Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Понятие и способы толкования норм права
Толкование правовых норм – деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.
Оно состоит из 2 этапов:
1) Уяснение смысла и содержания норм (для себя)
2) Разъяснение смысла и содержания правовых норм (во вне) для адресата правоприменения.
Способы толкования правовых норм:
1) Грамматический –
означает уяснение текста
2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.
3) Историко-политический
– означает выяснение для
4) Логический – означает
использование законов
5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.
6) Телеологическое (целевое)
толкование направлено на
7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.
Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты.
Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.
Термин “толкование” употребляется в трех различных смыслах:
Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:
Грамматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта, выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники.
Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.
Толкование-разъяснение различается по субъектам:
2) неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не имеет юридической силы.
Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.
Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.
Толкование по объему:
Если необходимо истолковать норму несколько уже или шире буквального смысла статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.
Понятие и виды правоприменительных актов.
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.
Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Поэтому классификация
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений.
5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.
Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права
6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
Понятие и типология правомерного поведения.
Правомерное
поведение - это деяние субъектов, соответствующее
нормам права и социально полезным
целям. Признаки правомерного поведения:
- находится в установленных
Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1) на необходимое (служба в армии);
2) желательное
(научное и художественное
3) допустимое
(отправление религиозных
Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется:
1) на социально-активное
(это высшая форма
2) конформистское
(это деяние, основанное на подчинении
правовым предписаниям без их
глубокого и всестороннего
3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).
Правонарушение: понятие, признаки, состав
Правонарушение - действие или бездействие, имеющее противоправный характер т.е. нарушает запреты, не исполняет обязанности или не исполняет нормы права.
Правонарушение
- это общественно вредное
Правонарушение - социальный и юридический антипод правомерного поведения, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность антисоциального, противоправного поведения. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений.
Состав правонарушения
- система признаков
Признаки правонарушения:
1) Общим признаком правонарушения является его свойство порождать юридическую ответственность.
2) Другим общим признаком
является состав
- любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека.
- противоправность - следующий весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением. А лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.
- Одним из важнейших
признаков правонарушения
- Правонарушение совершается людьми деликтоспособными, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно-правовых актах.
- Наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"