Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа
Одной из основных правовых систем современности является романо-германская правовая система или как еще называют романо-германская семья. Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно-правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах законодательства основывается право Франции, Германии, Испании, Италии и т. д.
Оглавление
Введение 3
1. Историческое формирование романо-германской системы 5
1.1. Основные аспекты формирования романо-германской правовой системы 5
1.2. Особенности романо-германского права 9
1.3. Роль судов в романо-германском праве 12
2. Источники романо-германской правовой системы 14
2.1. Законы в романо-германской правой системе 14
2.2. Обычай 17
2.3. Судебная практика и доктрина 18
3. Структура романо-германской правой системы 21
3.1.Публичное и частное право 21
3.2. Гражданское право и торговое право 23
3.3. Обязательственное право 24
Заключение 28
Список литературы 30
Одной из основных правовых систем современности является романо-германская правовая система или как еще называют романо-германская семья. Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно-правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах законодательства основывается право Франции, Германии, Испании, Италии и т. д. Право нашей страны также тяготеет к романо-германской правовой семье. На само становление романо-германской правовой системы повлияло право Древнего Рима, и сейчас она существует на заимствованных из римского права основных понятий, правовых институтов. Многие термины из философии права и юридической практики взяты именно из римского права: "юстиция", "республика", "конституция", "мандат", "казус", хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с их первоначальным смыслом.
Актуальность тему
обусловлена тем, что, во-первых, в современном
мире каждое государство имеет свое право,
а бывает и так, что в одном и том же государстве
действуют несколько конкурирующих правовых
систем, во-вторых, различие между правом
разных стран значительно уменьшается,
если исходить не из содержания их конкретных
норм, а из более постоянных элементов,
используемых для создания, толкования,
оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно
разнообразными, но способы их выработки,
систематизации, толкования показывают
наличие некоторых таковых, которых не
так уж и много, в-третьих, возможна группировка
правовых систем современности на несколько
видов, но отсутствует единое мнение о
том, каким путем должна быть проведена
эта группировка и какие "семьи права"
мы признаем в итоге.
Методологической базой исследования являются многочисленные работы и исследования по данной теме как российских так и зарубежных исследователей. Например, особую роль в изучении романо-германского права, играют работы таких юристов-исследователей, как Апровой Т.В., Боботова С.В., Спирионова Л.И., Давида Р., Жоффе –Спинози и многих других. Труды юристов-исследователей имеют огромное значение в изучении и понимании романо-германской правовой системы, поскольку российская правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье. Целью данной работы является анализ сущности романо-германской правовой системы. Для
достижения этой цели в работе решаются
следующие промежуточные
Объектом исследования является романо-германская правовая система Предметом исследования является источники романо-германской правовой системы, структура романо-германской правовой семьи. Работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка использованной литературы. |
Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы.
Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До XIII века в европейском праве элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права. Вообще, о соотношении между германскими и римскими первоисточниками, полученными из районов Древнеримской империи, можно сказать, что исследования последних лет показали, что влияние римского права оказалось намного значительнее, чем это предполагалось ранее. Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Одним из важных аспектов возрождения был аспект юридический. Новое общество осознало, что только право может обеспечить порядок и безопасность. Церковь стала более отчетливо различать религиозное общество верующих и светское общество, суд совести и правосудие и создала в эту эпоху каноническое частное право. В XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была принята его собственная роль и автономия.
Зарождение романо-германской правовой системы в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти и централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей.
Основным источником, откуда распространились новые идеи, благоприятствуя тем самым возрождению права, стали возникшие в Западной Европе очаги культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из которых первым и наиболее известным был Болонский университет в Италии.1
В университетах не преподавали «практическое право», а учили методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. В университетах право рассматривали как модель социальной организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве или исполнении вынесенных решений; оно оставляло в стороне процессуальные процедуры, доказательства, способы исполнения. Университетская наука обращена к праву во взаимосвязи с философией, теологией и религией, она указывает судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные граждане должны следовать в своем социальном поведении. Право, как и мораль, - это должное, а не сущее. Ни один европейский университет не мог, таким образом, взять в качестве основы преподавания позитивное (местное или региональное) право, так как в глазах университета оно не выражало справедливости и, следовательно, не было правом.
Но в отличие от несовершенных местных обычаев существовало право, пригодное для изучения и восхищавшее всех – и профессоров, и студентов. Это было римское право.
