Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2. Абсолютная монархия во Франции.
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства.
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
5. Зарождение государственности в Англии.
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
13. Государства Древнего Китая.
14. Английский абсолютизм.
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
18. Социальная структура индийского общества.
19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика.
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
23. Германское феодальное право. «Каролина».
24. Преступления и наказания по законам Ману.
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
38. Конституция США – общая характеристика.
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления.
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции.
45. Основные группы населения в Древнем Риме.
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
51. Консульство и первая империя Франции.
52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
57. Парижская коммуна.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
62. Городское право средневековой Европы.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде.
68. Революция 1918г. Веймарская республика.
69. Преступления и наказания по Саллической правде.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.

Работа содержит 1 файл

шпора по ИГиПЗС.doc

— 609.50 Кб (Скачать)

В результате развития торговых отношений  и торгового оборота возникла необходимость в упрощении и  изменении судебного процесса. Поэтому  на смену легисакционного процесса пришел формулярный.

 

  1. Консульство и первая империя Франции.

Учредительное собрание приступило к выработке конституции. Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легислатуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежащие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие. Эпоха империи во Франции 1804—1814 С 1804 года началась новая эпоха в истории Франции — эпоха империи, которая, впрочем, была прямым продолжением предыдущей, ибо Наполеон и во время консульства в действительности был правителем государства. Царствование Наполеона было наполнено, с некоторыми перерывами, войнами, сперва чрезвычайно счастливыми для Франции, хотя и с отдельными неблагоприятными эпизодами (Трафальгарское сражение); Франция распространила свою власть и влияние почти на всю Европу, оставив глубокий след в её внутренних порядках. Начиная с неудач в Испании (см. Испано-португальская война 1807—1814 гг.) и продолжая войной с Россией в 1812 году, счастье изменило империи (см. Наполеоновские войны и Наполеон I). Тем не менее экономический баланс царствования Наполеона не может считаться безусловно неблагоприятным для Франции. Оно закрепило многие завоевания революционной эпохи и создало чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и промышленности. В эту эпоху во Франции (в основном при активном содействии правительства) сильно распространилась культура некоторых растений, до тех пор неизвестных или мало известных во Франции; важнейшим из них был картофель, введение которого началось ещё до революции, но шло медленно. Площадь обрабатываемых земель увеличилась весьма значительно; виноделие с 1790 по 1810 гг. увеличилось в полтора раза; вывоз скота с суммы 4,5 млн франков в 1790 году поднялся к 1812 году до 9 млн; прядильная, ткацкая, шелковая промышленность получили громадный толчок и усилились в несколько раз; фабричная промышленность, весьма слабая до революции, была очень развита к концу царствования Наполеона. Кроме различных внутренних мер, принимавшихся для этих целей, Наполеон считал нужным прибегать к высоко покровительственному, частью прямо запретительному таможенному тарифу. Вывозная торговля Франции в первую половину царствования Наполеона быстро росла: в 1802—04 гг. вывоз в среднем равнялся 351 млн франков, в 1805—07 гг. — 402 млн франков, и только во вторую половину начал падать, составляя в 1808—10 гг. 343, в 1811—12 гг. 356 млн франков. Ввоз, затрудняемый тарифами и политическими событиями сильно колебался из года в год, но в общем падал (в 1802—465 млн франков, в 1812—257 млн франков). См. Континентальная система. Самая война не приносила Франции большого вреда (экономического). Она велась на чужой территории, на контрибуции и реквизиции, и Франция платила за них сравнительно мало (хотя налоги все-таки росли; см. Наполеон I); даже займы для неё не заключались. Между тем она освобождала страну от избыточных рабочих рук и давала громадные заказы собственной промышленности (ткацкая промышленность в значительной мере обязана своим ростом военным предприятиям Наполеона). Армия являлась учреждением деспотически-демократическим; в ней господствовала воля одного человека, но не было ни сословных, ни иных подобных различий; каждый солдат, независимо от происхождения, «носил маршальский жезл в своём ранце». Конскрипции, введенные революцией, были смягчены установленным во время консульства (1800) правом откупаться от воинской повинности, что примирило с войнами зажиточную буржуазию. Армия являлась крестьянской и мелкобуржуазной и была чрезвычайно популярна в народной массе. Так было преимущественно в первую половину царствования Наполеона; во вторую, когда война все же истощила народные средства и, главное, войны стали менее удачными, стране пришлось расплачиваться за свои военные увлечения и крайности протекционизма, вызвавшие страшный торгово-промышленный кризис. Империя обратилась в военную диктатуру, которая не могла быть прочной. Деспотизм Наполеона оттолкнул от него всю сохранявшую ещё любовь к свободе часть интеллигенции (цензура 1810 года, высылка де Сталь, Констана и др. — см. Наполеон I); духовенство, едва с ним примирившееся, вновь сделалось самым ожесточённым его врагом. Старая аристократия, которой он разрешил вернуться на родину и которую пытался приблизить к своему двору, не могла примириться ни с потерей прежних богатств, ни с новым положением при дворе надменного и постоянно оскорблявшего её императора. Народные массы чувствовали себя утомленными и требовали смягчения податного бремени и прекращения войн. Не терпя вокруг себя ни малейшей искры самостоятельности, Наполеон наполнил все созданные им учреждения лишёнными собственной воли и льстившими ему его креатурами. В минуту испытания нельзя было рассчитывать на их твердость и стойкость; и действительно, после вступления союзных армии в Париж (31 марта 1814 года), назначенный им же сенат провозгласил 3 апреля 1814 года низложение его с престола, опубликовав в своём «Акте низложения» целый обвинительный акт против него, в котором ему ставились в вину нарушения конституции, совершенные при постоянной и деятельной поддержке сената.

