Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:50, шпаргалка
Работа содержит ответы к государственному экзамену по "Теории Государства и Права"
Виды правомерного поведения. Правомерное поведение имеет различные сферы проявления, которые можно соответствующим образом классифицировать: по отраслям права, по субъектам, по областям деятельности, по формам (демократические, авторитарные), по культуре, традициям. Собственно – это реальная, правовая жизнь общества, и ее обеспечивает правовой пласт общественной жизни. Законопослушание предполагает повдение человека, которое вкладывается в рамки правовой действительности, соблюдение им правовых норм. Правомерное поведение может иметь активный характер – соответствующие действия. И это один вид правомерного поведения. Это поведение может иметь и пассивный характер – бездействие, воздержание от действия. И это иной вид, но также правомерного поведения, если оно соответствует требованиям диспозиции правовой нормы. Привычное поведение – это поведение усвоенное индивидом, ставшее для него привычным. Личность не подвергает свои действия сомнениям и анализу, а следует им. В этом видится уважение к праву. Правовые привычки превращаются в потребность вести себя соответствующим образом в аналогичных ситуациях, так как это наиболее целесообразно. Конформистское поведение является разновидностью пассивного поведения, подчинение своего личного поведения мнению и действиям окружающих.Мотивом может быть желание избежать конфликтов, боязнь утратить доверие, желание заслужить одобрение и т.д. Нередко конформизм может проявляться только внешне без глубокой внутренней убежденности гражданина. Выйдя из под контроля, он может вернуться к своим личностным установкам в правовом поведении. Правовой конформизм можно признать социально полезным, но не образцом правомерного поведения. Теория права выделяет и маргинальное поведение, которое находится на грани антиобщественного, ведущего к правонарушению. Такое поведение может быть спровоцировано, особенно в условиях политико-правовой нестабильности. Поведение может быть направлено на нарушение правовых норм, тогда говорят о правонарушении (проступок и преступление), что является прямой противоположностью правомерного поведения.
Понятие и признаки правонарушения.
Правонарушение – одно из тех социальных явлений, которые угрожает стабильности, устойчивости общественной жизни, становится общественно опасным, требует каких-то ответов общества. И первое, что можно выделить в правонарушении, – это поведение. Это действие (или бездействие), имеющее противоправный характер, т.е. нарушающее запреты, не исполняющее обязанности, установленные нормой права. И хотя противоправное поведение, как правило, включает в себя и нарушение моральных норм и содержит дезорганизацию, однако основной признак правонарушения – это противоправность. Правонарушение всегда направлено против охраняемых законом различных интересов: личных, общественных, государственных и иных. Оно причиняет этим интересам соответственно физический, имущественный, моральный, социальный, духовный ущерб. Поэтому правонарушение – это не просто антисоциальное поведение, а наиболее вредное антиобщественное поведение, запрещенное правом. По степени вредности различают преступления и проступки. Поведение, которое характеризует преступление, называют деянием. Наряду с преступлением и проступком еще одним видом правонарушения является деликт – отклонение от требований права, от положений договоров в среде имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Общим признаком правонарушения является его свойство порождать юридическую ответственность. Общие для всех видов, основные черты правонарушения: Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права. Социальное значение такого процесса трудно переоценить. В этой связи под составом правонарушения понимают наличие объективной и субъективной сторон, субъекта и объекта правонарушения. Причем только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения. Правонарушение это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Объект правонарушения – это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Кроме этого общего объекта правонарушения, теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства – основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т.д. Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона в свою очередь представляет единство трех элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причиненным вредом. Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определенного возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства. Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет, а но некоторым преступлениям – 14 лет, для субъекта административного правонарушения – 16 лет, в деликтах возраст деликтоспособности начинается в некоторых правонарушениях с 15 лет, а как правило, с гражданского совершеннолетия. Субъективная сторона. Она характеризуется виной – психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам. Умысел, неосторожность – все эти формы вины составляют субъективную сторону правонарушения. И без вины, то есть без субъективной стороны, также не может быть правонарушения.
