Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:25, контрольная работа
Правовые нормы складывались в обществе различным образом. Некоторые из них возникли в результате постепенного изменения мононорм родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устранялось принудительной силой государства.
Другая часть норм права сложилась в результате деятельности судебных и административных органов, социальным нормам родового общества новое толкование или закреплявших своими решениями новые правила поведения.
1.Возникновение и сущность права………………………………………….3
2.Возникновение и сущность государства…………………………………...4
3.Признаки государства……………………………………………………….5
4.Функции государства………………………………………………………..8
5.Формы государственного устройства и формы правления………..……...9
6. Роль и место государства в современном обществе…………………..…11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Издавна принято различать две основные формы правления — монархию и республику. В монархии во главе государства стоит лицо, получающее и передающее, как правило, по наследству свой пост и особый почетный титул (короля, императора и т.д.), а в республике глава государства избирается на определенный срок.
В рамках монархической формы правления принято различать:
абсолютную монархию
ограниченную монархию
В рамках республиканской формы правления принято различать:
президентскую республику
парламентарную республику
полупрезидентскую (смешанную) республику.
Форма государственного устройства представляет собой национально-территориальную или административно-
По форме государственного устройства страны принято делить на унитарные и федеративные. В большинстве стран форма государственного устройства не имеет связи с национальным составом населения. Среди них есть унитарные государства с однонациональным составом населения (Франция, Швеция) и страны с многонациональным составом (Великобритания, Испания, КНР). Среди федераций есть государства с многонациональным составом (Швейцария, Канада, Индия) и мононациональные страны (Австрия, ФРГ).
Считается, что главным вопросом в проблеме государственного устройства является вопрос централизации или децентрализации управления в государстве, хотя в целом ряде стран национальный состав населения учитывался при выборе конкретной формы государственного устройства.
Унитарным является государство, территория которого состоит из административно-
По тому, как юридически строятся отношения между центральными и местными органами, различают два вида унитарных государств: децентрализованные и централизованные.
К децентрализованным относятся такие унитарные государства, в которых местные органы формируются независимо от центральных органов, что тем не менее не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов (Великобритания, Новая Зеландия, Япония).
К централизованным относятся такие унитарные государства, в которых подчинение местных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия и т.д.).
В целом ряде стран существуют особые территориальные образования — автономии, где 1) наряду с общегосударственными законами по определенному кругу вопросов действуют региональные законы, 2) независимо от центральных органов формируется свой автономный представительный орган и свой автономный правительственный совет.
Институт автономии часто рассматривается как один из способов децентрализации управления — большей, чем просто самоуправление, и меньшей, чем федерация.
6.Роль и место государства в современном обществе.
Государство остается ключевым звеном любой современной политической системы и главной фигурой в политической сфере, так как благодаря монополии на власть только оно способно решать политические проблемы.
Монополия государства на власть и его способность решать сложные проблемы, как и встарь, обусловлены его сущностью — объединением общих интересов всех разнородных слоев для сохранения и развития общества.
Любая государственная власть, не удовлетворяющая общие интересы разнородных слоев общества, раскалывает общество и, в конечном счете, обречена на крушение, так как не соответствует своей сущности. Попытки монополизировать государственную власть от имени одного класса представляют собой ее классовую деформацию: от имени одного этноса — ее этническую деформацию — этнократию, от имени религиозной общины — религиозно-политическую деформацию государственной власти.
Государство было и остается детищем не класса, не этноса, не религиозной общины, а общества, состоящего из самых разнородных слоев, объединенных общими для них интересами.
Политическая сила, преобладающая в балансе сил страны, определяет ориентацию — либеральную, социалистическую, этническую, религиозную и т. п., характер — демократический, авторитарный, тоталитарный, форму — монархию, республику и структуру — унитарную, федеральную или конфедеральную органов государственной власти. Это так или иначе выражается в государственных политических решениях, фиксируется в конституциях и других законах.
Прочность и дееспособность государства обусловлена его законностью — легитимностью. Легитимность обеспечена, если данное государство — его ориентация, характер, структура и функции — имеет поддержку наиболее влиятельной общественно-политической силы при согласии повиноваться — лояльности не выступающих против.
В каждом обществе на любом этапе его развития роль государства — масштабы и характер его функций в обществе — весьма своеобразна.
Главное — не всегда и не везде одинаково соотношение между государством и обществом. В конечном счете оно определяется состоянием и потребностями общества, выявляющимися во взаимодействии различных общественно-политических сил.
Несмотря на своеобразие роли государства в каждой стране, существуют три основных типа соотношения общества и государства.
Первый — общество полностью контролирует государство, которое является его инструментом.
Второй — общество и государство взаимно контролируют друг друга как партнеры в решении общественных проблем.
Третий — государство вышло из под контроля общества и само контролирует его.
Борьба против тоталитаризма способствовала возрождению популярности давних идеалов правового государства и гражданского общества. Правовое государство представляется многим действующим лишь в рамках права и только на основе законов. Но заманчивая идея исключить политические решения на основе соотношения сил вряд ли может быть реализована в обществе, если оно еще развивается и в нем происходят изменения соотношения сил, требующие пересмотра прав и законов. Обслуживаемое правовым государством гражданское общество видится обществом полноправных и ответственных граждан, способных к самодеятельности и саморазвитию, не нуждающихся во всеохватывающем контроле государства. К сожалению, нередко упускается, что реализация стремлений к гражданскому обществу и правовому государству требует не
только гражданских прав, но и умения граждан компетентно
и ответственно использовать их, что дается с трудом и требует
значительных и длительных усилий. Еще сложнее достичь баланса общества и государства, а также индивидуальных и общественных интересов, характерного для открытого общества.
Строго говоря, сомнительны попытки сочетать гражданское общество с идеей социального государства. Ведь так называют государство, которое берет на себя ответственность за благо граждан и тем самым лишает их части самостоятельности и ответственности, без которых немыслимо гражданское общество. Популярные лозунги не всегда состоятельны теоретически, что, впрочем, не может лишить их привлекательности и определенного практического смысла.
4
Информация о работе Роль и место государства в современном обществе