Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:57, шпаргалка
краткие ответы по КП
5. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
— предусмотренная законом
6. Статья 12 Закона
о гражданстве устанавливает,
что оно приобретается: а) в
результате его признания; б)
по рождению; в) в порядке его
регистрации; г) в результате
приема в гражданство; д) в
результате восстановления в
гражданстве Российской
7. Гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям,
предусмотренным настоящим
Статья 19. Выход
из гражданства Российской Федерации
1. Выход из
гражданства Российской
2. Выход из
гражданства Российской
3. Выход из
гражданства Российской
Статья 20. Основания
отказа в выходе из гражданства Российской
Федерации
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет
иного гражданства и гарантий
его приобретения.
Статья 21. Выбор
иного гражданства (оптация) при
изменении Государственной
При территориальных
преобразованиях в результате изменения
в соответствии с международным
договором Российской Федерации
Государственной границы
8. 4. Гр-во детей
следует гр-ву родителей.
Гражд. детей от 14 до 18 лет изменяется с
их согласия. ГР-во детей не изменяется
при изменении гр-ва родителей, лишенных
род прав, а на изменение гр-ва детей не
требуется согласия родителей.
В случае, если 1 из родителей приобретает
гр-во РФ, то ребенку предоставляется его
гр-во по ходатайству этого родителя и
при письмен-ном согласии другого родителя.
Если гр-во РФ прекращается только у 1 родителя,
то ребенок сохр. это гр-во. По ходатайству
данного родителя и при письменном согласии
др. родителя рос. гр-во ребенка прекращается,
но при условии, что он не останется лицом
без гр-ва.
Гр-во недееспособного следует гр-ву опекуна.
Споры о гр-ве детей и недееспособных лиц
рассматриваются в суд. порядке.
5. Иностр. гр-нами признаются гр-не, не
явл. гр-ми РФ и имеющие док-во своей принадлежности
к гр-ву иностранного гос-ва. Выделяют
2 ка-тегории иностр. граждан:
1) постоянно пребывающие на тер-рии РФ
2) временно пребывающие на тер-рии РФ
9. Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
1. Полномочными органами,
ведающими делами о
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;
федеральный
орган исполнительной власти, ведающий
вопросами иностранных дел, и
дипломатические
2. Полномочия
органов, ведающих делами о
гражданстве Российской
Тема 5
1. Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере
условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого
избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина
государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и
свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные
возможности человека в различных сферах.
Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают
самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому
гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28);
"каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию" (ст. 37). Понятие «право» в большей мере
предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства
или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-
политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в
управлении делами государства, право избирать и быть избранным).
Однако разграничение между правами и свободами провести трудно,
поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными
правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является
скорее традиционным,
сложившимся еще в XVIII-XIX вв.
2. В действующей
Конституции личные права и
свободы (ст.20 - 29) не только открывают
главу о правах и свободах
человека и гражданина, но и
представлены в значительно
Личные права и свободы: право на жизнь, право на уважение человеческого достоинства, право на личную свободу и равенство, право на защиту чести и репутации, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на неприкосновенность жилища, право на свободу слова, право на свободу совести, религии и т.д
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
И СВОБОДЫ, группа основных
конституционных прав и свобод
граждан (см. ГРАЖДАНИН
(в праве)), наряду
с личными, социальными, экономическими
правами. Политические права и свободы
дают гражданам возможность участвовать
в общественной и политической жизни страны.
Они включают право на участие в управлении
обществом и государством, избирательные
права, право на объединение (свободу союзов),
свободу собраний и манифестаций, свободу
информации, право петиций. Обладание
политическими правами и свободами связывается
с принадлежностью к гражданству государства.
К числу основных политических прав и
свобод в Конституции Российской Федерации
отнесены право на объединение; право
собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия
и пикетирование; право участвовать в
управлении делами государства; право
избирать и быть избранным в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в референдуме; право
на равный доступ к государственной службе;
право участвовать в отправлении правосудия;
право на обращения; свобода печати и информации.
От других конституционных прав политические
права и свободы отличаются тем, что они
предназначены для участия граждан в управлении
делами общества и государства; могут
быть реализованы как индивидуально (право
на индивидуальное обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления,
право избираться в органы государственной
власти), так и коллективно, через объединения
с другими гражданами; не относятся к числу
абсолютных прав. Реализация политических
прав и свобод зависит от уровня демократизации
государства, политического режима в стране,
политических традиций, политической
культуры, наличия авторитетных политических
партий, развитых институтов гражданского
общества.
4. Особую группу
основных прав и свобод
Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными
законами советского типа, исходит из
принципиально иной идеологии при закреплении
социально-экономических прав и свобод.
5. Соблюдение Конституции
и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность
распространяется и на
Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию,
существует и предписание гражданам соблюдать
конкретные конституционные запреты.
Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели и действия
которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой, национальной
и религиозной розни.
Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3
ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление
прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы других
лиц.
Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2
и ч.3 ст. 38 Конституции). Во-первых, родители
обязаны заботиться о детях, их воспитании.
Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие
18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях. Эти обязанности граждан отражают
личную ответственность каждого человека
за судьбу своих родителей и детей, когда
они уже или еще не в состоянии обеспечить
свои жизненные потребности.
Получение основного общего образования.
Конституция возлагает на каждого гражданина
обязанность получить основное общее
образование, а на родителей, или лиц, их
заменяющих, - обязанность обеспечить
получение детьми этого образования (ч.4
ст.43 Конституции).
Забота о памятниках истории и культуры.
Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры (ч.3
ст.44 Конституции).
Уплата налогов и сборов. Каждый обязан
платить налоги и сборы (ст.57 Конституции).
За уклонение от уплаты и нарушение порядка
уплаты налогов налогоплательщики несут
административную, а в отдельных случаях
и уголовную ответственность. Обязанность
своевременно и в полном объеме уплачивать
налоги и сборы сочетается с определенными
правами налогоплательщиков, установленными
в налоговом законодательстве. Конституция
добавляет к этому, что законы, устанавливающие
новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Сохранение природы и окружающей среды.
Сохранение окружающей среды осознано
мировым сообществом как первейшая задача
и долг не только каждого государства,
но и человека. Конституция РФ гласит:
«каждый обязан сохранять природу и окружающую
среду, бережно относится к природным
богатствам» (ст.58). Конституционная обязанность
конкретизирована в ряде законодательных
актов. За нарушение природоохранного
законодательства установлена имущественная,
административная и уголовная ответственность.
Защита Отечества. Конституция РФ объявляет
защиту Отечества «долгом и обязанностью
гражданина РФ» (ст.59). Однако существует
много граждан, убеждениям которых или
вероисповеданию противоречит несение
воинской службы. В этих, а также иных установленных
случаях граждане имеют право на замену
военной службы альтернативной гражданской.
6. Гарантии — это
система условий, средств и
способов, обеспечивающих всем и
каждому равные правовые
Внутригосударственные
гарантии закрепляются в конституциях
и иных законодательных актах
государств, обеспечиваются соответствующими
материальными и
7. Уполномоченный
по правам человека в
8. Ограничение прав и свобод граждан в целях, указанны в ч. 3 ст.55 Конституции РФ.
Чрезвычайное положение
- особый правовой режим, временно вводимый
для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя. Такой
режим меняет характер деятельности
органов государственной власти
и местного самоуправления, должностных
лиц и общественных объединений,
допускает отдельные