Россия социально-правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах всевозрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…... 3
Правовое государство…….………………………………….…………….5
Понятие правового государства и его признаки…………………..….5
Социальное государство……………………………………….…………12
Понятие и признаки социального государства.…………………..…12
Формирование социально-правового государства в России……..……17
Заключение...….………………………………………………………………21

Литература………….…………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

рабочий вариант реферата правоведение.rtf

— 204.75 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  Федеральное государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального образования

  «Сибирский федеральный университет»

  юридический институт

  социально-правовой факультет

  кафедра теории и методики социальной работы 
 
 
 
 

            Россия социально-правовое государство

 
 

                Реферат по курсу

«Правоведение»

                 Выполнила: студентка  2 курса

                 заочного отделения Бурьян А.В.

                Проверил: старший преподаватель Высоцкая Н.В.

  Красноярск 2009

 

  СОДЕРЖАНИЕ

   Введение…………………………………………………………………..…... 3
  1. Правовое государство…….………………………………….…………….5
    1. Понятие правового государства и его признаки…………………..….5
  2. Социальное государство……………………………………….…………12
    1. Понятие и признаки социального государства.…………………..…12
  3. Формирование социально-правового государства в России……..……17

  Заключение...….………………………………………………………………21

  Литература………….…………………………………………………………24

 

Введение

     Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

     Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского философа и юриста И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

     Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя, и вкладывал свою волю в эту организацию»1.

     Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах всевозрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

     Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

     Ни  правовое государство,  ни гражданское общество  не   вводятся  единовременным  актом  и  не  могут  стать результатом  чистого  законодательства.  Весь  этот процесс  должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

  Понятие правового государства и его признаки

        Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

     Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы учёных относительно правовой государственности. По мнению представителей философии, правовое государство - это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости.

     В большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще  закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

     В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

     По мнению А.В. Малько, «правовое государство - такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений»2.

     А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство - государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан»3.

     В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина»4.

     Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура,   включающая   ряд   составляющих   элементов.  В  этой  связи можно предложить  следующее  определение  правового  государства:  это  такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

     В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

     Первым, и, пожалуй, одним из основных признаком правового государства является верховенство закона. Его суть заключается в том, что ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более   не  нарушать  его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был бы предусмотрен  законодателем.  Кроме того, все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

     Верховенство закона подразумевает не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового  акта  в  отношении подзаконных актов,  сколько широкий аспект прав и свобод,  закрепленных за членами общества действующим законодательством.  В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства.  Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий,  обеспечивающих такое равенство.

     Как писал французский государствовед А. Эсмен, - «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права  государства,  но  не  требуют  от  него  никаких  положительных  услуг, никаких жертв в пользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуум больше ничего не может требовать на этой почве».5

     Иными словами, государство не несёт юридической обязанности по отношению к гражданам, за исключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав от покушения со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан. Но любое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии - это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

     Взаимная ответственность государства и личности - неотъемлемый признак  правового государства. Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,  напротив, делается акцент на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это (ч. 3 ст. 41, статьи 52, 53 Конституции РФ).

     Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином   как   участником   ее   формирования   и   осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

     На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.   Применение   государственного   принуждения   должно   носить правовой   характер,   не  нарушать   меру   свободы   личности,   соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

     Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.

     Еще И. Кант говорил, что «каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину»6. Иначе говоря, законодатель так подзаконен, как и любой гражданин.

Информация о работе Россия социально-правовое государство