Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:10, шпаргалка

Описание работы

Проблема возникновения государства и права остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет/Во-вторых, исторические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ.docx

— 103.67 Кб (Скачать)
stify">устройства  РФ принципов: национально-территориального

(республики, автономная область, автономные  округа) и

административно-территориального (края, области, города

федерального  значения). Да и по количеству субъектов  РФ занимает

1-е место  в мире. Большое число таких  субъектов может привести

к неуправляемому качеству.

17) МЕХАНИЗМ ГОС-ВА

Механизм  гос-ва—это целостная иерархическая система

гос-х органов и учреждений, практически осущес-х гос.власть,

задачи  и ф-и гос-ва.Приведенное опред-е позволяет

выделить  след.хар-ые признаки механизма гос-ва.

1.Это  целостная иерархическая система  гос.органов и учре-

ждений. Целостность ее обеспечивается едиными принци-

пами организации и деят-ти гос.органов и учреждений,

едиными задачами и целями их деят-и.

2.Первичными  структурными частями (элементами) механизма

явл-ся гос.органы и учреждения, в кот-х работают гос.служащие

(чиновник).Гос.органы связаны между собой началами

субординации  и координации.

3.Для  обеспечения гос.властных велений он имеет непосред-е

орудия (учреждения) принуждения, соотв-ие технич. ур-ню

каждой  эпохи—воор.отряды людей,тюрьмы. Без них не может

обойтись  ни одно гос-во.

4.При  помощи механизма практически  осущ-ся власть и

выполняются функции гос-ва.

Структура механизма гос-ва изменчива и разнообразна,

но при  всех условиях в него входят органы управления и

органы  принуждения.Механизм совр.гос-ва отличается

высокой степенью сложности, многообразием  органов и

учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну

его подсистему образуют высшие органы гос-а: представи-

тельные, глава гос-ва, прав-во.Они обычно нах-ся в поле

зрения  общес-ти,СМИ,вокруг них форм-ся общ.мнение. Другая

подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также

силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние

выполняют решения высших органов гос-ва, в том числе

методами  гос.принуждения(воен.подавление, полиц.меры).

Наиболее  жесткие способы принуждения  осущ-т воор.отряды

людей—войско, полиция.К органам гос-а примыкают гос.учре-

ждения, кот-е властными полномочиями не обладают, а

выполняют общесоц. ф-и в сфере эк-ки,образования,здравоо

18)ПРИНЦИП  ОРГАНИЗАЦИИ И  ДЕЯТ-ТИ ГОС.АППАРАТА

Аппарат гос-ва-это система гос.орагнов,взаимосвязанных общими

принципами  огранизации и деят-ти. Подобные принципы-это

исходные  идеи,руководящие положения,определ-е оснн.подходы

к формированию и ф-ю гос.органов.Осн.принципы отражены в Кон-и РФ:

-принцип  приоретета прав и сводод чел-ка и гражданина (преполагает

соответ.обяз-ти гос.органов и служащищих собюлюдать и защищать их)

-принцип  представ-ва интересов граждан во всех звеньях гос.аппарата

-принцип  демократизма,позволяющий учитывать интересы большинства

граждан гос-ва. Выр-ся в выборахпредставит-х органов и органов мест.

самуправления в проведении референдумов

-принцип  разделение властей,исключающий возможность произвола со

стороны гос.органов и должностных лиц

-принцип  законностити(означает обяз-ть солюдения законов во всех

звеньях гос.аппарата)

-принцип  гласности(обеспечивает открытость деят-ти гос.органов)

-принцип  профессионализма и компетенции  гос.служащих(Гарантирует

высокий ур-нь решения важнейших вопрос гос.жизни.(закон о гос. службе)

-принцип  федерализма(в федер.гос-х)-обеспечивает разграничение

предмета  ведения между федерацией и ее субъектами

-принцип  сочетанию коллегиальности и  единоначалия-обеспечивает

разумное  соот-е демокр. и бюр.начал гос.аппарата

-принцип  сочетания выборности и назначаемости-выр-ет оптимальное

соот-е децентрализации и централизации в гос.управл-и.

