Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:10, шпаргалка
Проблема возникновения государства и права остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет/Во-вторых, исторические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
монархия(прав-во форм-ся из пред-й опред.партии) и дуалистич.
монархия (Кайзеровская Германия 1871-1918г).При ней гос. власть
носит 2-й хар-р.Она разделена между прав-м и парл-м.
Республика—это форма правления, в кот-й высшая гос. власть
принадлежит выборным органам, избираемым на опред.срок и несущим
ответ-ть перед избирателями.Республике присущ демок.способ
образования верх.органов гос-ва;в развитых гос-х взаимоотношения
между высш.органами строятся на принципе разделения властей,
они имеют связь с избирателями и ответ-ны перед ними. Республ-
иканская форма правления зародилась в рабовладельческих
гос-х.Наиболее яркое проявление она нашла в дем.Афинской респ-
ублике. Совр.республики подразд-ся на парламентарные и
президентские.
Различаются они главным
какой из органов верховной власти — парл-т или президент —
формирует прав-во и направляет его работу и перед кем —
парламентом или президентом — прав-во несет ответ-ть.
В парламентарной респ-ке парл-т наделен не только зак-ми полномоч.,
но и правом требовать отставки прав-ва,выразив ему недоверие.
Президент респ-ки явл-ся только главой гос-ва, но не главой прав-ва.
Это означает,что прав-во формируется партией ,победившей на
парлам-х выборах, а президент лишен возм-ти направлять его деят-ть.
Руководит прав-м премьер-министр (он может называться иначе).
През.респ-ка—это форма правления,где президент непосре-но
при определенном парламентском контроле формирует прав-во,
кот-е несет перед ним ответ-ть за свою деят-ть.В през-х респ-х
обычно
нет должности премьер-
гос-ва и главы прав-ва выполняет президент.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-
парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия),
в кот-х парламент и президент в той или иной мере делят свой
контроль и свою ответ-ть по отношению к прав-ву.
12) ФОРМЫ ГОС-ГО УСТРОЙСТВА.
Это нац. и администр.-тер-ое деление гос-ва,
кот-ое скрывает хар-р взаимоотн-й между его
состав.частями,между центр.и местн. органами
гос.власти.Форма гос.устрой-ва показывает,из
каких частей состоит внутр.струк.гос-ва,как стро-
ятся отношениями между центр.и мест.гос.орга-
нами,интересы каждой нации.
Унит. гос-во— это целостное централиз-е гос-во,
адм.о-территориальные единицы которого (области, провинции,
округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не
обладают суверенными правами. В унитарном гос-ве единые
высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая конституция,
что создает организационно-правовые предпосылки для высокой
степени влияния центральной гос. власти на всей
территории страны. Органы адм.-территориальных
единиц находятся полном подчинении центра,
Большинство всех существовавших и ныне существующих
гос-в унитарные. Это и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо
управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обес-
печивает гос-е единство. Унитарные государства могут
иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия
и многонациональный (Великобритания, Бельгия) состав населения.
Федеративное гос-во- сложное союзное гос-во,части кот-го
(республики, штаты,земли) яв-ся гос-ми или гос.образованиями,
бладающими суверенитетом.Федерация строится на началах децен-
трализации.В строго научном смысле федерацией наз-ют союз гос-в,
основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация
возможна только там, где объединяются самостоятельные гос-ва.
Входящие в состав федерации гос.образ-я и гос-ва наз-ся ее
субъектами.Они могут иметь свои конституции, свое гражданство,
собственные высшие гос.органы — зак-ые, испол-ные, судебные.
Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в
целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их
компетенции (предметы ведения).Способы размежевания компе-
тенции,применяемые в различных федерациях, многообразны,
однако наиболее распространенными являются 2. В США,
Канаде, Бразилии, Мексике и других странах кон-ии
устанавливают сферы, подпадающие под исключительную
компет-ю федерации и исключительную компетенцию ее субъектов.
В ФРГ, Индии и иных гос-х конституции, кроме того, предусма-
тривают сферу действия совместной компетенции федерации
и ее субъектов.
Конфедерация — это союз суверенных гос-в, образуемый для
достижения опред.целей (военных, экономических и др.). Здесь
союзные органы лишь координируют деятельность гос-в—членов
конф-и и только по тем вопросам, для решения которых они
объединились. Конф-я не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные
объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо
распадаются,
либо преобразуются в федерации(
Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:в конф-ю
могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,
Северная и Южная Корея.В посл. десятилетия появилась
особая форма ассоциированного гос.объединения. Примером
тому является Европейское Сообщество, уже вполне
доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что
процесс
современной европейской
от содружества к конфедеративному государственному устройству,
а от него—и к федеративному всеевропейскому гос-ву.
гос-ву.
13)ГОС-ЫЕ РЕЖИМЫ.
Для хар-ки формы гос-ва употр.термин гос-ый режим.Он хар-ет
функци-ю сторону формы гос-ва-формы и методы осущ-я гос.власти.
Т.е это деят-ть органов гос-ва по управлению общ-м, по регули-
рованиию поведения физ.и юр.лиц, учреждений и т.д.
Демократ.режим (США, Канада).Складывается в правовых гос-х,
Гос-во обеспечивает свободное развитие личности, фактич.
запущенность ее законных прав и интересов.Режим выр-ся в:
-свобода личности в сфере эк.деят-ти
-гарантирова-ть личных прав и свобод гражданина
-создает эфф-е механизмы прямого воздействия населения
страны на хар-р гос.власти
-личность
защищена от произвола,
-учитывает интересы больш-ва и меньш-ва одинаково
-базируется на законах,кот-е отражают объективные потребности
развития личности и общ-ва.
Антидемократ.режим.Признаки: гос-во подавляет личность,
ущемляет ее права; тоталь.контроль гос-ва над всеми сферами
общ-й жизни,диктатура одной партии; огусадарствление всех
общ-х организаций; всеохватывающая милитаризация общ.жизни;
игнорирование
интересов нац.гос.образований;
особ-ей религ.убеждений населения. Делится на: авторитарный
режим (Индонезия, Парагвай) – преобладают методы принуждения,
а то и
прямого насилия.Выборы-
запрещены.Роль парл-та принижена.Доминирует испол.власть.
Тот.режим (Гитлер в Герм.,Сталин)–целиком основан на методах
псих.,идеол.,физ.принуждения.
номенклатура во главе с вождем.Этот режим сущ-т в фашистких
гос-х,в нек-х мусульманских странах.
16) ФОРМА СОВР.РОС.ГОС-ВА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая
соц. напряженность обусловили тот факт, что в РФ в кач-ве
формы
правления установлена през.
дающая по сравнению с традиц. президентскими респ-ми рядом
особен-ей.Во-первых, наряду с признаками през.республики данная
форма имеет (правда, незначительные) элементы парлам. респ-ки,
состоящие в том, что Гос.Дума может выразить недоверие Прав-ву
(хотя
решать его судьбу и в этом
случае будет Президент).Во-
налицо дисбаланс между зак-й и президентской властью, сущ-й пере-
вес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равно-
весие и устойчивость гос.власти в целом.Наконец, в-третьих,
уникальность России как фед-и не может не быть отраженной в
механизме гос.власти, особенно с учетом того, что в ряде ее
республик также сущ-т институт президентства.
Что касается формы гос. устрой-ва,то Рос.гос-во—самобытная,
уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном
правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки
федеративных
отношений выступают
органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с
Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и
полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоре-
чивость двух изначально заложенных в основу государственного