Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры по ТГП с кафедры.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

 

Содержание  правоотношений

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения (субъективные юридические права и обязанности).

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание  правоотношения (повторим) - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права и обществом (всяким и каждым).

Субъективное  право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Юридическая обязанность - есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. (книга)

Юридическая обязанность  имеет три основные формы:

1) воздержание от запрещенных  действий (пассивное поведение);

2) совершение конкретных  действий (активное поведение);

3) претерпевание ограничений  в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

1) по характеру наступающих  последствий различают факты: - правообразующие  (поступление в вуз); - право изменяющие (перевод с очной на заочную  форму обучения); - право прекращающие (окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений различают: — события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.); - действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений).

Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.). Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и формы  реализации права

Реализация  права – такое социальное поведение субъектов права в котором воплощаются предписания правовых норм.

Реализация  права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием  правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы);

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать  их. Субъект правоотношения, имеющий  юридические обязанности, должен их исполнять. Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права –  в общих и конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу  – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;

д) по правовому положению  субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:

- Правоприменительную  деятельность осуществляют только  компетентные государственные органы (должностные лица) ;

- Деятельность по применению  норм имеет государственно-властный  характер;

- Содержание правоприменительной  деятельности выражается в издании  на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;

- Применение норм права  осуществляется в строго установленном  государством порядке. 

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правоприменение как форма реализации права.

Применение права –  это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Акты применения права  – это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально  конкретное письменное или устное решение  компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует  рассматривать в двояком смысле:

  • как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);
  • как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы  права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:

  • исполнительно-распорядительную деятельность государственного органа (напр., распределение материальных фондов);
  • правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи  следующие функции:

- социальные – экономические,  политические, социально-культурные, культурно-воспитательные;

  • юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

  1. Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.
  2. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.
  3. Уяснение смысла и содержания нормы права.
  4. Разъяснение нормы права компетентными государственными органами или иными субъектами.
  5. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим  о нем как о стадии применения права.

Субъекты – государственные  органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробелы в праве. Аналогия в праве и аналогия закона.

Пробел в праве - это  полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно  учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсутствовать  конкретная норма права, призванная  регулировать данные фактические  обстоятельства.

Существуют объективные  и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона - это  решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это  решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и  смысла права. Данный способ преодоления  пробелов возможен лишь тогда, когда  нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.

Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юридические коллизии, способы их разрешения.

Юридическая коллизия – это расхождение между отдельными нормативно правовыми актами, регулирующими одни и те же, либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Правила разрешения юридических  коллизий.

На уровне практического  применения НПА при выявления  юридических коллизий обычно руководствуются  следующими правилами. 
НПА СССР, официально не отменённые, действуют на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ, законам и иным НПА РФ. Это правило следует из норм п.2 раздела 2 Конституции РФ и Закона РФ от 24.10. 90 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». 
В соответствии с принципами иерархии НПА в случае противоречия между НПА, регулирующими один и тот же вопрос, действует акт, обладающий высшей юридической силой. 
Если один и тот же вопрос регулирует НПА, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт. 
Если существуют противоречия между НПА общего и специального характера, обладающими одинаковой юридической силой, то применяется акт специального характера. Например, закон РФ от 06.07.91 3 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ» носит общий характер, а ФЗ от 25.09.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» - специальный характер. В случае противоречия между этими законами для регулирования финансовых отношений будет применяться ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». 
 
Противоречия на уровне соотношения федеральных актов и актов субъектов 
Федерации разрешаются в соответствии со ст. 76 Конституции РФ: 
      Одним из способов разрешения юридических коллизий является и толкование законодательства, значение которого является раскрытие действительного содержания правовых норм, в том числе и путём устранения правовых коллизий, для обеспечения единообразного и правильного применения нормативных актов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"