Роль правового государства в реализации прав личности
Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:37, курсовая работа
Описание работы
Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи. Еще в период перестройки, одна из центральных проблем с которой столкнулось советское общество, - развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были радикальны примеры в экономической, политической, социальной и других сферах, они должны осуществляться, лишь получив одобрение избранной демократическим путем законодательной власти в лице Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1.Понятие и признаки государства………………………………………………………5 1.1.Понятие и признаки государства…………………………………………………………...5 1.2.Социальное назначение и сущность государства………………………………………….8 Глава 2.Теория правового государства………………………………………………………..11 2.1.Концепция правового государства…………………………………………………….......11 2.2.Понятие и признаки правового государства………………………………………….......12 Глава 3. Проблемы реализации прав личности………………………………………………16 3.1.Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность правового государства…………………………………………………………………………………………………16 3.2.Проблемы реализации прав личности на современном этапе развития правового государства в России..………………………………………………………………………………20 Заключение……………………………………………………………………………………...23 Список использованных источников………………………………………………………….25
Выявление
сущности государства предполагает
рассмотрение вопроса о его соотношении
с социално-экономическим строем. Решение
этого вопроса в отечественной теории
государства ранее традиционно опиралось
на марксистское учение об общественно-экономических
формациях, т.е. на формационный подход.
В соответствии с марксистскими
положениями о формационном подходе сущность
государства, как и других социальных
институтов, в конечном счете, определялась
экономическим фактором, состоянием производственных
отношений, способом производства в целом,
а само государство является лишь надстройкой
над экономическим базисом. Иначе говоря,
и по существу, и по форме государство
обусловлено экономическим строем общества.
Оно вторично, экономика первична. Экономическая
структура общества каждой данной эпохи,
подчеркивал Ф.Энгельс, образует ту реальную
основу, которой и объясняется в последнем
счете вся надстройка правовых и политических
учреждений. Отсюда производный характер
государства от социально-экономического
строя.
Сегодня наряду с формационным
подходом к решении вопроса о социальном
в государстве широко применяется и другой,
получивший в общественных науках название
цивилизационного подхода.
Понятие "цивилизация"
утвердилось в европейской науке в эпоху
Просвещения и с тех пор приобрело такую
же многозначность, как и понятие "культура".
С учетом этой многозначности и разрабатывается
сегодня цивилизацинноый подход. В самом
общем виде понятие "цивилизация"
можно определить как социокультурную
систему, обеспечивающую высокую степень
дифференциации жизнедеятельности в соответствии
с потребностями сложного, развитого общества
и вместе с тем поддерживающую его необходимую
интеграцию через создание регулируемых
духовно-культурных факторов и необходимой
иерархии структур и ценностей.
Цивлизационный подход
к решению вопроса о соотношении государства
и социально-экономического строя исходит
из стремления покончить с абсолютизацией
материально-экономического начала, из
взгляда не государство с предельно широких
позиций определяющего воздействия на
него, прежде всего духовно-нравственных
и культурных факторов общественного
развития. В отличие от формациционной
теории, обосновывающей наличие тотальной
детерминации государства экономическими
причинами, цивилизационная теория доказывает
наряду с ней и существование столь общей
детерминации духовными факторами. Духовно-культурные
и нравственные факторы могут блокировать
или, наоборот, поощрять развитие государства.
Достигается это влияние на экономические
факторы выработкой стереотипов поведения,
которые либо способствуют, либо мешают
производительному труду. А стереотипы
поведения, трудовая мораль, менталитет
человека формируются именно в той сфере
человеческой деятельности, которая обозначается
термином "культура" и "цивилизация".
В итоге "цивилизация", ее уровень,
ее ценности влияют и на социальную, в
том числе государственную организацию
общества. Словом, культурно-идеологические
принципы жизни вполне способны ослабить
влияние способа производства и тем самым
прервать поступательное формационное
развитие, как производства, так и обусловленного
им процесса формирования и функционирования
государства. Свидетельством этому являются
примеры циклического развития государственных
форм в некоторых странах арабского мира,
Китае, Америке до IX века и т.д. И наоборот,
социокультурные, духовные факторы могут
резко усилить формационный прогресс
экономики и государственно-правовой
сферы. Каждое отдельное государство становится
поле борьбы двух видов воздействия на
него: формационного, т.е. материально-производственного,
и культурно-духовного, цивилизационного.
Какая из них победит даже, в конечном
счете, заранее сказать нельзя. Именно
с этим связаны альтернативность и многовариантность
развития в государственной и других сферах
общественной жизни. Сказанное позволяет
сделать вывод о том, что глубокое проникновение
в сущность государства, правильное понимание
соотношения государства с социально-экономическим
строем предполагает использование обоих
подходов: формационного и цивилизационного.
