Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:55, реферат
Попытки найти закономерности, связывающие чрезвычайно непохожие друг на друга этапы становления российского парламентаризма в единый поступательный (а может и колебательный) процесс, предпринимались и ранее. При этом большинство исследователей рассматривали этапы развития российского парламентаризма в отрыве друг от друга. Причина тому очевидна - история российского парламентаризма имеет две точки отсчета: 5 августа 1905 г., когда были подписаны Николаем II Манифест об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу, а также 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ. В обоих случаях становление парламентаризма в России происходило не только с самого начала, но и осуществлялось, как уже было сказано, в рамках совершенно несхожих друг с другом политических и правовых систем. Иными словами, ни о каком правопреемстве традиций российского парламентаризма на сегодняшний день не может идти и речи.
Попытки найти закономерности, связывающие чрезвычайно непохожие друг на друга этапы становления российского парламентаризма в единый поступательный (а может и колебательный) процесс, предпринимались и ранее. При этом большинство исследователей рассматривали этапы развития российского парламентаризма в отрыве друг от друга. Причина тому очевидна - история российского парламентаризма имеет две точки отсчета: 5 августа 1905 г., когда были подписаны Николаем II Манифест об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу, а также 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ. В обоих случаях становление парламентаризма в России происходило не только с самого начала, но и осуществлялось, как уже было сказано, в рамках совершенно несхожих друг с другом политических и правовых систем. Иными словами, ни о каком правопреемстве традиций российского парламентаризма на сегодняшний день не может идти и речи.
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
такое государственное
устройство, при котором высшая власть
монарха ограничивается народными
представителями, причем отношения
между верховной властью и
палатою представителей определяются
основными законами, конституцией;
иначе конституционная система.
1. Период
формирования научных идей и
взглядов в области
Идея парламентаризма
на территории России зародилась задолго
до того, как исторические предпосылки
побудили власть к внедрению ее на практике.
По мнению ученых Ю.А. Дмитриева и А.М.
Обозревая время правления российской императрицы Екатерины II в контексте развития общественных идей, приведших в последствии к развитию популярности идеи парламентаризма на территории российского государства, отметим, что указанный период подлежит необходимому учету в периодизации этапов развития российского парламентаризма, поскольку именно тогда берет свое начало активное использование идеи нового более демократического государственного устройства Российской империи. Причем в основу указанного устройства были положены государственные институты, аналогичные тем, которые в настоящее время носят наименование "парламентские".
Дальнейшее развитие идей парламентаризма связано с именем М. М. Сперанского, чьи проекты государственных преобразований Российской империи были наполнены мечтами о конституционной монархии в России.
Следующая
попытка конституционных
Автором одного из конституционных проектов стал Н. М. Муравьев. По мнению Ю. А. Дмитриева и А. М. Николаева, несмотря на отдельные недочеты, проект Конституции Н. М. Муравьева представляет собой документ, составленный на высоком уровне законодательной техники, вобравший в себя идеи российского либерализма, в частности предложения М. М. Сперанского, и соответствующий уровню развития демократии в странах Европы начала XIX в (6).
Проект переустройства жизни страны на цивилизованных гуманных началах предлагал в своей "Русской Правде" П. И. Пестель.
По косвенным данным можно судить, что первый вариант "Русской Правды" предусматривал сохранение поста императора, второй же, по оценке М. В. Нечкиной, "насквозь республиканский"
Согласно этому документу (п. 9 проекта Конституционного государственного завета), вся законодательная власть находится в Народной вече (8), избираемой двухступенчатыми выборами (9). Народная веча состоит из Народных Представителей, избранных народом сроком на пять лет. В целях же сохранения преемственности члены Народной вече подвергаются ежегодной ротации на одну пятую ее состава.
В отличие от проекта Н. М. Муравьева Народная веча П. И. Пестеля имела однопалатную структуру. Как и в проекте Конституции Н. М. Муравьева, в Завете прослеживается смешение функций законодательных и исполнительных органов государственной власти: помимо законодательных функций, к полномочиям Народной вечи относится объявление войны и заключение мира.
Широкое
обращение отечественных ученых
к проблемам организации
Таким образом, теория парламентаризма к началу XX в. прошла ряд подготовительных стадий, в процессе которых выкристаллизовались наиболее применимые в рамках российской действительности положения указанной теории (в частности, ограничение самодержавия посредством конституциализации процесса государственного управления, допуска к управлению государством представителей различных социальных групп, использование процедуры выбора (а не назначения) для формирования высших органов государственной власти).
