Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к государственному экзамену по "Теории Государства и Права"

Работа содержит 1 файл

Теория Государства и права (другая редакция).doc

— 734.50 Кб (Скачать)

По другим классификациям политические режимы делятся на деспотические, которые предполагают неограниченную власть правителя и его обожание; Тиранические, основанные на власти тирана и безраздельном господстве произвола; тоталитарные;  фашистские; авторитарные; либерально-демократические, которые предполагают осуществления власти наиболее гуманными методами; соьственно-демократические, провозглошающие и гарантирующие народовластие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 6. Механизм государства, понятия механизма государства.

Это система специальных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Понятие и признаки государственных органов.

Понятие – это структурный  элемент механизма  государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности. Признаки – наделение государственных органов  полномочиями государственно - властного характера; формирование государственных органов по воле государства; осуществление им своих функций от имени государства; наличие территориального масштаба деятельности. Их классификация: они классифицируются по нескольким основаниям: по способу формирования  представительные и назначаемые; по пространственной границе деятельности – на высшие и местные; по признаку разделения властей – на законодательные, исполните6льные и судебные; по характеру компетенции – органы общей компетенции (правительство) и органы специальной компетенции; по правовой форме деятельности – на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные; по срокам полномочий – на постоянные и временные.

Система государственных  органов и проблема разделения властей (на законодательные судебные и исполнительные)

Законодательные органы власти принимают законы, обязательные для исполнения исполнительной и  составляют основу деятельности судебной властей. При демократии  в государстве высшим законодателем является парламент, который в разных ситуациях называется по-разному. В федерациях он состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата избирается населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации. При парламенте образуются постоянные и временные комиссии. Парламент рассматривает и утверждает бюджет, контролирует правительство, ратифицирует и расторгает международные договоры, может осуществлять импичмент. Центральными органами исполнительной власти является глава государства, правительство, министерства, ведомства, комитеты. Суд является независимым органом власти, осуществляющим правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, опираясь только на закон и подчиняясь только закону. Правоохранительные и «силовые» органы государства  представлены милицией, прокуратурой, службой безопасности, армией, разведкой.  Милиция – это система государственных административно- исполнительных органов власти РФ, осуществляющих охрану общественного порядка, государственной и частной собственности, защиту прав и законных интересов граждан, пресекая преступные посягательства. Она наделена правом применения мер принуждения. Прокуратура – это система государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов. Прокуратура является централизованной организацией, управляемой государственным прокурором, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности по представлению Президента РФ Советом Федерации. Все остальные прокуроры назначаются генеральным прокурором, который при  назначении прокуроров субъектов Федерации РФ предварительно согласовывает свое решение с данными субъектами РФ. Органы прокуратуры рассматривают жалобы и заявления граждан и организаций, принимают меры необходимые для восстановления порушенных прав и законных интересов заявителей. Она может возбуждать уголовные дела, прекращать или приостанавливать производство по ним. В ходе судебного разбирательства прокурор выполняет обязанности государственного обвинителя. Существуют правоохранительные органы, основной задачей которых является охрана правопорядка и законности, профилактика и пресечение правонарушений, борьба с преступностью. К ним относятся суды, прокуратура, арбитраж, ОВД, юстиция, органы  государственной безопасности. К правоохранительной системе примыкают различные  инспекции и комиссии, в функции которых также входит борьба с правонарушениями. Закон относит некоторые виды правоохранительной деятельности к компетенции определенных правоохранительных органов, например, осуществление правосудия находится в компетенции судов, оперативно-розыскной деятельностью занимается ОВД. Главная задача правоохранительных органов обеспечение принципа неотвратимости ответственности за правонарушения и преступления. Армия. Основной задачей армии является оборона страны от возможной внешней агрессии. В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и МВД. Армии делятся на сухопутные, ракетные войска стратегического назначения ПВО и ВВС. Виды вооруженных сил состоят из родов войск, которые в организационном отношении разделяются на подразделения, части, соединения и объединения. В сухопутных войсках есть мотострелковые, танковые, артиллерийские и другие рода. В ВВС различают авиации истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную. ВМФ  состоит из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу.

