Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:50, шпаргалка
Работа содержит ответы к государственному экзамену по "Теории Государства и Права"
Правовые режимы: При правовом регулировании учитываются правовые режимы. Они определяются по содержанию и делятся на материальные и процессуальные. Материальные регулируют права и обязанности субъектов, а процессуальные порядок производства по уголовным и гражданским делам. Если материальные регуляторы устанавливают условия и правовой статус субъектов правоотношений, то процессуальные закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций.
Правовое регулирование производится с учетом отраслей права. Если, например, в уголовном процессе реализуются только нормы уголовного права, то в форме гражданского процесса могут быть затронуты нормы и семейного, и трудового, и земельного права, то есть реализуется сразу несколько норм разных отраслей права. Реализация правовых норм должна опираться и на системность права для правильного их применения. Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы конституции конкретизируются в законах, те в свою очередь – в подзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т.п. Среди режимов регулирования выделяют договорные и законные. Первые содержат регулирование правоотношений между субъектами, которые представляют собой деликты и касаются только регулирования отношений между договаривающимися сторонами, а вторые- регулируют правоотношения, установленные законодателем и закрепленные государством как обязательные для всех граждан. По времени действия правовые режимы делят на временные и постоянные. Скажем, временный режим может быть установлен на период введения чрезвычайного положения. Большинство актов права носят постоянный характер и действуют, пока законодатель не изменит правовую норму. Выделяют еще режим наибольшего благоприятствования- это принцип международного права, устанавливаемый между двумя странами в договорном порядке и применяемый преимущественно в области внешне-торговой. В соответствии с ним договаривающаяся сторона обязуется предоставить другой стороне такие благоприятные условия, которыми пользовалась или будет пользоваться любое третье государство.
Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования. В процессе правового регулирования государство может прибегать как к стимулам, так и к ограничениям для достижения максимального эффекта в нормализации правоотношений. Можно рассмотреть пример регулирования гражданских правоотношений. Субъекты права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, никто не вправе понудить лицо осуществлять эти права. Но государство заинтересовано в том, чтобы лицо, чьи интересы нарушены не задерживало обращение в суд. Для этого установлены определенные сроки (срок исковой давности). Чтобы не утратить свое право, лицо принудительно вынуждено вовремя обратиться в судебные органы для восстановления своего права. В правовом регулировании используется как поощрение, так и наказание. Наказание применяется к нарушителю установленных государством норм права, и это положение должно быть неотвратимым, оно является принципом права.
Поощрение применяется как стимул к паровым действиям. Так, в уголовном праве существует норма, которая отменяет уголовную ответственность, если лицо добровольно отказалось от совершения преступления, или смягчает наказание, если лицо раскаялось в совершении преступления, либо произвело добровольное признание в совершенном преступлении и прочие. В правовом регулировании могут применяться и льготы, смягчающие или освобождающие лицо от ответственности. В качестве примера можно привести нормы, освобождающие лиц от такого наказания, как лишение свободы: лица, достигшие возраста 75 лет, или не достигшие возраста 14 лет. Женщины по уголовным нормам не подлежат, например, к пожизненному заключении. Соотношение поощрений и наказаний. Государство, регулируя соотношений поощрений и наказаний, исходит из принципа соразмерности, то есть наказание должно соответствовать совершенному правонарушению. Кроме того, оно не должно быть чрезмерно жестоким, бесчеловечным, унижающим человеческое достоинство. В демократических государствах, в основном, отказались от такой меры наказания, как смертная казнь. В РФ на нее наложен мораторий. Наказание не должно противоречить системе социальных ценностей. Декриминализация общества и депенализация может расцениваться как поощрение в регулировании. Благодаря им, сокращается число запретов на ряд поступков, меняется мера наказания: часть уголовных наказаний заменена административными и практика показывает их эффективность – самый высокий штраф оказывается действеннее, чем судебное порицание или условное осуждение. Эти функции определяются индивидуализировано возникает между конкретными участниками. Злоупотребление правом- это действие субъектов гражданских правоотношений, совершаемое в рамках предоставленных им прав, но с нарушением их пределов. Злоупотребление это правонарушение. Так явным злоупотреблением признаются действия обладателя субъективного права, если они совершаются с единственной целью- причинить вред другому лицу. Например, закон закрепляет за автором право на имя, одним из допустимых форм реализации которого является опубликования произведения од псевдонимом. Но если автор изберёт имя, которое вводит публику в заблуждение, такое действие квалифицируется как злоупотребление. Злоупотреблением является шикана. Примером может быть пренебрежением интересами окружающих предприятием, которое систематически выбрасывает в атмосферу или реку ядовитые отходы своего производства. Злоупотребление правом влечёт применение к правонарушителем предупредительных санкций. Эффективность правового регулирования. Пути повышения эффективности в современной России. Правовое регулирование неразрывно связанно с действительностью, отражает уровень всех социальных норм в их исторически сложившемся единстве. Однако проблемы права в Российском обществе и их регулирование пока ещё не решены. Возникшие трудности обусловлены переходным состоянием российского общества и, в частности, права. В России ещё не совсем сформировалось гражданское общество и соответствующая ему правовая форма. Идёт расширение демократических основ, а, следовательно, опосредуется и правовая система, дифференцированная на публичное и частое право. По этому важнейшей проблемой теории права являются правоотношения. Нормы права сами по себе не производят никаких изменений в реальной жизни. Изменения наступают лишь в том случае, если люди вступают в правоотношения с целью реализации своих субъективных прав и юридических обязанностей. Государство же закрепляет, охраняет существующие отношения, способствует развитию новых, прогрессивных отношений и вытесняет неприемлемое для государственной политики.
