Россия как федеративное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Формы государственного устройства. Федерализм…………… 5
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства………… 5
1.2 Федерация как форма государственного устройства………… 8
2. Россия как федеративное государство………………………….. 16
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России… 16
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России… 20
Заключение …………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КПР курсовая.docx

— 64.01 Кб (Скачать)

В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

Федеральная государственная  власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и  Генеральным прокурором РФ. Федеральные  органы государственной власти в  рамках Конституции и законов  Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной  власти в Российской Федерации. государственная  власть субъектов Российской Федерации  является неотъемлемой составной частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации и  распространяется на территорию субъектов  Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Местная государственная  власть является неотъемлемой составной  частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации. Она  осуществляется представительными, исполнительными  и судебными органами, созданными в городах и районах, а также  иных административно-территориальных  единицах, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городов  и районов, а также иных административно-территориальных  единиц, непосредственно входящих в  состав субъектов Российской Федерации.

Местная государственная  власть взаимодействует с местным  самоуправлением в формах, определенных федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. Местные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью органов  местного самоуправления по вопросам обеспечения законности и правопорядка, а также использования материальных и финансовых средств, выделяемых местному самоуправлению в соответствии с  решениями федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местных  органов государственной власти.

Единство государственной  власти в системе представительных и законодательных органов государственной  власти обеспечивается37:

– правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;

– правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;

– правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;

– правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

Единство государственной  власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных  органов исполнительной власти в  пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации; подчинением  местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов  Российской Федерации38.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, а  также иные действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ39.

Представительные и законодательные  органы субъектов Российской Федерации  могут быть распущены за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет  и территориальную целостность  Российской Федерации, наносящих ущерб  обороноспособности государства и  разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую систему Российской Федерации. Представительные и законодательные органы субъектов Российской Федерации распускаются указом Президента РФ по представлению Федерального Собрания РФ и на основе заключения Конституционного Суда РФ.

Местные органы государственной  власти несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются  конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ. Как уже было отмечено выше, характерная черта всякой федерации – разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Конституционные требования организации публичной власти в  России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации40.

«Исключительность» предметов  ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией41. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

Равноправие и  самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права42.

Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и  по своей инициативе, но всегда с  согласия и, при поддержке государственных  органов Российской Федерации. Так  возникли, например, Башкирская и Бурятская  республики и многие другие. Самоопределение  в составе Российской Федерации  помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации  как суверенного государства43.

Именно историческое прошлое  и настоящее учитывались в  ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Закрепленный статьей  принцип равноправия народов  в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Тем  самым действующая Конституция  положила конец претензиям руководителей  отдельных субъектов Федерации  на особое положение этих субъектов  в Федерации44.

В Конституции РФ также  сказано, что «Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития» (ч. 3 ст. 68).

Кроме того, в этом контексте  важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

В целом выскажем мысль, что  принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти  принципы под видом все более  демократических, реальных моделей  федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного  государства, к стиранию граней между  такими качественно различными формами  государственных образований, как  «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Изложим некоторые промежуточные  выводы по настоящей главе:

– Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления;

– принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации;

– в то же время процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;

– наиболее важные принципы Российской Федерации как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов;

– принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

 

 

 

Заключение

 

Теперь, в соответствии с  поставленными ранее целью и  задачами выскажем несколько общих  выводов по данной работе.

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство и характер взаимоотношений  между его составными частями  и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление  частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;

Информация о работе Россия как федеративное государство