 

  1. Преступления и наказания в Древнем Риме.

Уголовная квалификация правонарушения предполагала выяснение совокупности обстоятельств, в равной степени  важных для признания действия преступным: causa, persona, loco, tempore, qualitate, quantitate, eventu (т.е. повод, личность, место, время, свойство, объем содеянного, последствия). В общем виде личность преступника (или субъект преступления) не обязательно идентифицировалась с человеческой личностью: преступления не могли совершать только боги (в христианскую эпоху субъектом преступления мог быть признан дьявол, действующий через чье-либо посредство).

Могли быть преступления, совершенные  животными, но уже отдельный вопрос составляло дальнейшее применение наказания. В узком смысле при оценке личности преступника следовало иметь  в виду, «мог ли он совершить преступление, не совершал ли преступлений в прошлом, действовал ли сознательно и в здравом уме». Иначе, главное внимание уделялось фактически содеянному и отношению преступника к этому содеянному, а также тому, представлял ли преступник общественно опасную личность вообще. Среди других обстоятельств оценки преступления качество и общественная опасность действия также представлялись наиболее существенными для уголовной квалификации и вынесения последующего наказания.

Преступление в римском праве было строго индивидуализированным действием: не признавались преступления, совершенные сообществом или в группе; в последнем случае каждому участнику группы вменялось в вину собственное наказуемое законом деяние. Преступным было только активное действие: нельзя было, в традиции римского права, совершить преступление бездействием; это в свою очередь выражалось и в специфическом понимании уголовно-правовой вины как обстоятельства, важнейшего для оценки личности преступника и вынесения ему возможного наказания. В целом ряде правонарушающих действий специальное качество субъекта преступления также было существенным для квалификации действия как преступления: например, женщины или дети не могли быть преступниками по обвинению в «посягательстве на конституцию», не гражданин Рима не мог быть субъектом должностных преступлений и т.д. Другие специальные условия оценки преступлений определялись видом действия в зависимости от условной правовой их классификации.

Основные группы и виды преступлений. Классификация преступлений в римской юридической культуре предопределялась в основном объектом преступного посягательства. Поскольку в общем виде для того, чтобы действие было признано как преступление - crimen, необходимо было предполагать, что совершается посягательство на правопорядок «публичных дел», то критерием для спецификации объекта — и соответственно для отнесения действия к той или другой группе (от чего зависело и предполагаемое возможное наказание) — была важность объекта посягательства в общей иерархии «публичных дел». В зависимости от этой важности можно выделить не менее 12 общих групп преступных действий в римском уголовном праве.

1) Преступления против всего  сообщества (versus rei publicae). Субъектом этого класса преступлений мог быть только римский гражданин, причем в отдельных видах — с дополнительной квалификацией. Важнейшими видами в этой группе преступлений были:

2) Убийство и приравненные к  нему преступления.