Преподавание римского права в университете претерпело определенную эволюцию; ряд школ, каждая со своими задачами и методами, сменяли друг друга. Первая из них – школа глоссаторов – стремилась установить первоначальный смысл римских законов. Со школой постглоссаторов в XIV веке связана новая тенденция: римское право было очищено и подвергнуто обработке. Таким образом, оно было подготовлено для совершенно нового дальнейшего развития (торговое право, международное частное право) и в то же время систематизировано. Такое право, приспособленное юристами к нуждам нового общества и преподававшееся в университетах, все более и более отходит от права Юстиниана. Оно становится систематизированным правом, основанным на разуме и предназначенным в силу этого для всеобщего применения. Забота об уважении римского права уступает в университетах место стремлению установить и изложить принципы права, являющиеся во всех отношениях выражением рациональных начал. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетах в XVII и XVIII веках. Эта школа в отличие от постглоссаторов отказалась от схоластического метода, стремилась, подражая точным наукам, видеть в праве логическую аксиоматическую систему. Она отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на воле Бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая неотъемлемые «естественные права».
Целью кодификации должно было стать изложение принципов обновленного общего права, приспособленного к условиям и нуждам XIX века. Однако закат универсализма и национализм XIX века придали кодификации, во всяком случае, временно, иной характер. Кодексы рассматривались не как новое изложение общего права, а как простое обобщение, новое издание «частного обычая», возведенного на национальный уровень, как средство придания праву «национального духа».
В настоящее время этот кризис как будто бы находится на стадии разрешения. Кодексы устарели, и это ослабило, если не устранило, законодательный позитивизм XIX века. Мы все более открыто признаем ведущую роль доктрины и судебной практики в формировании эволюции права; все более широкие полномочия предоставляются судьям или администрации по определению меры наказания и урегулированию его применения, что фактически ставит право в значительную зависимость от идей тех, кто призван его осуществлять. Наличие многочисленных международных конвенций и развитие сравнительного права заставляет судей все чаще интересоваться тем, как понимается и толкуется право в других странах. Таким образом, юридический национализм отступает, и модно полагать, что кризис, вызванный европейскими кодификациями XIX и XX веков, носит временный характер.2
Все сказанное выше выявляет ряд основных факторов, создающих единство романо-германской правовой системы. Теперь надо дополнять их, отметив некоторые течения, которые в разные эпохи и в разных странах могли создать ощущение утраты этого единства и вызвать опасение, что какая-либо из систем, входящих в эту семью, выйдет из нее. Романо-германское право – право живое, а это предполагает постоянные преобразования.
Определенные изменения, направленные на трансформацию системы, возникают сначала в одной стране или группе стран и лишь, затем либо воспринимаются семьей в целом, либо отвергаются ею. Поэтому всегда существует известный разрыв между правовыми системами, входящими в семью; они оказываются как бы смещенными по отношению друг к другу. Право какой-либо страны, в которой проведен такой эксперимент или восприняты новые тенденции, может оказаться в какой-то момент в положении вырвавшегося вперед по отношению к другим странам. И в каждый из этих моментов встает вопрос – не подорвано ли единство семьи. Все зависит от того, воспримут другие страны изменения, внесенные в право данной страной, или нет, откажется сама страна от проводимого ею эксперимента, чтобы вернуться в рамки традиции, или нет.
Романо-германское право, составляющее отдельную правовую семью, имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других правовых систем современности.
Для
понятийного строя романо-
В
романо-германском праве правовая норма
не создается судьями. Она -продукт размышления
законодателя, основанного частично на
изучении практики, а частично на соображениях
справедливости, морали, политики и гармонии
системы. Правовая норма очищает практику
от несоответствующих или излишних элементов,
упрощая тем самым познание права. Такая
роль вполне согласуется с традицией,
по которой право рассматривается как
модель социальной организации. Нельзя
создать кодекс, если видеть норму права
в каждом решении судьи. Задача кодекса
состоит не в решении всех конкретных
практических вопросов, а в даче общих,
связанных в систему, легкодоступных для
обозрения и понимания правил, на основе
которых можно определить, каким образом
должны быть решены те или иные проблемы.
Обобщенность нормы должна быть оптимальной:
нечто среднее между решением спора и
общим принципом права. С одной стороны,
нормы права не должны быть слишком общими,
ибо тогда они не будут достаточно надежным
руководством для практики. С другой стороны,
необходима обобщенность, достаточная
чтобы регулировать определенный тип
отношений, а не применяться подобно судебному
решению к конкретной ситуации. Требуемое
соотношение нормы права и судебного решения
можно проиллюстрировать положениями
ст. 5 французского Гражданского кодекса
1804 г.: «Судьям запрещается выносить решение
по подлежащим их рассмотрению делам в
виде общего распоряжения». Это - запрет
на судейское нормотворчество. Но в тоже
время суд не может отказать в правосудии
по мотивам отсутствия или неясности закона.
Статья 4 того же Кодекса гласит: «Судья,
который откажется судить под предлогом
молчания, темноты или недостаточности
закона, может подлежать преследованию
по обвинению в отказе в правосудии». Следует
отметить, что между обобщенностью и конкретностью
в различных отраслях не должно быть твердого
равновесия. Наибольшая степень конкретизации
требуется в уголовном или налоговом праве,
значительная степень обобщения - в гражданском.3