Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Проблемы_ТГП.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

 

21. Функции государства: понятие и классификация.

Назначение гос-ва, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях.

Ф-ии гос-ва -  это определенные направления и стороны деятельности гос-ва в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из этого определения необходимо отметить следующее:

1)Ф-ии гос-ва это определенные направления его деятельности т.е. ф-ии гос-ва это не сама деятельность взятая в целом, а только определенные направления этой деятельности. Кроме того ф-ии гос-ва это различные любые направления его деятельности. Т.е ф-ями гос-ва являются как основные так и не основные направления его деятельности. В отеч. ТГП ф-ии гос-ва очень часто определяются как основные направления его деятельности. В этой связи остается неясным чем же являются не основные направления деятельности гос-ва. Отсюда деятельность гос-ва выр-ся не только в основных, но и в не основных его направлениях.

2) ф-ии гос-ва это не только направления, но и стороны деятельности гос-ва. Понятие сторона деятельности гос-ва призвано охарактеризовать содержательную часть ф-ий гос-ва. Каждая ф-ия гос-ва это не только направления, это не только линия деятельности, но и сама деятельность (часть деятельности гос-ва).

3)ф-ии гос-ва это направления и стороны его деятельности в которых выр-ся его сущность. В ф-ях сущность проявляется. По этому ф-ии гос-ва помогают уяснить вопрос о сущности гос-ва. Наиболее ярко сущность гос-ва проявляется в основных ф-ях гос-ва.

4)ф-ии гос-ва это направления и стороны деятельности гос-ва в которых выражается соц-ое значение гос-ва т.е. ф-ии гос-ва говорят о том какую роль играет гос-во в общ-ой жизни, в общ-ве в данное время.

Классификация ф-ий гос-ва  проводится по нескольким основаниям.

1) по сфере действия ф-ии гос-ва подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние это ф-ии которые гос-во осуществляет внутри страны. Внешние ф-ии это ф-ии которые гос-во осущ-ет за пределами страны (по отношению к др. гос-ам). В некоторых учебниках эта классификация оспаривается, поскольку гос-во якобы осущет одни и те же ф-ии как внутри страны так и за её пределами, однако едвали это так. Поскольку гос-во решает не одинаковые задачи внутри страны и за её пределами.

2) по продолжительности осущ-ия ф-ии гос-ва подразделяются на постоянные и временные. Постоянные это ф-ии которые гос-во осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это ф-ии носящие краткосрочный характер.

3) По своей значимости ф-ии гос-ва подразделяются на основные и не основные. Основные это ф-ии с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед гос-ом. Не основные это ф-ии с помощью которых решаются не основные задачи гос-ва. Если ф-ии гос-ва определять как только основные направления его деятельности данная классификация неприменима потому что основное нельзя делить на основное и не основное.

4) по сферам общ-ой жизни в которых гос-во осущ-ет свои ф-ии. Ф-ии гос-ва подразделяются на экономические, политические социальные, экологические.

Сущ-ют и др. основания классификации ф-ий гос-ва. Но ф-ии гос-ва никогда не следует смешивать с функциями гос-ых органов.

 

22. Глобальные проблемы и функции государства.

«функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач» «функции государ­ства - это основные направления деятельности государства, в которых раскры­вается его социальная сущность и назначение в обществе». Как более полный вариант: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначе­ние, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему фор­мах и присущими ему методами».

Функция пред­ставляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию сле­дует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той дея­тельности, которую система производит «на деле». В жизни, на практике си­стемы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:

— функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;

— функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

— в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;

— функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

— если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения госу­дарства, соответствующего способа его организации (то есть того, что тради­ционно характеризуется через понятие формы государства);

— функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:

а) исчезать одни функции и появляться другие;

б) меняться содержание одной и той же функции;

— функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными го­сударству методами;

— функции государства как целого следует отличать от функций его ор­ганов (функций элементов государства).

Непосредственно функции государства определяются его целями и зада­чами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потреб­ностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитар­ного государства необходимы практически только ему самому, его самосо­хранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребно­стям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его об­щества.

Функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:

а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

б) сущностью государства, его природой;

в) целями и задачами государства.

В литературе предлагаются различные варианты деления функций на ви­ды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и клас­совые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

Еще 200 лет назад Адам Смит в книге «Исследование о природе и причи­нах богатства народов», обосновывая максимальную свободу человека, живу­щего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

1) оборону;

2) определение меры свободы каждого посредством установления одина­ковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения соци­альных конфликтов между членами общества;

3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.

По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция го­сударства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосыл­ки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внут­ренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и эколо­гическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения об­щественного порядка (охрана предпосылок существования человека); эконо­мическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональ­ных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

К внутренним функциям современного российского государства в литера­туре (Л.А. Морозова) относят следующие:

- функцию обеспечения народовластия;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

- функцию налогообложения и финансового контроля;

- экологическую функцию;

- функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям:

- функцию интеграции в мировую экономику;

- обороны страны;

- поддержки мирового правопорядка;

- сотрудничества с другими государствами в решении глобальных про­блем современности.

 

23. Механизм и аппарат государства: понятие и структура.

Механизм гос-ва - это совокупность гос-ых орг-ий при помощи которых гос-во осуществляет свои задачи и ф-ии. Нередко гос-ый механизм отождествляют с гос-ым аппаратом. Вместе с тем механизм гос-ва это понятие более широкое чем гос-ый аппарат. Традиционно под гос-ым аппаратом понимают сис-му органов при  помощи которых осущ-ся задачи и ф-ии гос-ва. В этой связи гос-ый аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма гос-ва. Поскольку помимо органов гос-ва которые являются гос-ми орг-ями в механизим гос-ва входят и др. гос-ые орг-ии, которые органами гос-ва не являются. Это такие орг-ии как: гос учреждения (школы, больницы), а также гос-ые предприятия.

Т.о механизм гос-ва составляют три вида гос-ых орг-ий:

1) органы гос-ва

2) гос учреждения

3) гос-ые предприятия.

Поскольку гос-ый аппарат составляет только органы гос-ва то он не тождественен гос-му механизму. Гос-ый аппарат является основной частью и звеном гос-го механизма.

Государственный аппарат, понятие и признаки - это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.

Государственный аппарат РФ основывается на принципе разделения властей. В соответствии с ним все государственные органы России подразделяются на: законодательные; исполнительные; судебные.

С учетом федеративного устройства России ее государственные органы также классифицируются на: органы государственной власти РФ (федеральные государственные органы); органы государственной власти субъектов РФ.

К органам законодательной власти РФ относится Федеральное Собрание - парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации),

исполнительной власти - Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства,

судебной власти- суды РФ.

В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность.

 

24. Единство государственной власти и разделение властей в механизме государства.

 

25. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата.

Гос-й аппарат- это система органов гоcдapства, через которые гoсударство осуществляет свою власть, функции сответствующего государства; составная часть механизма государства.

Механизм гос-ва – это система гос-х органов, призванных осуществлять гос-ю власть,задачи,функции гос-ва.

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"