Российское гражданство: понятие, основание приобретения и прекращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель: проведение комплексного анализа юридической природы и содержания института Российского гражданства, определение развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
Задачи:
1. Исследовать понятие Российского гражданства, его основных особенностей.
2. Рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание института Российского гражданства.
3. Исследовать основания и порядок приобретения и утраты Российского гражданства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по правовым основам Российского государства. Гражданство.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
stify">     Срок  проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

     - рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

     - состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

     - наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

     - наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

     - предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

     - признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

     Нужно отметить, что некоторые из этих условий с 1 января 2004 года теряют свою силу, а точнее становятся условиями для принятия гражданства в упрощенном порядке. К таким условиям отнесены:

     - наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

     - предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

     - признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

     Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом 2002 года были определены следующие особенности прием в гражданство в упрощенном порядке.

     Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет  и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения общих условий, если указанные граждане и лица:

     - имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

     - имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

     Законом от 11 ноября 2003 года было определено, что  с 1 января 2004 года к этим условиям добавляется  еще одно очень важное условие, которое во многом сняло остроту вокруг порядка приобретения гражданства:

     - являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

     В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке  без соблюдения условий ребенок  и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

     - ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

     - ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

     - ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющего гражданство Российской Федерации.

     Законом от 11 ноября 2003 года закреплены чрезвычайно важные условия приобретения гражданства в упрощенном порядке, вокруг которых и происходили основные споры сторонников и противников бывшего закона. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

     - родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

     - состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

     - являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

     Кроме того, согласно этому закону в гражданство  Российской Федерации принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной  войны, имевшие гражданство бывшего  СССР и проживающие на территории Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Основания и порядок  прекращения Российского  гражданства. Двойное гражданство. 
 

     Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства  Российской Федерации. Прекращение  гражданства осуществляется только на добровольной основе14. Условия прекращения гражданства практически остались неизменными в сравнении с законом 1991 г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.

     Статья 18 Закона 2002 года предусматривается, что гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации.

     Выход из гражданства может осуществляться как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.

     Однако  ходатайство о выходе из гражданства  может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства  перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи.

     Данная  норма направлена на обеспечение  таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению.

     Для предотвращения произвола в отношении  прав человека Закон о гражданстве  устанавливает, что отклонение ходатайства  о выходе из гражданства или отказ  в регистрации выхода из гражданства  Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

     Гражданство может прекращаться также вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.

     При этом отмена решения о приеме в  российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет  доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.

     Следующий случай прекращения гражданства - выбор другого гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация).

     Если  какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст. 21).

     Также гражданство России может быть прекращено и по иным основаниям.

     Закон о гражданстве предусматривает  некоторые дополнительные основания  прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 25—31).

     Конституция Российской Федерации допускает  для своих граждан право иметь  гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 63) равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин. Закон 2002 года во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

     Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства:

     - лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в сторону второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.

     - лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые трудно доступны иностранцам.

     - наличие двойного гражданства в некоторые странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.

     - в некоторых правопорядках вместе с получением гражданство приобретаются и льготы в налогообложении15.

     С точки зрения гражданина, к отрицательным  сторонам двойного гражданства в  некоторых странах следует отнести  необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.

     Для России двойное гражданство является чрезвычайно важным институтом. Это связано с проблемой бывших граждан СССР, ставших гражданами России, которые оказались на территории бывших республик СССР, но не могут по разным причинам, в первую очередь по финансовым, выехать в Россию. Для таких граждан двойное гражданство приобретает большую важность. Однако, в настоящее время практически все бывшие республики СССР стали отказываться от двойного гражданства с гражданами СССР. Главной проблемой связанной с двойным гражданством, которая существенно влияет на этот процесс, безусловно, является проблема лояльности.

     Лояльность  бипатридов (лиц, имеющих двойное  гражданство), по мнению ряда ученых-международников, является основной неразрешимой на сегодняшний  день проблемой, причиной, почему те или  иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.

     Так, по мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения — это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства»16.

     А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До  недавнего времени в Европе имело  место негативное отношение к  двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т. д.»17.

     Лояльность  вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство  в обмен на обязанности, которые  оно исполняет по отношению к  собственным гражданам, со своей  стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.

     Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

     Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, — пишет Ю.Р. Боярс, — как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления»18.

Информация о работе Российское гражданство: понятие, основание приобретения и прекращения