3) Злоупотребление властью в  отношении граждан. 

4) Подделка и вранье с правовыми последствиями.

5) Половые преступления

6) Вымогательство

7) Преступления против собственности

8) Покушение на неприкосновенность  личности

9) Повреждение имущества

10) Предвыборная коррупция

11) Преступления против хозяйственного  порядка

Цель наказания и общие принципы ответственности. Признание действия уголовно наказуемым ставило юридический вопрос о наложении на лицо уголовного наказания. Термин был греческого происхождения и выражал исходное представление об очищении (punitio) общины, сообщества, от преступника и предоставлении его во власть богов карающих. В раннем римском праве осуждение на уголовное наказание от имени народа имело абстрактно-всеобщий смысл, а конкретная форма применения наказания устанавливалась дополнительно, по усмотрению высших магистратов. С развитием специально уголовного законодательства наказание стало конкретным в зависимости от вида и даже сопутствующих обстоятельств преступления, от характера субъекта преступления, стали применяться также комплексные наказания. Наконец, в развитом римском праве выработались некоторые общие критерии определения формы наказания, следуя общей цели уголовного возмездия и общим принципам публично-правового порядка.

По своему содержанию и по направленности наказание должно носить правовой характер, т.е. оно должно быть прямо предусмотрено правом в связи с данным преступлением и представлять конкретную общественную оценку действий преступной личности: «Наказание налагается не иначе как по закону или по иному правовому предписанию соответственно правонарушению». Наказание должно быть конкретно в юридическом отношении связано с оценкой именно данного преступления: «Сколько правонарушений, столько и наказаний», — и не может быть наказания, адресованного преступнику вообще либо за вообще преступления без точного правового определения их свойств. В определении наказания, следовательно, безусловно отсутствует расширительность его понимания.

По своей социально-правовой цели наказание должно иметь превентивно-профилактический смысл: «Наказание должно исправлять людей». Этому же должна служить и неотвратимость наказания за преступление: в интересах общества «не оставлять преступника безнаказанным ... с тем, чтобы и другой не думал совершать его». Причем неотвратимость римская юстиция трактовала именно в этом ключе целесообразности, а не правовой справедливости, воздаваемой личности в виде наказания. Социальная целесообразность наказания может доминировать перед чисто правовыми критериями: «Иногда наказание усиливается в интересах государства... ». Наказание может быть наложено и исключительно по принципу правовой целесообразности: «Хотя наказание иногда накладывается без вины, но никогда без причины».

По своей юридической обоснованности наказание должно быть в некоей условной мере соответственным (в правовом смысле, квалификационном и с точки зрения материального содержания) преступлению. Вообще вопрос о соответствии наказания преступлению представляет одну из кардинальных и труднейших проблем уголовной юриспруденции, и опыты ее разрешения были всегда обусловлены общим пониманием смысла и цели наказания вообще.

 

  1. Кодекс Наполеона 1804г.

Он был принят первым и вошел  в историю под названием Кодекса  Наполеона. Проект был составлен  в сжатые сроки (4 мес). Проект кодекса  встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд положений кодекса содержал значительные отступления от революционного законодательства. Первый титул “О праве и законах вообще” был отклонен. Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство забрало свой проект на доработку. В результате рассмотрение проекта пошло быстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом Наполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического равенства, законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не забыли римское право. Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. 1-ая книга посвящена лицам. 2-ая содержит правила об имуществах и различных видоизменениях собственности. В 3-ей говорится о различных способах приобретения собственности.

В области семейного права кодекс признавал господство мужа над женой и сильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властями порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Жена не могла без согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее имущественные права были ограниченны. Ребенок, родившийся вне брака, не имел права отыскивать своего отца. Статьям кодекса написаны кратко и емко и выражали передовые по тому времени принципы и нормы права.

ПРИНЦИПЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ КОДЕКСОМ НАПОЛЕОНА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ. Незыблемость договора, его обязательная сила для обеих сторон. В нем фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своим имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это практиковалось в некоторых странах.

 

  1. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.