Тема 22. Законность, правопорядок, дисциплина.
Государство должно обеспечивать защиту прав и свобод, и в этом смысле оно – слуга человека, а не наоборот, человек – не винтик в государственном механизме. Поэтому основной стратегической задачей государства в обеспечении прав и свобод, организации взаимоуважительных и взаимообязательных отношений между личностью и государством является создание режима законности и поддержания правопорядка. Законность в теории права определялась как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями. Нормативные и социальные основы законности. Категорию законности обобщают не только юридические процессы, например деятельность правоохранительных органов, но характеризуют и социально-политическое отношение общества, его членов, различных структур к праву, его реализации. Иными словами, обеспечение законности – это забота не только юристов и юридических учреждений, это крупная социально-политическая задача всех граждан, должностных лиц, всех социальных структур. Законность зародилась вместе с государством и правом, государство в своей деятельности опирается на право, а потому заинтересовано в соблюдении правовых норм. Принципы законности: Единство законности на тиерритории суверенного государства, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, ответственность всех граждан и должностных лиц за нарушение юридических норм. Любое демократическое государство предусматривает презумпцию невиновности, то есть положение, которое галасит: человек не является виновным, пока его вина не доказана и не вынесено определение суда. Лучше оправдать виновного, чем понесет наказание невиновное лицо. Примером нарушения этого правила является дело печально известного Чикатилло, когда в погоне за раскрываемостью ответственность за серийного убийцу понесли невиновные люди, поплатившись за судебную ошибку своей жизнью. Законность и целесообразность. Характеристика состояния законности позволяет осуществить общую оценку действия права в обществе, оценить состояние общественных отношений под воздействием права. Требования законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и, наоборот, реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства. Законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации до их дополнения, изменения или отмены.Это накладывает на органы обязанность строгого контроля за соблюдением законности и обязывает нормативные органы вовремя устранять расхождения права и реальной жизни. Законность и культура взаимосвязанные понятия, так как от уровня правовой культуры и граждан и государства зависит насколько точно соблюдаются нормы права. Ни гражданин, ни властные структуры не могут нарушать закон. Чем выше уровень правовой культуры, тем полнее соблюдается законность. Права человека и гражданина и законность. Без законности не может быть демократии, свободы личности. Но часто на предыдущем этапе отечественной истории под предлогом конъюнктурно понимаемой целесообразности извращались даже те требования законности, которые формально содержали нормативно-правововые акты, прежде всего Конституция. Но конституционная законность действительно должна обеспечивать свободу личности, включать в себя равенство всех перед законом и судом, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, обладания гражданами прав и свобод. Конституционная законность – это ядро, обеспечивающее единство законности. Методы обеспечения законности – это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава. Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Укрепление законности – условие формирования правового государства. Законность может иметь разные уровни, разную степень соблюдения права и прежде всего законов. Поэтому она еще и процесс достижения этой цели. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется государственными мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются неправовыми способами воздействия: моральными, силой традиций, навыками и привычками. Деформация законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. В неправовом государстве может наступить искажение законности. Эта деформация может быть вызваны политическими идеологическими причинами, элитарными притязаниями и др. Что наблюдалось и в истории нашего государства. Советское социалистическое государство вмешивалось почти во все сферы жизни гражданина, личности, причем обеспечивало оно себе эту возможность, почти беспредельную степень вмешательства изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как во-первых, законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности, во-вторых, как законы и их исполнение защищали органы государства, должностных лиц, чиновников-распределителей от угроз поставить их под контроль общества, граждан, лишить привилегий, и, наконец, в-третьих, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу, например свободу голосовать, именно голосовать, а не выбирать. Некоторые теоретики вообще развивали концепцию так называемого государства социалистической законности, противопоставляя эту концепцию идее правового государства, всячески обрушивались на правовое государство как на буржуазную