Виды правонарушений. Конкретные виды правонарушений. Преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный или государственный строй, экономические основы, собственность, личные, политические и иные права и свободы граждан, на иные социальные ценности. Главное в определении преступления – эта общественная опасность деяний, за которые может последовать уголовное наказание. Преступление знает также такие формы, как покушение, даже приготовление, соучастие. Проступок – это также вид правонарушения, отличающийся от преступления тем, что действие (бездействие), образующее проступок, общественно вредно, но не признается законом общественно опасным. Административный проступок направлен против государственного и общественного порядка. Он вредит организации общественной жизни в ее самых разных сферах. Этот вред заключается в дезорганизации общественных отношений, в нарушении тех или иных правил управления. Эти административные правила устанавливаются исполнительной властью и обеспечиваются административной ответственностью. Дисциплинарный проступок – это общественно вредное нарушение трудовой, исполнительной, учебной и иной дисциплины, то есть нарушение обязательного порядка деятельности учреждений, предприятий и иных коллективных образований. Эти проступки дезорганизуют работу, а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческих отношений. Прогулы, опоздания на работу, нетрезвое состояние при исполнении служебных обязанностей, невыполнение распоряжений администрации – все это примеры дисциплинарного проступка. Гражданское правонарушение (деликт) – также общественно вредное поведение, нарушающее урегулированные нормами права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Особым видом правонарушения является неправовая деятельность органов исполнительной, судебной власти: издание неправомерных актов, вынесение неправосудных приговоров и т.п. Причины правонарушений могут крыться как в самой социально-экономической действительности общества, так в несовершенстве законодательства. Например, неразрешенность национального вопроса ведет к нарушению прав меньшинств., межнациональной розни и к преступлениям на этой почве. Нестабильность экономики порождает преступления экономического характера. Нерешенность политических вопросов, забвение интересов определенных слоев общества увеличивает преступные деяния. Путями предодоления преступности являются профилактика, развитие правовой культуры граждан, соблюдение законности гражданами и государственными органами, создание правового гражданского общества. Естественно, все корни правонарушений уничтожить невозможно.
Юридическая ответственность.
Юридическая ответственность – одна из форм государственного принуждения, обеспечивающего правовую систему общества. По сути, это всегда отрицательная реакция государства на противоправное действие. Эта реакция содержит неблагоприятные последствия для правонарушителя, установленные правом. Юридическая ответственность устанавливается законом. И если организация или гражданин объявляют, что они не несут установленную юридическую ответственность, это объявление имеет ничтожный характер, не исключает ответственности. Таким образом, юридическая ответственность – это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством. Среди признаков юридической ответственности можно выделить: обязательное наличие правонарушения как основание для наступления юридической ответственности, отрицательную оценку государством (осуждение) поведения правонарушителя, официальный характер этой оценки, причинение правонарушителю страдания: морального, физического, имущественного (материального), использование механизмов государственного принуждения.
В теоретическом плане по мерам воздействия различают и виды юридической ответственности. Прежде всего, это уголовная ответственность, которая наступает за преступления и содержит такие меры, как лишение свободы, штраф и иные меры, в том числе смертную казнь. В отношении последней в научной сфере и в практике ряда стран идут споры – сохранить ее или устранить из «арсенала» уголовного наказания. Аргументы против ее сохранения заключаются в том, что она в целом никак не влияет на состояние преступности (об этом действительно свидетельствует статистика. Следует подчеркнуть, что уголовное наказание может назначить только суд. Административная юридическая ответственность наступает за административный проступок – противоправное, виновное действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Эта ответственность наступает независимо от служебного положения и подчиненности субъекта права. Она налагается специальными органами, в частности инспекциями. Меры административной ответственности включают в себя предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, конфискацию предмета, являвшегося орудием правонарушения, временное лишение специальных прав (например, на вождение автомобиля). Меры дисциплинарной ответственности, наступающие за нарушение организационных правил – внутреннего трудового распорядка, исполнительной дисциплины, за невыполнение служебных обязанностей, также являются весьма многогранными. Это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или смещение на другую должность на тот же срок, увольнение. К этим же мерам относятся и предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классном чине. Нарушение норм права в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений влечет за собой гражданско-правовую, деликтную ответственность. В совокупности гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение правовых норм, договорных обязательств, причинение внедоговорного имущественного вреда. Меры этой ответственности имеют самый различный характер, но четко привязаны к имущественной природе деликтов. Специфическими мерами юридической ответственности является отмена неправомерных актов государственных органов. В этой сфере важная роль принадлежит в России Конституционному Суду, органам прокуратуры.
