Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка
1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.
В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось.
Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие.
Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.
С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна - была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.
В IX-XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных" (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами.
Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая
форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально - вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.
Становление сеньориальной монархии (IX—XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешне-
политического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это
делала королевская власть.
Образование сословно-представительной монархии.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно - представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели.
В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло
На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII — началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309—1377 тт.) — так
называемое "авиньонское пленение пап".
Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV—XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".
В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора.
Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д.
Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.
В1644 г. к власти в Китае пришла маньчжурская деспотическая монархия - династия Цин. Верховной властью обладал император. Его власть была неограниченной и наследственной. Высшими органами государственной власти являлись Императорский секретариат и Военный совет. Территория страны делилась на провинции, области, округа и уезды. Провинции возглавляли два губернатора (военный и гражданский). Судебная власть осуществлялась администрацией.
В 30-40-е гг. XIX в. европейские страны предпринимают попытки давления на закрытый Китай с целью получения новых рынков сбыта, источников сырья («опиумные войны» Англии 1840-1842 гг.). В госаппарате процветают коррупция и взяточничество, устарели оснащение и подготовка в армии. В 1842-1844 гг. Англия, США, Франция подписывают с Китаем неравноправные для него торговые договоры. Страна начала превращаться в полуколониальную. Следствием происходящего стало восстание в 1850 г. религиозной секты тайпинов - Тайпинское восстание.
Создается дисциплинированная повстанческая армия. В марте 1853 г. тайпины захватили Нанкин. Он был переименован в «Небесную столицу». Повстанцы создают «земельную систему Небесной династии» - программный документ преобразования китайского общества и государства, основанный на идеях «крестьянского коммунизма» (уравнительное распределение земли, отмена арендной платы за землю, борьба с коррупцией). В результате разногласий внутри движения в 1864 г. Нанкин переходит к цинским войскам. Прошедшие потрясения подтолкнули цинское правительство к проведению реформ.
В провинциях создаются комитеты по восстановлению порядка. Создаются капиталистические предприятия (заводы, мастерские). Все это проходило на фоне господства феодального порядка, конкуренции иностранного капитала.
После поражения в войне с Японией (1895) активизируется деятельность патриотических сил. В 1898 г. Буржуазная партия реформ под руководством Кан Ювэея добивается принятие императором Китая серии радикальных указов, касающихся реформирования экономики, управления, образования (100 реформ). Осенью этого же года происходит государственный переворот, в результате которого эти указы были отменены, а сторонники реформ арестованы и сосланы. В начале XX в. начался новый революционный подъем. В 1911 г. началась Синьхайская революция, приведшая к свержению императорской власти и установлению республики. Президентом Китайской республики становится Юань Шикай.
За годы первой мировой войны в Китае вырос национальный капитализм. Общество надеялось на освобождение от иностранного господства. В 1919 г. первыми стали выражать недовольство студенты, затем к ним присоединились рабочие, национальная буржуазия. В стране стала распространяться коммунистическая идеология. В1924 г. коммунисты захватили Гоминьдан.
Но в результате контрреволюционных переворотов первая гражданская война (1924-1927) закончилась ничем. Контрреволюционные силы возглавил генерал Чан Кайши. В 1927 г. началась вторая гражданская война. Создаются революционные базы - территории, контролируемые революционными силами.
7 ноября 1930 г. открывается I съезд рабочих и крестьянских депутатов. Принимается проект временной конституции.
Избирается центральное
война (1946-1949) не остановила Народную Армию. В1949 г. Чан Кайши признал свое поражение.
21 сентября 1949 г. на первой сессии
Народной политической
Общая программа (временная конституция)
провозгласила КНР «
В 1953-1954 гг. состоялись выборы в парламент - собрание народных представителей. 15 сентября 1954 г. на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей принимается Конституция КНР. Высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а между его сессиями - постоянный комитет ВСНП. В 1958 г. Коммунистическая партия Китая выдвигает курс на досрочное построение социализма («большой скачок»).
Политика «большого скачка» обострила политическое и социальное положение в стране. В 60-х гг. часть руководства страны выступает против проводимой политики «большого скачка» Под лозунгом «культурной революции» Мао Цзэдун проводит «чистку» партии для устранения противников. Для законодательного закрепления «культурной революции» в 1975 г. принимается Конституция.
В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, провозгласившая диктатуру народа (пролетариата). Закреплялось право частной собственности. Расширялись права и обязанности граждан.
Положения Великой хартии вольностей не были обеспечены эффективным механизмом их соблюдения. Во время царствования Генриха III (1216-1272) происходит новое столкновение феодалов с королем, вызванное усилением налогового бремени и
притеснениями церкви.
В 1258 г. для обсуждения реформы государственного управления собирается парламент. Противостояние оканчивается в пользу короля, но несмотря на эту победу королевская власть, взволнованная ростом крестьянских восстаний, вынуждена пойти на уступки и смириться с ограничением своих прав полномочиями парламента.
К концу XIII в. в Англии складывается сословно-представительная монархия.
Парламент состоял из 2 палат: палаты лордов и палаты общин. Первая включала самых знатных людей королевства, а во второй заседали рыцари (мелкие феодалы) и представители горожан. Парламент давал согласие на взимание налогов, обладал правом уголовного преследования королевских советников, вносил петиции об издании новых законов (с XV в. петиции становятся готовыми законопроектами). Король либо соглашался с законопроектом, либо отвергал его; он имел право приостановить исполнение закона или освободить отдельных лиц от подчинения закону.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"