Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.

Работа содержит 1 файл

шпора по ИГиПЗС.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

В. Оранский подписывает  «Билль о правах» (1689). Билль утверждает верховенство парламента в области  законодательной власти и финансовой политики, устанавливает свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Определяется срок полномочий парламента (7 лет).

В 1701 г. принимается  еще один важнейший конституционный акт - «Акт об устроении», или «Закон о престолонаследии». Он устанавливал порядок престолонаследия (ввиду бездетности В. Оранского и его жены) и содержал дальнейшие уточнения полномочий законодательной и исполнительной власти. Акт устанавливал принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра.

Вводился принцип  несменяемости судей. До этого они  занимали свои должности, пока это было «угодно королю» и пока они «ведут себя хорошо». Отстранение от должности производилось парламентом. Проводимые меры способствовали эволюции конституционной монархии Англии от дуалистической к парламентарной и формированию парламентаризма.

 

  1. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.

Первая кодификация законов  Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи Законов; обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

 

  1. Великая хартия вольностей 1215г.

По мере поглощения нормандских завоевателей коренным населением Англии утихали национальные антагонизмы. Вместе с тем ослабевали и связи, существовавшие между английской знатью и троном.

Антагонизмы обострились  при короле Иоанне Безземельном, неудачными войнами и еще более тяжелыми поборами доведшем страну до разорения, а подданных - до бунта. Иоанн под давлением обстоятельств вынужден был подписать документ под названием «Великая хартия вольностей».

Основные положения  хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводились к следующему:

1) король обязывается  соблюдать феодальные обычаи  в своих отношениях с вассалами,  не вмешиваться в юрисдикцию  феодальных курий;

2) налоги и  сборы могут взиматься не иначе  как по решению «общего совета  королевства» (что означало по существу восстановление баронской курии);

3) всякий арест  должен быть основан на показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей»;

4) ни один  свободный человек не может  быть заключен в тюрьму, изгнан  из страны, лишен имения, поставлен вне закона и так далее «иначе как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны»;

5) соблюдение  хартии должен гарантировать  совет из 25 баронов, наделенный  правом «принуждать и теснить»  короля «всеми способами, какими только может».

По окончании  смуты Иоанн отказался от хартии. Римский Папа его не поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 г. Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает хартию.

В 1265 г. коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Спустя некоторое  время армия Монфора потерпела  поражение, а сам он погиб в  сражении, но парламент уничтожен  не был, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.

С 1295 г., когда  был созван так называемый образцовый парламент, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии. Все  наиболее знатные приглашались поименно, а все другие (рыцари и горожане) избирались.

В XIV столетии парламент добился того, что в его компетенцию вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе (в качестве предварительного условия) рассматривать жалобы на действия правительства.

В то же время  происходит формирование английского  местного самоуправления. В графствах  возникают местные собрания, в  городах – различного рода советы. Руководство ими захватывают  землевладельцы, верхи городской аристократии, священники.

Важнейшим элементом местной  власти становится с XIV в. так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями честной полиции и ее главы - шерифа.

 

  1. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд. Судоустройство.

Виды преступлений: 1) против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; 2) против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. 3) К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; 4) против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; 5) другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).

З.Х. знают следующие виды наказаний: 1) смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), 2) членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); 3) телесные наказания (нанесение ударов плетью); 4) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).

Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника  и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении  сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.

Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе.

Доказательство: клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия. Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда.

В ЗХ встречаются свидетельства коллегиального состава суда. Судебные заседания, проводились как во дворце царя, так и на территории храмов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Института представителей или защитников интересов сторон (адвокатов) не было. Также не сообщается о проведении каких-либо следственных или розыскных действий. Поиск и вызов свидетелей, а также письменных доказательств также входил в обязанности сторон. Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами. К ним относятся свидетельские показания, причём свидетели должны были в свою очередь доказывать свои слова. Кроме того, доказательствами служили письменные документы, в том числе с печатью. Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен – тонул. Отказ от ордалии считался равносильным признанию вины. Вынесение судами решений и приговоров

Рассмотрев все решения и доказательства, суд выносил решение о признании правоты одной из сторон и о наказании другой. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. В остальных случаях устанавливают либо наказание по принципу талиона (воздаяния равным за равное), либо денежную компенсацию. Решение суда обязательно документировалось (записывалось на специальной глиняной табличке) и скреплялось печатью.

 

  1. Английский парламентаризм – становление, развитие.

Задатки формирования парламентской монархии в Англии произошли тогда, когда «Долгий парламент» принял к обсуждению билль о ликвидации епископата (прекрасно сознавая, что за этим последует столкновение с королем, придерживавшимся формулы

«нет епископа - нет короля»), отнял у короля Карла I командование армией и устранил ряд королевских чиновников как наиболее одиозных фигур.

Парламент закрепил за собой право сменять неугодных  ему должностных лиц, установил, что парламент должен собираться не менее одного раза в три года. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют - к населению.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение  абсолютной власти и означали переход  к определенной разновидности конституционной  монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между сторонниками короля и парламента (1642-164 7 и 1648-164 9 гг.).

Восемнадцатое столетие было временем формирования английской конституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число наиболее развитых стран мира. Быстро развивалось капиталистическое производство, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают целые классы населения, вместо них появляются новые классы.

В течение того же XVIII в. получает свое развитие принцип «ответственного правительства».

Английский  кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране.

С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.

Парламент контролировал  не только процесс законотворчества. Он взял на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло «ответственное правительство» - правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии.

Но основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки. Одни из них числились «гнилыми» - это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы - несколько сотен. Множество относилось к разряду «карманных»: собственниками их были крупные землевладельцы.

Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"