Русская правда как памятник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с Х в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.

Содержание

Введение 3
Происхождение и источники Русской Правды 4
Правовое положение отдельных групп населения 6
Русская Правда – кодекс частного права 7
Суд и процесс по Русской Правде 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

ИОГП.docx

— 40.35 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ  ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История отечественного государства и права»

Русская правда как памятник права

Выполнила студентка 1 курса

заочной формы  обучения

Л. Р.

Преподаватель:

К.и.н., доцент

Сусенков Е. И.

Дата представления  работы

«     »                200   г.

Томск

2009 

Содержание:

Введение 3

Происхождение и источники Русской Правды 4

Правовое положение отдельных групп населения 6

Русская Правда – кодекс частного права 7

Суд и процесс по Русской Правде 14

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение.

Возникновение Древнерусского государства естественно  сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с Х в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.

Русская  Правда – древнейший памятник славянского права. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует. Тем не менее, во всех своих редакциях и списках этот документ имеет большое историческое значение.

Первый  текст был обнаружен и подготовлен к печати В. Н. Татищевым в 1973 г. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон (законник). На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.

Долгое  применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких  видов пространной редакции Русской  Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV-XV вв.

 

Происхождение и источники Русской Правды.

История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывает древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской – Киеве.

В литературе по истории русского права господствуют два взгляда на происхождение  Русской Правды. Одни видят в ней  не официальный документ, не подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей.

Первоначальный  текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья  Ярослава во второй половине XI в. существенно  дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу Краткой редакции Русской Правды (не ранее 1054 г.). Правда Ярослава состоит из первых 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает статьи 19-49 Краткой правды (Академический список), в ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения.

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г, разделяется на Суд Ярослава (ст.ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.ст. 53-121). По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.

 В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, которых С. В. Юшков насчитывал в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Русской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).

Правовое положение отдельных  групп населения.

В Русской  Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп  населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. В ней находится лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная  масса населения разделялась  на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные  и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли  повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов.

Русская Правда – кодекс частного права.

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все субъекты являются физическими лицами, понятия  юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные  отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В законе отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. Феодализм характеризуется наличием полной собственности феодала на средства производства и неполной собственности на работника. При этом феодально-зависимый крестьянин тоже наделен определенными средствами производства. Феодальная собственность на Руси возникает на базе распада первобытно-общинных отношений.

Обязательства возникали из причинения вреда и  из договоров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кроме уголовного штрафа, должен был оплатить убытки потерпевшему, в том числе услуги врача. Правда, некоторые ученые полагают, что в древнерусском праве об обязательствах из причинения вреда нельзя говорить, ибо они сливаются с преступлениями. Думается, что это не совсем так. И преступления, и гражданско-правовые деликты существовали как самостоятельные правовые институты. Просто иногда, как в вышеуказанном примере, гражданская ответственность дополняла уголовную.

Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а порой даже на его жену и на детей. Так, злостного банкрота можно было продать в холопы.

Русская Правда знает определенную систему  договоров. Наиболее полно регламентирован  договор займа. Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существует три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами, с упрощенными формальностями, заем с самозакладом – закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа.

В Русской  Правде упоминается и договор  купли-продажи. Закон больше всего  интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденого имущества.

Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась  как дружеская услуга, была безвозмездной  и не требовала формальностей  при заключении договора.

Феодализму  не свойствен наемный труд. Тем  не менее Русская Правда упоминает  об одном случае договора личного  найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. Об имущественном найме в Русской Правде не говорится. Однако трудно предположить, чтобы в стране с высокоразвитой торговлей не требовался, например, наем складских помещений.

Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском  государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.

Уже Краткая  редакция Русской Правды содержит "Урок мостникам", где регламентируется договор подряда на сооружение или  ремонт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые.

Порядок заключения договоров был преимущественно  простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых  символических действий – рукобитья, связывания рук и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеются определенные сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

Наследственное  право характеризовалось открыто  классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя.

В науке  был спорен вопрос о существовании  в Древней Руси наследования по завещанию. На наш взгляд, следует согласиться с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно. На это указывают законодательство, а также практика. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж. Наследственная масса делилась, поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

В законодательстве нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сестер). Другие источники дают основание предполагать, что первое исключалось, а второе допускалось.

Закон нигде  не говорит о наследовании мужа после  жены. Жена тоже не наследует после  мужа, но остается управлять общим  хозяйством, пока оно не будет разделено  между детьми. Если это имущество  будет делиться между наследниками, то вдова получает определенную сумму  на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное  право развивалось в Древней  Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовали похищение невест, многоженство. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, пришедшие к нам из Византии жестокие наказания за внебрачные связи.

Вопрос  об имущественных отношениях между  супругами не совсем ясен. Однако очевидно, что жена имела определенную имущественную  самостоятельность. Во всяком случае закон  допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Информация о работе Русская правда как памятник права