Меры государственного принуждения. Меры юридической ответственности не следует смешивать с другими мерами, которые также могут иметь принудительный характер и внешне очень сходны с мерами юридической ответственности, но имеют совершенное назначение. Это меры медицинского характера, когда лицо, совершившее внешне противоправное действие, признается невменяемым и в зависимости от характера и степени заболевания принудительно помещается в медицинское учреждение. Это меры административного характера – изъятие оружия, запрет на выезд из карантинной зоны и тому подобное. Теория права выделяет и обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. К иным обстоятельствам относятся такие социальные явления, как непреодолимая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость, невменяемость, недееспособность по возрасту т.д.. Под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, которые не зависят от воли и желания субъекта права, преодолеть которые он не может, и они объективно становятся на пути исполнения им обязательств, ведут его к правонарушению. Стихийные бедствия, в частности землетрясения, наводнения, – вот основные примеры непреодолимой силы. Необходимая оборона – ситуация, когда подвергшийся нападению человек защищается и наносит нападавшему вред, предотвращающий продолжение нападения. Тут все теоретически достаточно исследовано: уровень интенсивности нападения, способы нападения и обороны, временные интервалы, превышение пределов обороны и т.п. Крайняя необходимость – еще более спорное общее понятие. Умирающий от голода человек ворует в магазине булку – вот характерный пример, который приводится во многих учебниках. Но он также рождает много вопросов, и первый из них – а почему человек оказывается в таком положении? Во всяком случае, когда в отечественной истории в 30-е годы судили голодающих. Учитывая весь спектр характеристик, относящихся к юридической ответственности, теория права сформулировала принципы юридической ответственности. Они следующие: сочетание восстановительной и карательной функций, законность, справедливость и прежде всего соразмерность, неотвратимость, защита интересов государства, общества, коллективов, физических лиц, целесообразность, гуманность.
Тема 21. Механизм правового регулирования.
Правовые средства: понятие, виды, признаки. Правовое регулирование и правовое воздействие. Теория права традиционно обращается, прежде всего, к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос – соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно, противоправно. Иными словами, возникает необходимость правового регулирования и правового воздействия. Правовое воздействие на субъекты правоотношений может осуществляться в форме информационно- психологической. Необходимо в правоприменении учитывать и психологические установки субъекта правоотношений на достижение цели. Правоприменительная деятельность, например, расследование преступления, просто не может обойтись учета дефективного поведения или вменяемости в конкретных ситуациях. Разумеется, если поведение правомерное, то есть соответствует требованиям права, то делать ничего не надо. Правовое регулирование несет и воспитательное воздействие, которое заключается в профилактике правонарушений, в пресечении противоправного поведения, наказание ставит своей целью перевоспитание правонарушителей. Таким образом, правовое регулирование является составной частью социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей в целях упорядочения общественных правоотношений, достижения согласования потребностей и интересов как отдельного индивида так и сообществ людей. К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, религиозные, политические, экономические; индивидуальные предписание; веления; меры принуждения.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъективного права. Механизм правового регулирования обладает внутренней структурой, элементами которой выступают: 1) норма права, который устанавливает общие и юридические правила поведения участников правоотношений. Норма права определяет круг субъектов, на которые распространяется ее действие, обстоятельства, которыми субъекты руководствуются и устанавливает меры юридической ответственности за нарушение этой нормы. Таким образом, норма права определяет модель правового поведения в реальных общественных отношениях. 2) Правоотношения составляют второй элемент правового регулирования. При помощи их осуществляется правовая связь между субъектами права при помощи сочетания субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношения позволяют общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права превратить в индивидуальные.3) Элементами правового механизма являются акты реализации юридических прав и обязанностей. Под ними понимают фактическое поведение субъектов правоотношений. Посредством актов достигаются и цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц.
Под методом правового регулирования понимают совокупность юридических способов правового регулирования. Выделяют два основных метода регулирования: децентрализованное, который построен на координации целей и интересов сторон. Он применяется в гражданском обществе, то есть удовлетворяет частные интересы, значит, применяется отраслями частноправного характера. Второй метод – централизованное регулирование, которое стоит на отношениях субординации (подчинения) участников общественных правоотношений. С помощью этого метода регулируются отношения, где приоритетными являются общественные, общесоциальные интересы. Централизованные метод, следовательно, касаются публичных отраслей права: конституционного, административного, уголовного. К основным признакам правового регулирования относятся: Системность правовых средств, целенаправленность и организованность для того, что бы при минимальном использовании правовых регуляторов достичь максимально качественного эффекта.
Под способом правового регулирования понимают приемы правового регулирования общественных отношений. Выделяют такие способы как позитивное обязывание, то есть возложение на лиц обязанности к активному поведению. Такой способ как дозволение предоставляет лицам права на собственные действия. Наконец, запрещение есть возложение на лиц, обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Поощрения и рекомендации являются дополнительными способами правового регулирования и являются стимуляторами к правовому поведению. Сочетание запретов и дозволений образуют типы регулирования : общедозволительное и запретительное. Общедозволительный тип предполагает общее дозволение, в основе которого лежит принцип: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». В основе запретительного типа лежит принцип: «запрещено все, что прямо не разрешено законом».
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"