Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
2) преобладание типологии общества, а не государства.
13. Формационный подход к типологии государства.
Формационный подход к типологии гос-ва основан на объединении гос-тв в рамках общественно- экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первой стадией, которой является социализм).
Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.
В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии, - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях, и пошли разными путями в государствообразовании.
Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
14. Цивилизационный подход к типологии государства.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.
Выделяют следующие этапы цивилизации:
1) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.);
2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, а формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию.
Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли.
Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую, восточно-европейскую, северо-американскую, латиноамериканскую и др.
Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию.
Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
15. Вопросы определения понятия форм государства.
Обычно под формой гос-ва понимают организацию гос-ой власти или организацию гос ва в целом. Вместе с тем форма гос-ва является достаточно сложной и по этому понятие форма гос-ва раскрывается через характеристику структурных элементов формы гос-ва. Вопрос о структурных элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-ой науке, нежели вторая точка зрения, а именно формы правления и формы гос-го устр-ва. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отеч. науке. Согласно 3ей точке зрения форма гос-ва состоит из 3х элементов, а именно – формы правления, формы гос-го устр-ва и политического (гос-го) режима – наиболее широко распространена в отеч-ой науке. Сущ-ет ещё одна точка зрения согласно которой форма гос-ва состоит из: формы правления, формы гос-го устройства, политиского режима, и политической динамики – не получила распространения в отеч. науке.
Понятие и элементы формы государства.
Форма государства - организация гос власти или организация государства в целом.
Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
Формы гос-ва зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному типу гос-ва соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Формы гос-ва во многом зависят и от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные рев-ии (Например в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-ва обычно являются унитарными.
16. Формы государственного правления.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
1) монархические (единоличные, наследственные)
Черты монархической формы правления: 1) единоличный правитель;2) династическое наследование власти;3) пожизненность правления: законы монархии не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.
Существуют две разновидности монархий - ограниченная и неограниченная. Перечисленные выше признаки характерны для неограниченной монархии, сохранившейся в ряде стран Азии. Ограниченная монархия представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной, или конституционной.
Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.
Парламентарной, или конституционной, монархии присущи следующие черты: 1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти; 2) исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;4) главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает. Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах.
2) республиканские (коллегиальные, выборные).
Признаки республики:1) выборность власти;2) срочность;3) зависимость от избирателей. Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами:1) верховная власть осуществляется выборными органами; 2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;3) срочность полномочий высших представительных органов власти; 4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
В настоящее время республиканская форма правления - это самая распространенная в мире. Различают две разновидности республиканской формы правления - президентскую и парламентарную и смешанную.
В президентской республике:
1) в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;2) президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа; З) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.(США, Аргентина, Мексика, Бразилия).
Особенности парламентарной республики состоят в следующем: 1) верховная власть принадлежит парламенту;2) президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;4)объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку. Для парламентарной республики характерны сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной власти. Как правило, в этой республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения в стране. (Германия, Венгрия, Италия, Индия, Турция, Финляндия).
В смешанных республиках, формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно (Франция, Финляндия) - совместно президент и парламент.
17. Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;
Форма нациионально-государственного и административно-
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"