Органы государства  и органы местного самоуправления. Местные органы имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно- территориальных единиц. Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания, правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др. .Есть две формы организации государственной власти на местах. Наиболее демократической является такая организация власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов. В раде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях. Центральной властью, хотя они  ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением и др. вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разделении их компетенции.

Принципы организации  деятельности государственного аппарата. 1) Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально- экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение разносторонних интересов личности; 2) принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны государственных органов и должностных лиц; 3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной политики в интересах населения страны.  Он означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к негативным последствиям; 5) Принцип законности правовых начал деятельности всех составных частей деятельности механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой с различными общественными деятелями и организациями;  6) Принцип демократизма в формировании деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев; 7) В федеративных государствах важным принципом организации деятельности государственного аппарата является принцип  субординации и четкое взаимодействие между общефедеральными органами и государственной властью членов федерации.

Принцип разделения власти: истоки, роль, назначение. Это один из основополагающих принципов конституционализма, который подразумевает, что единая власть государства делится на самостоятельные и независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную власти. Впервые принцип разделения властей был воплощен в конституции США в 1787 году, где было указано, что единая государственная власть, не только разделена на три независимые власти, но и данные власти должны контролировать друг друга благодаря разработанной системе «сдержки и противовесов». Конституция РФ 1993 года также закрепляет принцип разделения властей.

Понятие бюрократии, демократический и бюрократический  централизм. Звено чиновников в администрации государства должно обладать специфическими особенностями работы. Наблюдается разрастание органов власти, усложнение функций чиновников, поэтому требуется владение ими техникой административной работы, обладание информацией, документацией и т.д. . В связи с этим, периодически возникает необходимость в расширении кадров управления и контроля для выполнения специфической функции бюрократии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 7. Государство  в политической системе общества.

Понятие и структура  политической системы общества.

Политическая система общества – это упорядочение на основе права  и иных социальных норм совокупность институтов. в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая система общества. Элементами политической системы является государство, политические партии, политические организации, общественные организации, общественные фонды, политическое   сознание, социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь  общества, а также политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы. К элементам политической системы относятся политическая практика, состоящая из политической деятельности и политического опыта.

Основными субъектами политической системы являются государство, политические партии, движения, общественные организации  и общественные объединения и т.д. Государство – главный институт власти, определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяется на все слои общества, опирающаяся на средства и меры принуждения и выступающая в качестве основного представителя общества. Политические партии – это общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества,  в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные организации – это основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц. Общественные фонды – это не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых является в формировании имущества, в том числе, денежных средств в интересах третьих лиц. Политическое сознание – это отражение и осознание людьми своего политического бытия, политической действительности, интересов и целей политических сил общества, идеологические  теории. Безграничное расширение среды, охватываемой политическим сознанием, ведет к отождествлению последнего с общественным сознанием вообще, в результате чего теряется смысл его выделения. Это равносильно отождествлению политической культуры с духовной культурой вообще. Для политического сознания характерно преобладание познавательных элементов, хотя она не сводится только к ним, в то время, как политическая культура присутствует в политическом сознании как бы незримо в виде фактора, влияющего на политическую систему, на формирование социально-политических ценностей, лежащих в основе идеологического и политического выбора, и конкретных политических мнений. В этом смысле политическое сознание вроде бы шире понятия политической культуры, но одновременно в ином контексте «политическая культура» шире, чем «политическое сознание», поскольку наличествует даже в тех случаях, когда политическое сознание выражено в слабой степени или вообще отсутствует. Политическое сознание являет собой лишь один из типов реализации политической культуры наряду с неосознанным реакциями и поведенческими актами. В целом политическое сознание функционирует и самовоспроизводится всегда в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и средство воспроизводства политической культуры. В структуре политического сознания выделяют теоретико-научное осмысление политических реалий и эмпирическое (обыденное) восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально-психологических установок. Эти уровни органично связаны между собой. Функциями политического сознания являются познавательная, коммуникативная, регулятивная, идеологическая, прогностическая, воспитательная. В политическое сознание включаются и такие компоненты, как нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы, политическая символика.

Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами  политической системе. Большое теоретическое и практическое значение имеет определение место государства в политической системен общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важную составную часть этой системы, как её особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1) В отличие от других элементов политической системы государство охватывает всё население проживающее на его территории 2) Обладает монополией на правотворчество 3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения 4) Обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения 5) явлеется единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что и происходит с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. По этому важно конституционно установить и реально обеспечит пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от его регулирования. Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций которое сводится к следующему: никто не может быть принуждён к вступлению в какую либо партию или организацию; партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации; эти политические институты не должны ущемлять основные права и свободы граждан; Решение политических партий не обязательны для органов государства; создание организационных структур политических партий недопустимо в государственных органах; действие государственных органов и должностных лиц по ограничению деятельности партии запрещены законом; Партии и общественные организации не могут призывать к свержению конституционного строя и пропагандировать национальную, социальную и религиозную роль.

Признаки государства, отличающие его от других организаций  и учреждений общества.

1) государство- это  политическая организация всего  общества, а никакой-то его части.  Население составляют граждане или подданные, хотя предполагается социальная дифференциация. Сюда не входят иностранцы, беженцы, лица без гражданства. 2) публичная власть, которая стоит над обществом и предполагает его разделение на управляемых и управляющих. Публичной властью называют аппарат власти управления, состоящий из особого слоя людей. Свои должности эти люди занимают путём избрания, наследования, назначения. Аппарат принуждения  так же является элементом публичной власти. Он состоит из особых отрядов вооружённых людей  (армия, полиция, разведка, ИТУ). Публичная власть всегда и во всех государствах выражала интересы господствующих кругов. 3) территориальное деление населения любое государство может осуществлять только на определённой территории, разбиваемой   на административно-территориальные единицы. Их назначение заключение в организации государственной власти и управления на определённой территории. 4) суверенитет, под которым понимается верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Верховенство означает способность государства самостоятельно устанавливать правила поведения, правопорядок, определять права и обязанности граждан, всех институтов общества. 5) учреждение обязательных платежей, взыскиваемых с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ. 6) флаг, герб, гимн.

Государство и церковь. Светские и теократические государства.

Государство и церковь в среде  демократии существуют как самостоятельные  институты. Государство решает интересы всего общества, а церковь- интересы только верующих граждан. Такое государство называется светским. В таком государстве сферы деятельности церкви и власти разграничены. Светский характер государства не запрещает оказывать материальную поддержку из государственного бюджета церквям и религиозным общинам. В Конституции РФ записано, что Россия является светским государством, то есть в нашей стране, нет законодательных оснований, считать какую либо религию государственной или общеобязательной. В светском государстве церковь отделена от образования, преподавание религиозных знаний должно осуществляться через специальные духовные учебные заведения, воскресные школы, или частным образом. Религиозное воспитание в светском государстве- это функция семьи а не государства. В теократическом государстве государственная и религиозная идеология соединены. Религиозные нормы здесь являются основой для законодательных норм. Как правило, в этих государствах глава церкви и глава государства одно и тоже лицо.

Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.

Непосредственная демократия –  это форма народовластия, при  которой граждане участвуют в  принятии решений опосредствено, выбирая  в органы власти своих представителей, призванных решать их интересы. Результатом распространения и принятия  идеологии представительной демократии, как единственно разумной, является выработка критериев свободных выборов. Наличие свободно соревнующихся партий, свободы проведения избирательных компаний  и дебатирование проблем, всеобщее избирательное право, равенство избирателей и честным подсчетом голосов, свободные выборы, парламентаризм, развитие партийных систем стали организационным костяком современной западной демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №8. Сущность, принципы и функции права.

