Российское гражданство: понятие, основание приобретения и прекращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель: проведение комплексного анализа юридической природы и содержания института Российского гражданства, определение развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
Задачи:
1. Исследовать понятие Российского гражданства, его основных особенностей.
2. Рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание института Российского гражданства.
3. Исследовать основания и порядок приобретения и утраты Российского гражданства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по правовым основам Российского государства. Гражданство.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и законом о гражданстве от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране.

     Немало  и граждан России, постоянно проживающих за границей, - а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов.

     На  различных этапах исторического  процесса в России специфическим  образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие  как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов

     Актуальность  данной темы обусловлена  тем, что вступление в силу1 июля 2002 г. закона о гражданстве продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992 г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

    Объект: Российское гражданство.

    Предмет: принципы, основания и порядок приобретения и прекращения Российского гражданства, правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства.

     Цель:  проведение комплексного анализа юридической природы и содержания института Российского гражданства, определение развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.

    Задачи: 

    1. Исследовать понятие Российского гражданства, его основных особенностей.

    2. Рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание  института Российского гражданства.

    3. Исследовать основания и порядок приобретения и утраты Российского гражданства.

    4. Дать характеристику правовому статусу иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

 

    ГЛАВА I. Российское гражданство. 

    1. Понятие и сущность Российского  гражданства.

        

     Наибольшую  часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения – иностранцы - граждане других государств, постоянно или временно проживающие на территории государства. Есть лица без гражданства - не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

     Все эти лица обладают определенными  правами, имеют определенные обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с наследованием, участием или неучастием в выборах и т.д.). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязанностью платить налоги). Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть неодинаковыми в зависимости от правового статуса личности.

     Такие различия зависят, прежде всего, от того, является или нет данная личность гражданином государства. Для того чтобы выявить эти различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

     Характеристику  понятия гражданства в советской  литературе впервые дал Г.В. Чичерин  в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году, - указывал он, - заменила понятие подданного, то есть объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, то есть участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве1».

     В настоящее время в юридической литературе гражданство рассматривается, во-первых, как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства).

       Так, М.А. Шафир полагал, что  гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь между физическим лицом и государством, основанную на их взаимном сотрудничестве и ответственности, не ограниченную во времени и пространстве, в силу которой человек обладает всей полнотой прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и законами, исполняет обязанности, а также пользуется защитой и покровительством государства внутри страны и за ее пределами2.

     Во-вторых, как определенное правовое положение лица в конкретной стране. Так же оно может рассматриваться в качестве правового института, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

     Статус  гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к  государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

     Гражданство порождает взаимные обязательства  страны и человека- государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

     В этой связи, очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве3. Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине—14, в Азербайджане—18, в Эстонии—80, в Латвии—52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответственно 115 и 160 тысяч.

     Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляют о своем желании войти в состав России.

     Нестабильная  политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. Такой закон был принят 31 мая 2002 года4. Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению к бывшим гражданам СССР закон слишком осложнил порядок принятия гражданства.

     В этой связи в президентском послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее  время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации... Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране... Принятые в прошлом (2002) году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей... Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно - для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры»5.

     В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который  коснулись, в первую очередь порядка принятия гражданства в упрощенном порядке6.

     Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института  гражданства. Это делает актуальной проблему конституционно-правового анализа этого института в связи с отмеченными изменениями законодательства.

     Закон Российской Федерации "О гражданстве  Российской Федерации" определяет гражданство  как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.7. Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.

     Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

     Итак, исходя из выше изложенного, используя  научную литературу, можно выделить следующие характеристики понятия гражданства:

     1) гражданство - правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой - в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека;

     2) устойчивый характер отношений гражданства, существующих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства;

     3) двустороннюю связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека;

     4) распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Принципы  Российского гражданства.
 
 

     Закон о гражданстве 2002 года установил  следующие принципы гражданства:

     1. Принципы гражданства Российской  Федерации и правила, регулирующие  вопросы гражданства Российской  Федерации, не могут содержать  положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Информация о работе Российское гражданство: понятие, основание приобретения и прекращения