокуратуры и т. д. По объему властных полномочий
органы гос-ва класси-ся на высшие и местные.Правда, не все
местные органы явл-ся гос.(напр.,органы местного самоупр.).
Высшие органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос.власть,
распространяющуюся на тер-ю всего гос-ва. По широте компете-
нции выделяются органы гос-ва общей и спец.компетенции.
Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг
вопросов.Напр.,прав-во,
всех ф-й гос-ва.Органы спец.(отраслевой) компетенции спец-ся на
выполнении какой-то,одной ф-и,одного вида деят-ти (мин-во финансов).
Органы гос-ва бывают выборные и назнач., коллег. и единоличные.
20) ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ,ГОС-ВА
К концу XX столетия в ряде
развитых стран сложились такие типы правовых и политических
систем, принципы построения которых во многом соответствуют
идеям правовой государственности. 1. Принцип приоритета права
. В литературе при характеристике правового государства очень часто
употребляется термин «господство права», На наш взгляд,
русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому
в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности
права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права
как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации
права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный,
комплексный, непреходящий и абсолютный характер.Человек как
разумное и общественное существо в процессе своей жизни,
общения с себе подобными создает различные организационные
формы своего существования и устанавливает приемлемые для
себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и
государство производны от человека.3. Принцип единства права и
закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт
должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и
содержанию быть правовым. Это означает, что он должен
отражать естественно-правовые начала, соответствовать междуна-
родно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть
принятым легитимным органом государственной власти, зак-
онно избранным или назначенным. 4. Принцип правового разгр-
аничения деятельности различных ветвей государственной
власти. Власть в государстве может олицетворять один
человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может
принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политич-
еской бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,
каким путем она им досталась (революция, гражданская война,