Россия социально-правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах всевозрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…... 3
Правовое государство…….………………………………….…………….5
Понятие правового государства и его признаки…………………..….5
Социальное государство……………………………………….…………12
Понятие и признаки социального государства.…………………..…12
Формирование социально-правового государства в России……..……17
Заключение...….………………………………………………………………21

Литература………….…………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

рабочий вариант реферата правоведение.rtf

— 204.75 Кб (Скачать)

     Вместе с тем ряд гарантий прав и свобод в Советском Союзе или отсутствовал, или носил декларативный характер. В частности, в СССР никогда официально не признавался примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства, не признавалась теория разделения властей, не работал, хотя и был закреплен в ст. 5 Конституции СССР, институт непосредственного народного волеизъявления (референдум), отсутствовали и многие другие необходимые признаки, присущие правовому государству.

     Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства. Таким образом, идея правового государства без колебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но и российскими официальными структурами.

     Новое устройство государственной власти, закрепленное Конституцией, соответствует многим стандартам правового государства. На основе Конституции формируется демократическая система власти.

     В декабре 1993 г. в России появился независимый парламент - Федеральное Собрание - один из важнейших признаков правового государства.

     Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному признаку можно подразделить на три группы: в первую входит Конституционный Суд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органом конституционного контроля Российской Федерации.

     Вторую группу составляет система общих судов во главе с Верховным Судом России, осуществляющим надзор за судебной деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов.

     Третья группа - это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом, являющимся высшим экономическим судебным органом России и осуществляющим надзор за судебной деятельностью арбитражных судов.

     Однако роль судебной системы пока еще далека от той, которую судебная власть должна играть в правовом государстве. В соответствии с теорией разделения властей судебная власть в правовом государстве принадлежит только тем органам, которые по конституции призваны сдерживать и уравновешивать две другие власти - законодательную и исполнительную. В России этими полномочиями обладает только Конституционный Суд РФ. Другие суды России часто бессильны в борьбе с произволом законодательной и особенно исполнительной власти.

     Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»12. Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

     Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

     - Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

     - в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

     - отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

     - не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

     - отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

     - снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

     - в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

     - в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

     И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

     Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство - это одновременно и социальное государство.

     Что касается российского гражданского общества, то оно находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

     Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

     Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.

     Именно человек в концепции социально-правового государства становится целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

     Социальное государство в чистом виде существовать не может. Она может быть только социально-правовым государством, где на основе права регулируются социальные отношения в пределах конкретных критериев социальной справедливости, которые отражают реальное экономическое, политическое, моральное положение общества.13

     Создание социально-правового государства в России связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином, с совершенствованием существующего законодательства и повышением авторитета закона, со строгим соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

- Конституция:

1. Конституция Российской Федерации принята от 12.12.1993. - М.: Юридическая литература, 1994. - 56 с.

- Монография:

1. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: История и современность / И.Ю. Козлихин - С-Пб.: Изд-во С-Пб университета, 1993. - 152 с.

- Статья в журнале:

1. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы / П.К. Гончаров // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2000. - № 2. - С.46-59.

2. Ильин, И.А. О государственной форме / И.А. Ильин //Советское государство и право. - 1991. - № 11. - С.135.

- Статья в сборнике:

1. Каргалова, М.В. Социальное государство - неотъемлемая часть современной цивилизации / М.В. Каргалова // Социальное государство: концепция и сущность: сборник статей. - РАН. - М.: Огни, 2004. - С.128.

- Справочная литература:

1. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: учеб. пособие для вузов / под ред. Б.С. Эбзеева. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 349с.

2. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В.Н. Протасов - М.: Новый Юрист, 1999. -240 с.

3. Международный фонд социально-экономических и политических исследований: Правовое государство в России: замысел и реальность - М, 1995. - 95 с.

4. Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России / А.В. Малько - М., 2003. - с. 6

- Учебник или учебное пособие:

1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 1999. - 528 с.

2. Нерсесянц, В.С. Философия права: учебник / В.С. Нерсесянц. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 648 с.

3. Нерсесянц, В.С. Правовое государство, личность, законность: учебник / В.С. Нерсесянц. - М.: Изд-во НИИ правовой политики и проблем правоприменения РПА МЮ РФ, 1997. - 138 с.

Internet:

1. Дашутин, Г. То, какое государство мы строим? / Г. Дашутин, Н. Михальченко //  Крымская Горница. - 2002. - 04 октября. № 40 - (http://svitcrim.ru/index-section) 

Информация о работе Россия социально-правовое государство