Россия как федеративное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Формы государственного устройства. Федерализм…………… 5
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства………… 5
1.2 Федерация как форма государственного устройства………… 8
2. Россия как федеративное государство………………………….. 16
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России… 16
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России… 20
Заключение …………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КПР курсовая.docx

— 64.01 Кб (Скачать)

Московский гуманитарно  – экономический институт

Тверской филиал

 

Юридический факультет

 

Курсовая работа

 

Студентки 2 курса юридического факультета  группы ЮБ-261

Полуниной Наталии Александровны

Учебная дисциплина: Конституционное право Российской Федерации

Тема: «Россия как федеративное государство».

 

 

«_____ » _____________2011г.              

              

 Оценка  «_____________»

 

Руководитель:

 

 

2011 год

 

Содержание

  Введение…………………………………………………………………      3

  1. Формы государственного устройства. Федерализм……………      5
    1. Понятие и виды форм государственного устройства…………       5
    2. Федерация как форма государственного устройства…………       8

  2. Россия как федеративное государство…………………………..       16

  2.1 Становление и развитие  федеративного устройства в России…    16

  2.2 Принципы и особенности  федеративного устройства России…    20

  Заключение ……………………………………………………………        34

  Список литературы……………………………………………………..       37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов  выделяют следующие: верховенство Конституции  и федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов. Однако понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка  гораздо шире приведенных теоретических  положений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуется законодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектов  Федерации. Именно по этому, исследование правовых основ российского федерализма, является, несомненно, важным в контексте  изучения теории государства и права. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;

– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Объектом исследования в нашем случае будут конституционно-правовые основы федеративного устройства России.

Предметом исследования выступит специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации в течение последних лет (1993–2010 гг.).

Научная разработанность  исследования. В данном исследовании использовались следующие специальные исследования: монографии И.В. Бахлова, В.Н. Иванова и О.Я. Яровой, Л. Карапетяна, Р. Абдуллатипова и И. Левакина, а также практические исследования Д. Козака, посвященные проблемам разграничения полномочий государства и субъектов федерации, а также статьи И. Барциц и Д. Златопольского из ряда специализированных периодических изданий.

Источниковой базой исследования послужили следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации 1993 года, Закон РФ №1807 от 25.10.1991 г., и Федеративный договор 10.04.1992 года. Кроме того использовалась постатейный и научно-практический комментарии к Конституции РФ.

Указанные выше цель и задачи сформировали структуру настоящей  курсовой работы, которая состоит  из введения, основной части в которой  выделены две главы с двумя  параграфами в каждой, заключения и списка литературы

 

 

 

1. Формы государственного  устройства. Федерализм.

 

    1. Понятие и виды форм государственного устройства

 

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство (административно-территориальное  или национально-территориальное) и  характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной  властью. Государства по-разному  определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения  и других факторов.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное  государство – единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления). Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков1:

– единая конституция;

– единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

  • единое гражданство;
  • единая система права;
  • территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное государство  – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным  суверенитетом, объединились в общее  государство для решения общих  долгосрочных задач2. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Федеративная природа  ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра3.

Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный  или территориальный принцип, что  способствует разрешению национального  вопроса. В первом случае федерация  образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором – субъектами федерации  выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

В федеративном государстве  существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения  которой являются обязательными  для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный  орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых  представлены ее субъекты. Наряду с  высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации  состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином  всей страны. Имеются единые федеральные  вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава  федерации за их субъектами в современных  конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Самостоятельность субъектов  федерации определяется чаще всего  специальным нормативным актом  или конституцией союзного государства.

Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

Конфедеративное объединение  предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят  обязательного характера для  субъектов федерации, последние  могут отменить действия актов органов  конфедерации на своей территории (право  нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства4.

Таким образом, в унитарных  государствах обособление частей в  основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства  не могут. В федеративном государстве  имеются высшие органы государственной  власти и управления, как у государства  в целом, так и у его субъектов.

 

    1. Федерация как форма государственного устройства

 

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное  государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек5.

По особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В  первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых – конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия)6. Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые  в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств

Входящие в состав федерации  государственные образования и  государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие  в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции.

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными  являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике  и других странах конституции  устанавливают сферы, подпадающие  под исключительную компетенцию  федерации и исключительную компетенцию  её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу  действия совместной компетенции федерации  и её субъектов7.

К характерным признакам  федерации относится то, что отношения  центра и составных частей регулируются основным законом государства – конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов – конституционный надзор.

Федеративные конституции  включают в предметы ведения федерации  важнейшие вопросы государственной  жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию  высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов  федерации входит более широкий  круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе – организация местных органов власти, общественно необходимые работы и службы8.

В целом взаимоотношения  между центром федерации и  субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других – её ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права9.

Информация о работе Россия как федеративное государство