Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Формы государственного устройства. Федерализм…………… 5
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства………… 5
1.2 Федерация как форма государственного устройства………… 8
2. Россия как федеративное государство………………………….. 16
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России… 16
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России… 20
Заключение …………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………..
Московский гуманитарно – экономический институт
Тверской филиал
Юридический факультет
Курсовая работа
Студентки 2 курса юридического факультета группы ЮБ-261
Полуниной Наталии Александровны
Учебная дисциплина: Конституционное право Российской Федерации
Тема: «Россия как федеративное государство».
«_____ » _____________2011г.
Оценка «_____________»
Руководитель:
2011 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Россия как федеративное государство………………………….. 16
2.1 Становление и развитие
федеративного устройства в
2.2 Принципы и особенности
федеративного устройства
Заключение …………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………
Введение
Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В соответствии со статьей 1
действующей Конституции, Российская
Федерация есть федеративное государство.
Принципы устройства федеративного
государства относятся к
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.
Объектом исследования в нашем случае будут конституционно-правовые основы федеративного устройства России.
Предметом исследования выступит специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации в течение последних лет (1993–2010 гг.).
Научная разработанность исследования. В данном исследовании использовались следующие специальные исследования: монографии И.В. Бахлова, В.Н. Иванова и О.Я. Яровой, Л. Карапетяна, Р. Абдуллатипова и И. Левакина, а также практические исследования Д. Козака, посвященные проблемам разграничения полномочий государства и субъектов федерации, а также статьи И. Барциц и Д. Златопольского из ряда специализированных периодических изданий.
Источниковой базой
Указанные выше цель и задачи сформировали структуру настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, основной части в которой выделены две главы с двумя параграфами в каждой, заключения и списка литературы
1. Формы государственного устройства. Федерализм.
Под формой государственного
устройства понимаются территориальное
его устройство (административно-
Существуют две основные
формы государственного устройства:
унитарная и федеративная. Унитарное
государство – единое, слитное государство,
состоящее в своей основе из административно-
Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков1:
– единая конституция;
– единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
Федеративное государство – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач2. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.
Федеративная природа
ряда государств обусловлена в первую
очередь многонациональным
Основой федеративного устройства
государств является национально-территориальный
или территориальный принцип, что
способствует разрешению национального
вопроса. В первом случае федерация
образуется из самостоятельных государств
преимущественно на договорной основе,
во втором – субъектами федерации
выступают государственные
В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.
Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.
Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.
Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства4.
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек5.
По особенностям конституционно-правового
статуса субъектов
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции.
Способы размежевания компетенции,
применяемые в различных
К характерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства – конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов – конституционный надзор.
Федеративные конституции
включают в предметы ведения федерации
важнейшие вопросы
В целом взаимоотношения между центром федерации и субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других – её ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права9.