1.2. Период
практического строительства
По мнению Ю. Г. Коргунюка и С. Е. Заславского("Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие и "Современная российская многопартийность") период зарождения и последующего развития партийных структур на территории Российской империи проходил с 80-х годов XIX в.. Он характеризовался антиправительственной направленностью и фактически не получил своей легализации до 1905 г. (13).
Таким образом, к началу Первой русской революции демократический либеральный конституционализм (в рамках политических партий и земских учреждений) готовился предъявить требования официальной власти Российской империи, будучи в состоянии не только апеллировать к общественному мнению, но и организовать широкое протестное движение против режима самодержавия.
- Стадия формирования первого российского парламентского законодательства (с 5 августа 1905 г. по 27 января 1906 года)
Серьезные коррективы в развитие русского конституционализма и парламентаризма внесла революция 1905 г.
19-26 июля
1905 г. вопрос о Государственной
думе (так было названо новое
учреждение в проекте А. Г.
Булыгина) обсуждали на специальном
совещании под
Отправной
точкой становления парламентаризма
в России стал Высочайший Манифест,
подписанный царем Николаем II 17 октября
1905 г. "Об усовершенствовании государственного
порядка" и целый ряд актов,
развивающих положения
Характеризуя
организацию Государственной
В соответствии с Высочайшим Манифестом "Об изменении учреждения Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы" (от 20 февраля 1906 г.) были осуществлены изменения в процедуру выборов Государственной Думы. Во исполнение Манифеста 17 октября 1905 г., в 1905 - 1906 гг. был издан ряд указов, внесших существенные изменения и дополнения в Положение о выборах от 6 августа 1905 г. Важнейшим среди них был именной царский указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений". По сути, Положение от 11 декабря 1905 г. стало вторым (после Положения от 6 августа 1905 г.) законодательным актом об избирательной процедуре, в соответствии с которым проводились выборы в I и II Государственные Думы.
Многие
современные специалисты
Вершиной развития законодательства о Государственной Думе, учрежденной под давлением первой русской революции 1905 - 1907 гг. стали также утвержденные Указом Николаем II Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г., которые могут быть квалифицированы как первая Российская Конституция - хотя конституцией они официально не именовались.
В Основных
государственных законах
Как отмечает доктор юридических наук Ж. И. Овсепян, в основных государственных законах апреля 1906 г. делалась попытка совместить принцип самодержавия с принципом "разделения властей".
Как известно,
ограничения, установленные для
избрания в Государственную думу
указом от 6 августа 1905 г., не достигли цели:
политические партии, поддерживавшие
самодержавие, оказались в меньшинстве.
Дума, несмотря на все прогнозы, с
первых дней существования вышла
за отведенные ей рамки, выступила с
обращением в адрес царя (хотя такое
право не входило в ее компетенцию),
в котором потребовала введения
всеобщих выборов, расширения своих
прав в законодательной сфере, гарантий
гражданских и личных свобод и
т.д. Получив отказ, члены Думы объявили
бойкот правительству И. Л. Горемыкина.
В ответ правительство
Стадия деятельности первой Государственной Думы (с 27 января 1906 г. по 8 июля 1906 года)
Здесь
необходимо отметить, что I Государственная
дума, несмотря на правовую ограниченность,
оказалась самым
Таким образом, вне всякого сомнения, I Государственная дума вряд ли может быть отнесена к числу законодательных представительных органов государственной власти. Скорее, это был политический орган. А вся полнота законодательной власти по-прежнему оставалась в руках императора.
Стадия деятельности второй Государственной Думы (с 20 февраля 1907 г. по 3 июня 1907 года)
II Государственная
дума оказалась еще более
При этом были внесены существенные изменения в избирательное право подданных Российской Империи и Государственная дума окончательно утратила характер представительного и законодательного органа власти.
Стадия деятельности третей Государственной Думы (с 1907 г. по 1912 год)
Основным
содержанием деятельности III Государственной
думы продолжал оставаться аграрный
вопрос. Добившись социальной опоры
в лице этого коллегиального органа,
правительство, наконец, приступило к
его использованию в