Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Содержание правоотношений
Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения (субъективные юридические права и обязанности).
Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.
Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Содержание правоотношения (повторим) - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.
Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права и обществом (всяким и каждым).
Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
Юридическая обязанность - есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. (книга)
Юридическая обязанность имеет три основные формы:
1) воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);
2) совершение конкретных действий (активное поведение);
3) претерпевание ограничений
в правах личного,
Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.
Юридические факты классифицируются по различным основаниям:
1) по характеру наступающих последствий различают факты: - правообразующие (поступление в вуз); - право изменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения); - право прекращающие (окончание вуза);
2) по связи с волей участников правоотношений различают: — события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.); - действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений).
Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.). Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.
Понятие и формы реализации права
Реализация права – такое социальное поведение субъектов права в котором воплощаются предписания правовых норм.
Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы);
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.
Активный субъект
В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:
а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;
б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;
в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;
г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;
д) по правовому положению
субъектов – гражданско-
Признаки применения норм права:
- Правоприменительную
деятельность осуществляют
- Деятельность по применению
норм имеет государственно-
- Содержание
- Применение норм права
осуществляется в строго
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
Правоприменение как форма реализации права.
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.
Акты применения права
– это документально
Применение права следует
рассматривать в двояком
Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:
Применению права присущи следующие функции:
- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные;
Стадии:
Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.
Субъекты – государственные органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.
Пробелы в праве. Аналогия в праве и аналогия закона.
Пробел в праве - это
полное или частичное отсутствие
в действующем законодательстве
необходимых юридических норм. Важно
учитывать два условия
1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
2) должна отсутствовать
конкретная норма права,
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона - это
решение конкретного
Аналогия права - это
решение конкретного
Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
Юридические коллизии, способы их разрешения.
Юридическая коллизия – это расхождение между отдельными нормативно правовыми актами, регулирующими одни и те же, либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Правила разрешения юридических коллизий.
На уровне практического
применения НПА при выявления
юридических коллизий обычно руководствуются
следующими правилами.
НПА СССР, официально не отменённые, действуют
на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ, законам и иным НПА
РФ. Это правило следует из норм п.2 раздела
2 Конституции РФ и Закона РФ от 24.10. 90 №
263-1 «О действии актов органов Союза ССР
на территории РСФСР».
В соответствии с принципами иерархии
НПА в случае противоречия между НПА, регулирующими
один и тот же вопрос, действует акт, обладающий
высшей юридической силой.
Если один и тот же вопрос регулирует НПА,
обладающие одинаковой юридической силой,
но изданные в разное время, то применяется
более поздний акт.
Если существуют противоречия между НПА
общего и специального характера, обладающими
одинаковой юридической силой, то применяется
акт специального характера. Например,
закон РФ от 06.07.91 3 1550-1 «О местном самоуправлении
в РФ» носит общий характер, а ФЗ от 25.09.97
№ 126-ФЗ «О финансовых основах местного
самоуправления в РФ» - специальный характер.
В случае противоречия между этими законами
для регулирования финансовых отношений
будет применяться ФЗ «О финансовых основах
местного самоуправления в РФ».
Противоречия на уровне соотношения федеральных
актов и актов субъектов
Федерации разрешаются в соответствии
со ст. 76 Конституции РФ:
Одним из способов разрешения
юридических коллизий является и толкование
законодательства, значение которого
является раскрытие действительного содержания
правовых норм, в том числе и путём устранения
правовых коллизий, для обеспечения единообразного
и правильного применения нормативных
актов.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"