Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа
Одной из основных правовых систем современности является романо-германская правовая система или как еще называют романо-германская семья. Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно-правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах законодательства основывается право Франции, Германии, Испании, Италии и т. д.
Оглавление
Введение 3
1. Историческое формирование романо-германской системы 5
1.1. Основные аспекты формирования романо-германской правовой системы 5
1.2. Особенности романо-германского права 9
1.3. Роль судов в романо-германском праве 12
2. Источники романо-германской правовой системы 14
2.1. Законы в романо-германской правой системе 14
2.2. Обычай 17
2.3. Судебная практика и доктрина 18
3. Структура романо-германской правой системы 21
3.1.Публичное и частное право 21
3.2. Гражданское право и торговое право 23
3.3. Обязательственное право 24
Заключение 28
Список литературы 30
Особенность
романо-германского права
Становление
романо-германского права
Вместе с тем регулирующую роль закона не следует абсолютизировать. В сфере частного права ощутимое место занимают договоры, в которых стороны сами определяют юридическое содержание своих отношений. Все больше подвышается значение судебной практики, конкретизирующей предписания закона. В качестве дополняющего закон источника права нередко используются складывающиеся в обществе обычаи.
Специфическим для романо-германского права является деление на частное и публичное. Это обусловлено существенными различиями между двумя группами отношений: вертикальными (между правящими и оправляемыми) и горизонтальными (между равноправными сторонами). Уважение к праву легко внушить частным лицам и гораздо труднее -государству - носителю власти.
Долгое время публичное право не развивалась. Перспективы для его совершенствования открылись, когда восторжествовала доктрина, утверждающая примат разума перед силой, существование естественных прав человека; произошло становление демократических режимов осуществления власти. Именно право получило признание наиболее эффективного инструмента, позволяющего оградить граждан от злоупотреблений власти. Частные лица стали рассматриваться как равноправные партнеры в отношениях с государством и его орланами, а гражданское право сыграло роль модели при разработке публичного.
Важной юридической особенностью романо-германского права является высокий уровень кодификации. Кодификационная техника, созданная в рамках этого права, имеет целый ряд функций.
Прежде
всего, она позволяет реализовать
идею права во всем массиве законодательства,
которое приобретает цельный
и непротиворечивый характер; дает
возможность «без потерь» реализовать,
воплотить в нормы законодательства права
человека, идеи свободы, демократии, справедливости,
равенства возможностей, конституционные
принципы.
Кодификационная техника — эффективное
средство противодействия законодательному
произволу, поскольку такие попытки сразу
же обнаруживают себя, если новые узаконения
не вписываются в действующее законодательство,
выглядят в нем как инородное тело.4
Своеобразной чертой романо-
В
странах романо-германского
Роль
и значение судебной практики в романо-германском
праве определяются не теоретическими
оценками, а количеством и качеством
сборников судебной практики, издаваемых
в той или иной стране. Творческая роль
скрывается за видимостью толкования
закона, и теоретически судебная практика
не претендует на создание новых правовых
норм. Однако на деле есть основания для
разграничения законодательных норм и
норм судебной практики (вторичных норм,
называемых в литературе правоположениями).
Последние имеют ряд особенностей: а) создаются
на основе и в рамках закона; б) отличаются
нестабильностью (суд может их не учитывать
и принять противоречащее им решение);
в) суд не может ссылаться на них как на
правовое основание решения. Правоположения,
таким образом, носят характер рекомендаций,
базируются на авторитете судебных решений.
Если право понимать широко и не сводить
к системе норм, то можно сделать вывод,
что судебная практика - это источник права,
но не правовых норм.
Для юристов романо-германского права
особое значение имеет толкование права.
Норму закона легче отыскать, но она менее
точна и представляет судьям достаточно
широкие возможности выбора решения при
ее применении, что не укрепляет стабильности
правоотношений. Далеко не все, что находится
ниже законодательного уровня, может быть
отнесено к «фактической сфере». Стремясь
к стабилизации правопорядка, судебная
практика пытается уточнить нормы, сформулированные
наиболее общим образом. Кроме того, верховные
суды осуществляют контроль за толкованием
норм нижестоящими. В этих условиях норма,
созданная законодателем,— не более чем
ядро, вокруг которого вращаются вторичные
правовые нормы, создаваемые в процессе
толкования.
Выводы. Рассмотренные особенности романо-германского права возникали и формировались постепенно, исторически. Это, по сути, был процесс естественной трансформации традиционного права, «права в зародыше», в развитое, действительное, истинное право. Конечно, тут могли быть и были нежелательные уклоны. Например, фашистские, религиозные, социалистические правовые системы следовало бы рассматривать как квазиправовые, суть отклонение от нормального правового развития.
