Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка
1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:
1) период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);
2) период Чжоу (XI—III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды:
а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);
б) Чжаньго - «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.);
в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - Ill в. н. э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.
В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.
Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.
В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.
Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—X вв. до н.э. ) переходном от общинно-родового к классовому обществу. В Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили
в социальную лестницу.
Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий.
Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.
Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из «одной партии власти» в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.
В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.
В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний этап истории феодализма.
Усилению централизованной власти в Англии способствовало:
1) упорное и продолжительное сопротивление английского населения, которое оказалось против захвата и разграблений земель нормандской знатью. Масса свободных и полусвободных крестьян насильственно переводились на положение крепостных. В течение XIV века в Англии обнаруживается тенденция к увеличению феодальных повинностей крестьян. Вооруженная борьба между англосаксонским населением и нормандскими завоевателями длилась многими десятилетиями. В этих условиях бароны Англии вынуждены были поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление;
2) земельные
наделы нормандской знати не
составляли единых слитных
3) огромный земельный фонд короля, составлявший около 1/7 части всей пахотной земли Англии, и наличие постоянных налогов;
4) в отличие
от порядков, существующих на
континенте, вассалы английского
короля были обязаны по
Для определения доходности феодальных поместий и крестьянских дворов в Англии в 1086 г. была проведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, получившая название «Книга страшного суда». Сообразно с ее результатами было осуществлено дальнейшее закрепление крестьянства. С этого времени большая его часть переходит в разряд крепостных - виланов. Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти.
Абсолютная монархия установилась в Англии в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений.
Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточивалась в этот период полностью в руках короля.
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской Церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной Церкви - как с католиками, так и со стороны наиболее радикальных и демократических форм протестантизма. Система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти.
В период Нового царства начали происходить изменения в государственном строе государства. В это время для Египта было характерно создание сложного и весьма разветвленного аппарата государственного управления. Государство становится более строго централизованным, так как прежние относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю - фараону.
В этот период страна была разделена на два больших округа - северный и южный. Главой каждого из этих округов являлся особый наместник фараона. Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников.
Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э. Люди всегда считали самого фараона сыном Бога на земле и всегда придавали
сакральный характер его власти. Религия в значительной мере своими священными законами и предписаниями помогла утвердиться государственному институту
власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам.
В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью.
Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Египта одна династия сменялась другой, что было связано с династическими кризисами в царском доме.
Но личная власть фараона не была столь совершенна и непререкаема. Даже при всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько он сможет умело балансировать между выгодами господствующего класса общества, в основном представленного военной и жреческой элитой, и своими собственными интересами. С другой стороны, находившийся у власти фараон был обязан постоянно соблюдать некий кодекс, или набор религиозно-этических норм и предписаний. Иначе этот кодекс можно совершенно точно обозначить как кодекс справедливости, носящий древнеегипетское название «маат».
После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается быстрый рост бюрократического аппарата, вместе с чем значительно возвышается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления.
С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончательно утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единого для всей территории государства центра.
Сохранился обширный пласт письменных памятников, дающих обширную информацию о системе функционирования института власти и в целом о государственной, социальной и религиозной структурах общества Древнего Египта. В их числе можно назвать «Книгу мертвых», «Речение Ипувера», «Пророчество Нефертити» и др. Все эти произведения позволяют воссоздать относительно целостную картину египетского общества, и все они были составлены и письменно зафиксированы в эпоху Нового царства.
Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).
Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.
Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полу ченного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.
Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.
Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали
руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.
Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс. лет назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Мехенджо - Даро. Примерно в 3 тысяче л. до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое землевладение, торговля, имущественное расслоение населения .Наука располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии.
Полнее представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (втор.полов.2 тысяч. до н.э.- серед.1тысяч.до н.э) когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует проникновение на территорию Индии с севера - запада индоарийских племен. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э - 1в.н.э, в магадхо - маурийский период, сложилось и процветало самое крупное государство не только Др.Индии но и всего Др.Востока - империя Маурьев (IV в до н.э - IIв до н.э).
1период - разложение первобытно - общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.). 2 период – рабовладельческие гос - ва в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.). 3 период – централизованное гос - во Маурьев (1- е тыс. до н.э. – до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался – магадхско – маурийский.
Государственно–правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческой деспотий стран Древнего Востока. В экономическом плане – общинная система, отсутствие гост – ной собственности на землю. Индия – страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях общественного развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального характера: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого человека, а не государственных устоев. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – характерная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны - сословия по происхождению.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"