Социальное назначение
государства проявляется в основных наиболее
важных направлениях его деятельности.
В функциях государства выражается его
сущность, та реальная роль, которую государство
играет в решении основных вопросов общественного
развития и, прежде всего в удовлетворении
разнообразных интересов населения всей
страны. Функции государства устанавливаются
в зависимости от основных задач, стоящих
перед государством на том или ином этапе
его развития, и представляют собой средства
реализации этих задач. Содержание задач
государства определятся различными внутренними
и внешними факторами. Так кризисные явления
в экономической жизни страны требуют
концентрации усилий государства, всех
его органов на решение экономических
задач. Рост преступности заставляет государство
своевременно предпринимать серьезные
практические действия по усилению борьбы
с ней, выявлению и устранению причин и
условий, которые ее порождают. Угроза
внешней агрессии мобилизует государственный
механизм на подготовку населения страны
к ее отражению.
Глава
2.Теория правового
государства.
2.1.Концепции
правового государства.
Важнейшей
характеристикой такого правового
состояния общества является определенное
взаимоотношение права и политической
власти, разработанное либерально-просветительской
мыслью в концепции правового государства.
Суть этого взаимоотношения можно свести
к трем основным положениям: · категорическое
соблюдение основных прав и свобод личности;
· верховенство закона, · разделение властей
(законодательной, исполнительной и судебной).
Один из главных инструментов права ЗАКОНЫ,
а они создаются, принимаются и наделяются
принудительной силой публичной властью,
государством. Если государство принимает
законы, ограничивающие права личности,
это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает
упомянутое выше различение права и закона:
закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает
основополагающие принципы права (равенство,
свобода, справедливость), если он покушается
на естественные права и свободы личности.
Поэтому первым принципом правового состояния
государства и объявляется БЕЗУСЛОВНОЕ
СОБЛЮДЕНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЛИЧНОСТИ, которые выше любого закона,
любого нормативно-принудительного акта
государства. Кроме того, само государство
и его чиновники должны быть поставлены
в рамки правовых законов. Государственная
всесильная воля сама должна быть ограничена
законом. В этом смысл принципа ВЕРХОВЕНСТВА
ЗАКОНА. Право одинаково обязательно и
для власть предержащих, и для подвластных.
Такое самоограничение государства реально
возможно только при соблюдении принципа
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию
власти в руках одного лица или органа.
Смысл этого принципа правового государства
в предотвращении сползания государства
к тоталитаризму, в разъединении государственного
монолита на три равноправные части (или
ветви власти), которые обладают самостоятельностью,
независимостью и главное взаимно контролируют
друг друга, не допускают превышения полномочий
какой-либо из властей.
2.2.Понятие
и признаки правового
государства.
Правовое
государство означает такой тип
государства, власть которого основана
на праве, им ограничивается и через
него реализуется. Главными элементами,
составляющими основу правового государства,
являются свобода человека, связанная
с наиболее полным обеспечением его прав,
и ограничение правом государственной
власти.
В
правовом государстве в отношении
человека создаются условия для
его юридической свободы, своеобразный
механизм правового стимулирования, в
основе которого лежит принцип «разрешено
все, что не запрещено законом». Этот принцип
противоположен принципу тоталитарного
государства: «запрещено все, что не разрешено
законом». Принципиальная разница этих
принципов заключается в изначальной
свободе или наоборот несвободе человека.
Если первый принцип предполагает частичное
ограничение прав свободной личности,
то второй принцип исходит из возможности
предоставления полностью зависимому
от государства человеку частичных прав
и свобод.
Человек
как автономный субъект свободен
распоряжаться своими силами, способностями,
имуществом, совестью. Право же, являясь
формой и мерой свободы, должно максимально
раздвинуть границы возможностей личности.
Обобщенно-правовые
аспекты личности воплощаются в
формуле «права человека», которые
являются фундаментальными, так как призваны
обеспечивать первичные предпосылки достойного
человеческого существования и лежат
в основе конкретных и многообразных субъективных
прав личности. Права человека являются
источником постоянного воспроизводства
его инициативы, предприимчивости, инструментом
саморазвития гражданского общества.
В современный период проблемы прав человека
выходят на международный, межгосударственный
уровень, что подтверждает правомерность
их приоритета над проблемами государства,
свидетельствует об их общенациональном
характере.