Варварские королевства — государства, созданные варварскими племенами  в результате распада Западной Римской империи. В Галлии (территория современной Франции) было создано Франкское королевство, которым на протяжении веков правила династия Меровингов. В южной Галлии и Испании создано Вестготское королевство, павшее впоследствии под натиском арабов. В северной Африке создано королевство вандалов, которое было завоёвано Византией. В Италии — Остготское королевство, также завоёванное Византией, и королевство лангобардов, завоёванное Карлом Великим. Вестготское королевство.(Тулузское) - Племена вестготов (германские). В 410г. разграбили Рим. - 419г.н.э. племена вестготов захватывают юго-западную часть Галлии. Столица королевства в г.Тулузе. Это первое независимое государство варваров на римской территории. У местных землевладельцев вестготы взяли 2/3 земли. - 2-я пол. Vв. вестготы завоёвывают территорию от Галлии до Луары и большую часть Испании (столицу Толедо). - В нач. VI в. вестготы были вытеснены из Галлии франками. Юго-Вост. побережье Испании в 554г. было завоёвано Византией. Вестготы были в меньшинстве - началась романизация региона. Таким образом в кон. VIв. вестготы отказались от арианства и приняли римско-христианское вероисповедание. - В нач. VIII в. их государство в Испании было завоёвано арабами. Королевство свевов. - В 409г. часть свевов (германские племена) с Верхн. Дуная переселились на Пиренейский полуостров. В 585г. королевство свевов было завоёвано вестготами. Вандальское королевство - В III в.н.э. германские племена вандалы переселялись на Средний Дунай. Но из-за натиска гуннов - вандалы ушли на Запад вместе с алланами. Они прорвали римский оборонительный рубеж на Среднем Рейне. В Vв. они вторглись в Галлию и в Испанию.- В 429-439гг.- вандалы и алланы через Гибралтар вторглись в Северную Африку и завоевали её. Здесь было создано Королевство вандалов. Король Гейзерих (428-477гг.) Завоеванию способствовали: мятеж местного римского наместника Бонифация, освободительная борьба берберов, движение агностиков. В 439г. вандалы вошли в Карфаген. Позже они захватили Сицилию, Сардинию, Корсику, Балеарские о-ва. Будучи арианами вандалы захватили имущество римской церкви. В 455г. вандалы разграбили Рим, и уничтожили множество памятников античной культуры. - В 534г. королевство вандалов было завоёвано Византией. Бургундское королевство. - Бургундское королевство было образовано восточногерманским племенем бургундов в IIIв.н.э. на Среднем Рейне в области Вормса. Но в 436г. было завоёвано гуннами. Часть бургундцев образовали новое королевство в 457г в бассейне Роны со столицей в Лионе. - В 534г.франки завоевали королевство. Остготское королевство. - Остготы (грейтунги), герм.племя. В 375г.н.э. союз племён в Северном Приченоморье о главе с королём Эрманарихом, разгромлен гуннами. - в 488г. во главе с Теодорихом вторглись в Италию. Только в 493г. было основано королевство, после того как был заключён договор с Одоакром - начальником одного из германских отрядов на римской службе, о разделе Италии. Одоакр ещё в 476г. низложил Ромула Августула и захватил власть в Италии. В 493г. на пиру был убит Теодорихом. Остготское королевство со столицей в Равенне стало принадлежать Теодориху. - В остготском королевстве сохранилось Римское право, Сенат. Остготы брали 1/3 доходов крупных землевладельцев. Теодорих проводил политику сближения остготской и итало-римской знати. Смерть Теодориха в 526г. привела к конфликтам. - В 533г. королевство завоёвано Византией Велисарием, возглавлявшим флот Византийцев поддержала Римская знать и католическая церковь. Но на стороне остготов были низшие слои. В 552г. Византийцы приняли новую успешную попытку захвата Италии. В 555г. Италия была полностью завоёвана Византией. Лангобардское королевство. - В 568г. германское племя лангобардов вторглось в Италию. Ранее они были в союзе с саксами, сарматами и болгарами на территории Паннонии. В Италии лангобарды забирали всю землю местной знати, население превращали в рабов. Лангобарды контролировали всю сев. Италию, и Ср. Италию, кроме Равенны и небольшой территории. возле Рима. В Южной Италии лангобарды захватили герцегства Беневент и Сполето. - В 774г. Карл Великий завоевал королевство Лангобардов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"