Изложить принятую в романо-германской правовой семье теорию источников права – нелегкое дело. Концепции римского права по этому вопросу в наше время полностью обновлены и не могут служить общей исходной основой. Правовые системы, составляющие романо-германскую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические по сравнению с другими черты. Более того, даже в каждой системе национального права этот вопрос весьма сложен и зачастую спорен. Способ, с помощью которого дается ответ на этот вопрос, может зависеть от отрасли права, в отношении которой он поставлен; от психологии автора; философских тенденций, господствующих в данный момент.
Закон в широком смысле слова – это, по-видимому, в наши дни первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи. Все эти страны – страны «писаного права». Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Другие источники права в свете этого анализа занимают подчиненное и малозначимое место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права – законом.5
Однако это подход, как бы много о нем ни говорили, очень далек от реальности. Он мог быть идеалом правовых школ, господствовавших во Франции в XIX веке, но никогда не был полностью принят практикой, а в настоящее время и в теории все более открыто признают, что абсолютный суверенитет закона в странах романо-германской правовой семьи является фикцией и что наряду с законом существуют и иные важные источники права.
Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источник права – значит противоречить всей романо-германской традиции.
Р. Давид подчеркивает, что суды и юристы стран романо-германской правовой семьи в настоящее время чувствуют себя увереннее лишь тогда, когда они могут сослаться на один или несколько законов для обоснования предлагаемого ими решения. Иногда при обращении в суд или принесении жалобы в ту или иную судебную инстанцию возникает необходимость указать, какой закон нарушен. Все это создает впечатление, будто в романо-германской семье право и законы – одно и то же.
Но для того, чтобы понять действительное положение вещей, необходимо узнать, как толкуются законы, как на них ссылаются, а иногда нейтрализуют их действие.
Даже в первое время после наполеоновской кодификации судебная практика не ограничивалась лишь применением текста закона, но в течение всего XIX века ее вклад в эволюцию права оставался в тени. Однако на рубеже нашего века роль судебной практики стало трудно скрывать, ибо новые условия потребовали от нее новых, более активных инициатив. Как сказал председатель Кассационного суда Балло-Бопре, судебная практика постоянно двигалась вперед «с помощью кодекса, но дальше кодекса», подобно тому, как в давние времена прогресс шел «с помощью римского права, но дальше римского права».
Таким образом, можно констатировать, что, хотя правотворческая роль законодателя велика, само по себе право – это нечто большее, чем только закон. Оно не растворено во власти законодателя; право должно создаваться совместными усилиями всех юристов, всех тех, кто участвует в осуществлении правосудия.
Обстоятельства,
которые определили важную роль закона
как основного источника
Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.
Конституционные законы по значению сравнимы с ролью международных конвенций. В некоторых конституциях (например, Франции, Нидерландов) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов.6
Некоторые законы именуются кодексами. Первоначально это слово обозначало сборник, в котором объединены самые различные законы. Сегодня слово «кодекс» широко используется для наименования сборника законов, группирующих и излагающих в систематизированном виде нормы права, относящиеся к одной определенной области. В XIX и XX веках кодификация получила широкое распространение во всех странах романо-германской правовой семьи. В большинстве стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Единственное исключение в Европе – Скандинавские страны. В каждой из них был издан только один кодекс (например, в Дании – в 1683 году, в Норвегии – в 1687 году, в Швеции – в 1734 году).
Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, декретов (издаются не парламентом, а другими государственными органами), административных циркуляров и др.
Что касается стиля законов, то в странах романо-германской правовой семьи сложились две противоположные тенденции: первая заключается в стремлении сделать законы как можно доступнее, вторая, напротив, - в применении при выработке нормы права по возможности наиболее точного технического языка, даже если это может сделать право понятным лишь специалистам. Во всех странах имеются сторонники и того и другого подходов.
Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Существует концепция социологического плана, которая преобладающую роль среди источников права отводит обычаю, считает, что именно обычай является основой права, определяет способы его применения и развития законодателем, судьями, доктриной. В противоположность указанной концепции позитивистская школа сводит роль обычая на нет; в ее представлении он играет лишь самую малую роль в праве, всесторонне кодифицированном и отождествленном с волей законодателя.
Р. Давид отмечает, что обычай не является тем основным и первичным элементом права, как того хочет социологическая школа. Он лишь один из элементов, позволяющих найти справедливое решение. И в современном обществе этот элемент далеко не всегда имеет первостепенное значение по отношению к законодательству. Но его роль вместе с тем отнюдь не так незначительна, как полагает юридический позитивизм.
Закон в ряде случаев для своего понимания нуждается в дополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также зачастую нуждаются в объяснении с точки зрения обычая. Обычай может действовать не только secundum legem (в дополнение к закону), но и praeter legem (кроме закона), поскольку современные юристы романо-германской правовой семьи стремятся опереться в своих рассуждениях на законодательство. В этой связи обычай praeter legem обречен на весьма второстепенную роль. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение contra (adversus) legem (против закона). В таком случае роль обычая, во всяком случае, внешне, очень ограничена, даже если он в принципе не отрицается доктриной. Совершенно ясно, что суды не любят выступать против законодательной власти.