Права
человека и правовое государство, несомненно,
характеризуются общими закономерностями
возникновения и функционирования, ибо
существовать и действовать они могут
только в одной «связке». Оба феномена
имеют в своей основе право, хотя его роль
для них неодинакова, несмотря на существующие
точки соприкосновения. Это свидетельствует
о том, что соединяющим звеном между человеком
и государством должно выступать именно
право, а отношения между ними должны быть
истинно правовыми.
Правовые
ограничения необходимы для того,
чтобы недостатки властной личности
не превратились в пороки государственной
власти. Вот почему можно сказать, что
правом ограничиваются не собственно
управляющие воздействия со стороны государственных
структур на личность, а лишь необоснованные
и противоправные ущемления интересов
граждан. По сути дела право, ограничивая
власть, бережет ее от саморазрушения,
поэтому в условиях демократии утверждается
верховенство права.
Следовательно,
«правовое государство -
это организация
политической власти,
создающая условия для
наиболее полного обеспечения
прав и свобод человека
и гражданина, а также
для наиболее последовательного
связывания с помощью
права государственной
власти в целях недопущения
злоупотреблений».
Признаки
правового государства
1.
Верховенство закона во всех
сферах общественной жизни. В
системе правовых ценностей высшей
формой выражения, организации
и защиты свободы людей является
закон. В законах государство устанавливает
общеобязательные правила поведения,
которые должны максимально учитывать
объективные потребности общественного
развития на началах равенства и справедливости.
Именно поэтому закон обладает высшей
юридической силой. Все другие правовые
акты должны соответствовать закону. Законы
регулируют наиболее важные, стержневые
стороны общественной жизни. Подзаконные
акты, тем более ведомственные, при необходимости
могут лишь конкретизировать некоторые
положения законов. Но они не совершенствуют
и не изменяют законов. Основной закон
государства - это Конституция. В ней сформулированы
правовые принципы государственной и
общественной жизни. Конституция представляет
собой общую правовую модель общества,
которой должно соответствовать все текущее
законодательство. Никакой другой правовой
акт государства не может противоречить
Конституции.
Верховенство
закона, и прежде всего Конституции,
создает прочный режим правовой
законности, стабильность справедливого
правового порядка в обществе.
2.
Реальность прав личности, обеспечение
ее свободного развития. В социально-политической
жизни свобода человека выступает как
его право. Правовое государство признает
за индивидом определенную сферу свободы,
за пределы которой вмешательство государства
недопустимо.
Правовой характер
свободы индивида проявляется в
различных сферах общественной жизни.
Например, это права индивида на положительные
действия государства в его интересах:
право на неприкосновенность личности,
право на образование, социальное обеспечение,
судебную защиту и тому подобное. Степень
развитости и гарантированности свобод
личности обусловливается зрелостью правовых
начал государственности, экономическими
и духовными предпосылками.
3.
Взаимная ответственность государства
и личности. Отношения между государством
как носителем политической власти и гражданином
как участником ее формирования и осуществления
должны строится на началах равенства
и справедливости. государство берет на
себя обязательство обеспечивать справедливость
в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь
праву государственные органы не могут
нарушать его предписания и несут ответственность
за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной
власти обеспечивается системой гарантий,
которые исключают административный произвол.
К ним относятся: ответственность депутатов
перед избирателями, ответственность
правительства перед представительными
органами, дисциплинарная и уголовная
ответственность должностных лиц государства
любого уровня за невыполнение своих обязанностей
перед конкретными субъектами права.
На тех же
правовых началах строится ответственность
личности перед государством. Применение
государственного принуждения должно
носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Правовой
характер взаимной ответственности
государства и личности - это важная
составная часть складывающегося
в обществе права.
Глава
3.Проблемы реализации
прав личности.
3.1.Права
и свободы человека
и гражданина как высшая
ценность правового
государства.
Конституция
Российской Федерации (ст. 2) рассматривает
человека, его права и свободы в качестве
высшей ценности. Тем самым она декларирует
свое понимание взаимоотношений государства
и личности, выдвигая на передний план
именно личность. Уважение к личности
и ее защита является неотъемлемым атрибутом
конституционного государства, его обязанностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина, указывается
в Конституции Российской Федерации (ст.
2), обязанность государства.
Установленные Конституцией
принципиальные положения, связанные
с отношением государства к человеку,
служат предпосылкой к решению всех конкретных
проблем правового регулирования статуса
человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, признание человека, его
прав и свобод высшей ценностью является
фундаментальной нормой конституционного
строя Российской Федерации, образующей
важнейшую основу не только конституционного
организованного общества, но и правовой
защиты этого общества от возрождения
попыток создать условия для подавления
личности, ущемления ее прав, игнорирования
индивидуальных интересов и потребностей
людей.