-принцип  иерархичности-органы гос-ва занимают в гос.аппарате разные

ур-и: одни органы подчинены другим,решения вышестоящих органов

обязательны для нижестоящих.

Всестор.учет принципов как при образовании гос.органов,так и в процессе

их ф-я позволяет обеспечить макс.эфф-ть гос-го управл-я общ-м,

ведет к его демократизации и поыышению эф-ти.

19) ОРГАНЫ ГОС-ВА:ОПРЕДЕЛЕНИЯ,ПРИЗНАКИ,ВИДЫ

Первичным и важнейшим структурным элементом  механизма

гос-ва явл-ся орган гос-а.Это звено механизма гос-ва,

участвующее в осущ-и ф-й гос-ва и наделенное для этого

властными полномочиями.Хотя орган гос-ва и обладает

опред. самостоятельностью, автономией, он служит частью

единого механизма гос-ва, занимает в гос.машине свое место

и прочно связан с другими ее частями.Орган гос-ва состоит

из гос.служащих, кот-е нах-ся в особых правоотношениях

между собой и органом. Они абстрагированы от семейных,

ражданских и других отношений, не имеющих связи с гос.службой,

Положение,права и обяз-ти гос.служащих опред-ся законом и

обесп-т их правовой статус.Объем и порядок использования

ими властных правомочий устан-ся тоже законом и конкретизи-

руются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

Органы  гос-ва имеют внутр.строение.Они состоят из подразде-

лений, скрепленных единством целей, ради достижения кот-х

образованы, и дисциплиной, кот-ю все служащие обязаны соблюдать.

Важн. признаком органа гос-ва явл-ся наличие у него компетенции—

властных  правомочий(совокупности прав и обяз-й) опред.содержа-

ния и объема.Органы гос-ва классифициру-ся:

По способу  возникновения они подразделяются на первичные и

производные. Первичные органы гос-ва никакими другими

органами  не создаются.Производные органы создаются

первичными  органами, кот-е и наделяют их властными полномо-

чиями.К ним относ-я исполнительно-распорядительные органы,

органы  прокуратуры и т. д. По объему властных полномочий

органы  гос-ва класси-ся на высшие и местные.Правда, не все

местные органы явл-ся гос.(напр.,органы местного самоупр.).

Высшие  органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос.власть,

распространяющуюся на тер-ю всего гос-ва. По широте компете-

нции выделяются органы гос-ва общей и спец.компетенции.

Органы  общей компетенции правомочны решать широкий круг

вопросов.Напр.,прав-во,исполняя законы,активно участвует в осущ-и

всех  ф-й гос-ва.Органы спец.(отраслевой) компетенции спец-ся на

выполнении какой-то,одной ф-и,одного вида деят-ти (мин-во финансов).

Органы  гос-ва бывают выборные и назнач., коллег. и единоличные.

20) ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ  ПРАВ,ГОС-ВА

К концу XX столетия в ряде

развитых  стран сложились такие типы правовых и политических

систем, принципы построения которых во многом соответствуют

идеям правовой государственности. 1. Принцип приоритета права

. В литературе при характеристике правового государства очень часто

употребляется термин «господство права», На наш взгляд,

русский перевод данного термина не адекватен  вкладываемому

в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности

права. Это поможет избежать, с одной  стороны, трактовки права

как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации

права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

2. Принцип правовой  защищенности человека  и гражданина.

Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный,

комплексный, непреходящий и абсолютный характер.Человек как

разумное  и общественное существо в процессе своей жизни,

общения с себе подобными создает различные организационные

формы своего существования и устанавливает  приемлемые для

себя  правила игры, нормы поведения. В  этом смысле право и

государство производны от человека.3. Принцип единства права и

закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт

должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и

содержанию  быть правовым. Это означает, что  он должен

отражать  естественно-правовые начала, соответствовать  междуна-

родно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть

принятым  легитимным органом государственной власти, зак-

онно избранным или назначенным. 4. Принцип правового разгр-

аничения деятельности различных ветвей государственной

власти. Власть в государстве может олицетворять один

человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может

принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке партийно-политич-

еской бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,

каким путем она им досталась (революция, гражданская война,

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права