фикцию, как на прикрытие кулачного права, которое буржуазия применяет фактически против трудящихся. Еще один тезис-догма: буржуазное правовое государство – это олицетворение такого же кулачного права, как и в средневековье. Ему противостоит государство революционной, подлинно социалистической законности. Пути преодоления. Верховенство права, закона постепенно пришло на смену понятию законности, хотя, разумеется, и законность как одна их общих характеристик правового состояния общества сохраняет все свое теоретическое и практическое значение. Законность и произвол. Теоретическое понимание необходимости защищать человека от вмешательства в его жизнь полицейского, тоталитарного государства привело уже в начале XIX века многих философов и юристов к воссозданию из античного философского и юридического багажа человечества идеи гражданского общества и правового государства. Гегель блистательно разработал в «философии права» концепцию гражданского общества как средоточия и воплощения свободы личности. Он четко разграничил сферу деятельности относительно самостоятельных образований, в которых и вращается каждый человек, каждая личность. В сущности, эта концепция была концепцией все той же защиты свободы личности от полицейского государства (для Гегеля это было Прусское государство). Гегель к гражданскому обществу относил те сферы жизнедеятельности человека, которые были связаны с его творческой деятельностью, бытом, семьей, трудом, собственностью. И для государства вход в эту сферу был закрыт. Терроризм, захват заложников как крайняя форма проявления произвола. На современном этапе теоретического знания борьба за законность сменилась борьбой против организованной преступности, коррупции, мафии и т.п. По крайней мере, именно так во многих теоретических работах формулируются задачи правоохранительных органов, граждан в социально-правовой сфере общества. Терроризм и захват заложников можно считать высшей формой произвола. Общество рассматривает их как уголовно наказуемое деяние, особо общественно опасное. Сегодня терроризм вышел за рамки национального преступления и приобрел международный масштаб, превратившись в глобальную проблему. Поэтому демократическое правовое государство осуждает подобные проявления и жестко пресекает, обеспечивая законность и правопорядок в стане.
Гарантии законности: понятие, виды. Меры. Законность может существовать только в системе гарантий и четких методов ее обеспечения. Под гарантиями понимают такие условия и меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и правопорядка в обществе. Существуют материальные, политические, юридические и нравственные гарантии. Это прежде всего юридические гарантии – хорошее качество законов, финансовое, кадровое, материальное обеспечение исполнимости законов. Ответственность, наличие правозащитных органов и многие другие элементы юридических гарантий входят во всю систему гарантий законности. Сюда же входят материальные (экономическая структура общества, в условиях которой любой субъект обществастановится экономически свободным и самостоятельным), политические( когда все звенья политической системы обеспечивают оптимальный режим законности и устойчивый правопорядок), нравственные (нравственно здоровое общество с высоким уровнем духовности и культуры), идеологические, культурные, технические гарантии, которые создаются государством, обществом для верховенства закона, господства права. Гарантией законности является право личности на судебную защиту. Личность обеспечивается не только внутригосударственной, прежде всего судебной защитой, но и международно-правовой. Действительно, судебная защита прав и свобод личности – это достижение цивилизационного развития человечества. Суд осуществляет не только защиту конкретных прав и свобод личности (право собственности, право на жизнь, свободу слова, свободу совести, свободу шествий и демонстраций, свободу собраний, право на выбор местожительства, право на информацию, право на неприкосновенность личной жизни, интеллектуальную собственность и т.п.), но и саму свободу личности. Иными словами, защищает от вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности личности – творчество, трудовые занятия, предпринимательство, коммуникации, семейные отношения и т.п. Впрочем, и в этих сферах свобода личности одних стала четко ограничиваться свободой личности других и судебная защита – гарант такого баланса. Появились и новые объекты судебной защиты, например, стали защищаться: свобода жены от сексуальных домогательств мужа, сотрудницы от тех же домогательств начальника, права детей от ограничений в пользовании информационной техникой, которые устанавливаются родителями и т.п. Поэтому, возможно, правы те, кто полагает, что при разделении властей в правовом государстве судебная власть становится первой властью, а не является третьей, после законодательной и исполнительной, как полагают многие, следуя стереотипу, а недействительному положению вещей. Международно-правовая защита свободы личности – это ведь тоже, по существу, судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд по правам человека.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"