Для большинства зафиксированных
в Конституции Российской Федерации прав
и свобод человека и гражданина характерна
более или менее тесная связь с признанием
человека высшей ценностью. В них не только
в той или иной степени отражается это
признание, но они вместе с основами конституционного
строя России служат его защите. Вместе
с тем принцип признания человека, его
прав и свобод высшей ценностью служит
достаточно определенным ориентиром для
дальнейшего совершенствования всей системы
основных прав и свобод человека и гражданина
в условиях развития демократического
общества, преодоления на этом пути всякого
рода сложностей и эксцессов.
Надо сказать, что связь
между признанием человека и его прав
и свобод высшей ценностью и конкретными
правами и свободами человека и гражданина
состоит в том, что если ст. 2 Конституции
Российской Федерации, формулирующая
принцип взаимоотношений человека и государства,
излагает этот принцип лишь негативно,
т.е. с точки зрения возможного нарушения
прав человека, имеет в виду лишь объект
защиты, то статьи Конституции, посвященные
конкретным основным правам и свободам
человека и гражданина сформулированы
уже более субъективно и с позитивных
позиций (например, в ст. 22 Конституции
указывается, что каждый имеет права на
свободу и личную неприкосновенность).
Эта взаимосвязь просматривается
и в том, что норма Конституции, указывающая
на объект защиты, выглядит лишь как первый
шаг к конкретизации положения человека
и гражданина в обществе и государстве
применительно к определенной сфере жизни
или конкретной ситуации. Она позволяет
сделать и следующий шаг, выражающийся
в закреплении в Конституции принципа
равноправия граждан.
Все это говорит о том, что нормы Конституции
Российской Федерации, посвященные основным
правам и свободам человека и гражданина,
нельзя рассматривать вне связи с принципами
признания человека, его прав и свобод
высшей ценностью, нельзя вносить в них
изменения или дополнения, противоречащие
этому принципу.
Принцип признания
человека, его прав и свобод высшей ценностью
должен оказывать определяющее влияние
не только на содержание основных прав
и свобод человека и гражданина, но и на
всю деятельность демократического государства,
его компетенцию и потенциальные возможности.
Государство в условиях действия этого
принципа не вправе в своей деятельности
выходить за устанавливаемые им границы
взаимоотношений с человеком. Только действуя
в этих рамках, в интересах человека оно
приобретает те черты, которые характеризуют
конституционное государство.
Конституционное
государство базируется на народном суверенитете,
который составляет одну из важнейших
его основ. Между тем носитель этого суверенитета
народ состоит из граждан, от которых в
конечном счете и исходит вся власть. Вот
почему ст. 2 Конституции, закрепляющая
отношение государства к человеку и его
обязанность признавать, соблюдать и защищать
его права и свободы, закрепляет потребность
в конституционном государстве, обосновывает
необходимость его существования.
В условиях конституционного
государства народ становится демократически
конституированным сообществом, сознательно
ориентирующимся на защиту человека как
высшей ценности и видящим в этом свой
долг. Такая ориентация народа позволяет
избежать последствий, которые являлись
результатом сознательного преувеличения
роли коллектива и государства и приводили
к господству тоталитаризма.
Народ, который перманентно
не способен или не желает признавать
ценность отдельного человека и соответственно
этому действовать, не может быть организован
в подлинно демократическое общество
даже с помощью разного рода юридических
инструментов.
Таким образом, авторитет
любой организации, включая и государство,
по своей природе вторичен. Нет и не может
быть признания ценности государства
или любой другой организации, если при
этом не признается высшая ценность человека
и гражданина.
Если защита человека,
его прав и свобод от посягательств со
стороны государства является задачей
демократически конституированного общества,
тс защита человека, его прав и свобод
от общества с его разнообразными, пользующимися
политическим влиянием группами, которое
также способно посягать на человека,
его праве и свободы, является, как уже
отмечалось, обязанностью государства.
Государство призвано защищать человека
как данность, а не формировать или преобразовывать
его в духе надуманных идеалов.
Интересы защиты человека,
его прав и свобод требуют от государства
активных действий и предоставления ему
соответствующих прав на случай возможных
нарушений прав и свобод человека в повседневной
жизни.
Человек, его права и
свободы должны защищаться государством
с помощью разнообразных норм материального
и процессуального права. Необходимо усиление
гарантий эффективности судебной защиты.
Однако признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека требует существенных
усилий государства также в материальной
и духовной сферах. Речь идет, в частности,
об обеспечении гражданам прожиточного
минимума, о развитии социального обеспечения,
школьного образования и здравоохранения,
культурной сферы.