Понятие и определение  прав. Право- это система обязательных, формально- определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Право есть система общеобязательных правил поведение, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Нормативность права заключается в том, что оно состоит из определённых норм. Это роднит его с моралью религией, обычаями, традициями. Нормы права содержат в себе правила поведения человека в той или иной ситуации. Нормы права отличаются и от социальных норм тем, что, во-первых, обеспечиваются государством, в особой процедуре установления правовых предписаний принята формальная определённость. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах. Социальные же нормы могут содержаться в письменных документах. Право имеет волевой характер, так как выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимодействии. Социальные нормы отражают волевые интересы только определённых граждан или групп данного государства. Во-вторых, правовые нормы имеют обязательный характер, то есть, к нарушителем этих норм могут применяться меры юридической ответственности. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отражают интересы общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается. В-третьих, правовые нормы обладают системностью, что означает, что несколько юридических норм, объедённых в одно целое, составляют систему именуемою правом, которая регулирует определённую часть общественных отношений. Применение одной взятой юридической нормы при отсутствии других практически не возможно. Это ведёт к бесправию, произволу. Классовая, обще-социальная, религиозная, расовая, национальная в сущности права. Право выражает волю государства в интересах большинства людей (общая воля) или определённой группы людей (классовая воля). Не зависимо от того, кто является источником этой воли: общество в целом или какая-то социальная группа, воля выраженная в праве, официально обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражения, является результатом согласования группы лиц стоящих у власти с интересами всего общества и прогрессивными идеями права. Сущность права в зависимости от того какие отношения урегулированы или интересы какой группы выражены можно рассматривать с классовых позиций. Здесь право выражает волю господствующего класса и обще-социального подхода как компромисс между различными социальными слоями. Основные концепции правопонимания: естественно- правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая. Естественно- правовая концепция утверждает, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право. Под естественным правом понимают совокупность прав, которыми все люди обладают от природы и в силу своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д.  государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В ней отмечено, что законы могут быть неправильными, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формальные и юридические свойства, в результате этого теряются четкие критерии законного и противозаконного, ведь определить справедливость очень не просто, так как у каждого понятие справедливости своё. Историческая концепция рассматривает право как историческое явления которое возникает и развивается постепенно, стихийно. Право здесь выступает в исторически сложившихся правилах поведения, влекущих за собой юридические последствия. Историческая школа права отрицает категорию прав человека, так как во времена феодализма в праве не могли найти, отражение никакие признаки естественны прав. В то время наиболее основательно обращалось внимание на культурно- исторические и национальные особенности права их учёта в правотворческом процессе. Тот факт, что законодатель не может, творить нормы права по своему усмотрению они были подчинены преимущественно правам обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Во время своего возникновения данная теория была идеологией феодализма, которая игнорировала естественные права человека и переоценивала роль прав обычаев в ущерб законодательству. Марксистская концепция рассматривает право как возведённую в закон волю господствующего класса. Право и государство трактуются как надстройка по отношению к экономической структуре общества. Главное в праве марксистской концепции классовая сущность. Для неё характерно рассматривать право в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое формирует и поддерживает право в процессе его реализации, а так же выделяет чёткие критерии правомерного и противоправного. Здесь преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограниченна историческими рамками классового общества и жёстко связанна с материальными факторами. Нормативистская концепция рассматривает государство как регулятор действия норм права. Само право рассматривается как совокупность общеобязательных норм, поддерживающих правила верного поведения. Нормы права находятся в определённой иерархической пирамиде, вершиной которой является главная норма. Основание пирамиды составляют индивидуальные акты: решения, договоры, предписания. Каждая последующая норма свою юридическую силу в норме занимающей более высокое положение в иерархии пирамиды. Психологическая концепция рассматривает право, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится через психологические закономерности: психологические эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть являются переживаниями чувства правомочия на какое-либо действие и чувство обязанности сделать что то. Все правовые переживания подразделяются на переживания позитивные (установленные государством) и интуитивные (личные). Интуитивное право является продленным регулятором поведения, а потому должно рассматривается как действительное право. Различается официальное право, то есть установленное государство и обеспечиваемое им и не официальное, то есть право лишенное государственного вмешательства, но действующее в качестве права. Источник прав человека проистекает из психики человека, а ни из законодательства. Социологическая концепция основывается на имперических исследованиях касающихся на функционировании правовых институтов. Под правом здесь понимают юридические действия, юридическую практику, применение законов правопорядок и т.д. Оно выступает как реальное поведение физических и юридических лиц. Главное для этой концепции изучение самого действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Достоинством данной концепции является то, что понимание права ориентирует на практическое осуществление, преобладает приоритет общественных отношений. Концепция говорить об ограничении государственного вмешательства в экономику, децентрализация управления, отсутствую критерии разграничения на правомерное и неправомерное, расширяются полномочия должностных лиц. В этом видится ограниченность данной концепции.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"