Надо сказать, что о содержании
понятия человек высшая ценность обычно
принято говорить применительно ко всей
его жизни от рождения до смерти. Однако
в ряде случаев этот конституционный принцип
следует понимать гораздо шире. Примерами
в этом смысле может служить дискуссия
о правах плода во чреве матери или защита
чести и достоинства умершего человека.
Признание человека, его прав к свобод
высшей ценностью касается каждого конкретного
человека со всем его внутренним миром.
Однако для реализации этого принципа
важное значение имеют социальные функции
каждого человека, его ответственность
перед другими людьми, обществом в целом
и государством. Только в этом случае принцип
признания человека высшей ценностью
может быть распространен в равной мере
на всех членов общества. Человек, который
не желает признавать достоинство, права
и свободы других людей, никогда не сможет
обеспечить собственные достоинство,
права и свободы. В демократическом обществе
становление личности происходит в условиях
свободы, заключенной в определенные рамки.
К ним относится, в частности, правовая
надстройка общества. Через нее принцип
признания человека высшей ценностью
формирует у каждого человека определенные
нормативные представления о сущности
личности, несущие на себе отпечаток той
правовой культуры общества, в условиях
которой они возникли. Поставить эти представления
на службу человеку и обществу важная
предпосылка реализации конституционного
принципа признания человека, его прав
и свобод высшей ценностью. Ее создание
важное условие, способствующее превращению
граждан из объектов воздействия государства
и общества в активно действующих субъектов.
В условиях современной
действительности, характеризующейся
ростом преступности, массовым обнищанием
населения, грубейшими нарушениями прав
человека, признание Конституцией Российской
Федерации человека, его прав и свобод
высшей ценностью носит в значительной
мере лишь формальный характер. Однако
заложенный в ней большой демократический
потенциал служит хорошей основой для
борьбы граждан России за свои права, за
свое человеческое достоинство.
3.2.Проблемы
реализации прав личности
на современном этапе
развития правового
государства в России.
Проблемы
формирования правового государства
зародились во времена античности, у их
истоков стоят имена Платона и Аристотеля.
Всякое
правовое государство связано с
развитием правовой системы. Без
издания законов государство не могло
бы управлять поведением граждан, деятельностью
предприятий, организаций, учреждений,
ибо закон занимает главенствующее положение
при формировании правового государства.
Государственная воля находит высшее
выражение в праве. Право - это система
общих правил поведения, санкционированных
государством и охраняемых от нарушения
государством. В правовом государстве
законы регулируют наиболее важные отношения
общественной, политической, социальной,
культурной жизни.
Одной
из целей правового государства
в области формирования правовых качеств
личности представляется изменение ее
ментальности. Правовое государство создает
условия для обретения каждой личностью
такого уровня правового сознания, который
необходим для осуществления ее юридической
защиты. Высокий уровень правового сознания
способствует личности в защите своих
прав, то есть выступает субъективным
фактором в ее взаимодействии с правом.
Личность
способна защитить свои права, преодолевая
традиционные для россиян деформации
правового сознания. Эти деформации коренятся
в образе жизни, юридических, политических,
культурных, в целом социальных традициях
и отношениях. Обращение к исследованию
деформаций в структуре правового сознания
объясняется тем, что акцент на рассмотрение
проблемных сторон представляется продуктивным,
так как показывает значительный массив
негативных компонентов в правосознании.
Эти негативы препятствуют позитивному
преобразованию правовой действительности
и защите прав и свобод личностью. В связи
с этим дается анализ понятия и структуры
правосознания. Правосознание есть
производная величина от правовой культуры,
ее составная часть и форма проявления.
Правосознание, как известно, связано
с правовым поведением личности, выступая
одним из факторов, субъективной основой
такого поведения.
Существует комплекс проблем правового
сознания, который влияет на состояние
дел в вопросах правовой защиты личности.
Представлена классификация деформаций
правосознания с учетом возможностей
правовой поли-
тики в сфере
защиты прав и свобод личности в их
преодолении:1.Современные деформации
содержания правосознания как результат
негативных явлений в правовом бытии:
в России декларировано, но отсутствует
правовое, демократическое, социальное
государство как завершенная, стабильно
функционирующая конструкция, что и отражается
в сознании индивидов; имеется законодательное
закрепление разделения властей, но отсутствует
их фактическое равенство; проявляется
низкая степень защищенности личности
со стороны государства; наблюдается высокий
уровень преступности, коррумпированности
должностных лиц, бюрократический характер
отношения к личности. 2. Деформации правосознания
как отражение недостатков правовой идеологии,
особенностей правовой психологии. 3. Деформации
правового сознания, проявляющиеся в виде
нигилизма и идеализма.