Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:25, контрольная работа
Правовые нормы складывались в обществе различным образом. Некоторые из них возникли в результате постепенного изменения мононорм родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устранялось принудительной силой государства.
Другая часть норм права сложилась в результате деятельности судебных и административных органов, социальным нормам родового общества новое толкование или закреплявших своими решениями новые правила поведения.
1.Возникновение и сущность права………………………………………….3
2.Возникновение и сущность государства…………………………………...4
3.Признаки государства……………………………………………………….5
4.Функции государства………………………………………………………..8
5.Формы государственного устройства и формы правления………..……...9
6. Роль и место государства в современном обществе…………………..…11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
СОДЕРЖАНИЕ
1.Возникновение и сущность права………………………………………….3
2.Возникновение и сущность государства…………………………………...4
3.Признаки государства…………………………………………………
4.Функции государства…………………………………………………
5.Формы государственного устройства и формы правления………..……...9
6. Роль и место государства в современном обществе…………………..…11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
1.Возникновение и сущность права
Любое общество нуждается в определенном порядке, определенной урегулированности отношений между людьми. Социальные нормы выражают не только интересы всего общества, но, прежде всего, интересы сил, занимавших господствующие позиции в этом обществе.
Такими нормами и являются нормы права, ставшие в государственно-организованном обществе наиболее важным регулятором поведения людей. В отличие от социальных норм родового общества нормы права исходили от государства или были санкционированы им, то есть в них выражалась воля государства. Нормы права закрепляют и охраняют не социальное равенство, а социальное неравенство (привилегии богатых и знатных на власть, землю, рабов, на усиленную защиту их личности и имущества со стороны государства). Нормы права являются общеобязательными для всех лиц, находящихся на территории государства, а не только для лиц, связанных кровнородственными узами. Они устанавливают четкое разграничение между правами и обязанностями в отличие от социальных норм родового общества. Для охраны норм права от нарушений и применения к виновным в их нарушении мер государственного принуждения в виде юридической ответственности созданы специальные государственные органы (полиция, прокуратура, суд и некоторые другие).
Правовые нормы складывались в обществе различным образом. Некоторые из них возникли в результате постепенного изменения мононорм родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устранялось принудительной силой государства.
Другая часть норм права сложилась в результате деятельности судебных и административных органов, социальным нормам родового общества новое толкование или закреплявших своими решениями новые правила поведения.
Право представляет собой явление, возникшее в результате общественного развития. Возникнув в государственно-организованном обществе, право становится основным нормативным регулятором общественных отношений.
Понятие права можно рассматривать с различных позиций, характеризующих различные стороны его многообразного содержания.
С точки зрения философии право представляет собой совокупность этических ценностей общества — справедливость, порядок, равенство и т.п.
С точки зрения социологии право рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле под правом понимается совокупность правосознания, норм права и правовых отношений. В узком смысле под правом понимается только совокупность норм права и правовых отношений.
Нормативное понимание права заключается в том, что право рассматривается только как совокупность норм права, создаваемых и охраняемых государством.
Право – это система норм (правил поведения), устанавливаемых или санкционированных государством, выражающих волю не только всего общества, но и определенных общественных сил (классов, сословий, социальных групп), находящихся у власти, и охраняемых от нарушений принудительной силой государства.
2. Возникновение и сущность государства
Понятие «государство» введено в политико-правовой обиход сравнительно недавно. Вплоть до эпохи Возрождения для обозначения государства пользовались более конкретными понятиями: княжество, королевство, тирания, республика. Платон известной работой «Государство» не опровергает сказанного, ибо более точный перевод ее названия на русский язык соответствует понятию «Конституция» или «Город-государство». Специальный обобщающий термин «государство» (от итал. — stato), применимый к любой его конкретной форме, ввел Н. Макиавелли.
Позже мыслители (Руссо и другие) в рамках общества стали различать «гражданское общество», а Гегель окончательно разграничил понятия общества, гражданского общества и государства.
Почему возникло государство. Как известно, первобытное общество людей обходилось без государства. Власти старейшины рода, сельской общины, племенного вождя было вполне достаточно, чтобы общество худо-бедно жило без государства.
Попытки объяснить этот феномен какой-либо одной или «главной» причиной малопродуктивны. Так, согласно психологической теории возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория «общественного договора», смысл которой заключается в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий надобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих «естественных прав» в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. Немало сторонников было и есть у классовой теории возникновения государства, разработанной марксизмом: «Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классы с противоположными, непримиримыми интересами» (В.И. Ленин). И для того чтобы эти классы не «пожрали» друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государство — как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то, во всяком случае, умеряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка (Ф. Энгельс).
В качестве стимула образования государства могут выступать не только внутренние, но и внешние факторы, в особенности угроза нашествия со стороны других племен и народов, покорение одних другими. Так, в Китае возникновение государства в XVIII в. до н.э. связывается с покорением племени «СЯ» племенем «ТАН».
Государство — многоликая, многофункциональная структура и сущность его каким-либо одним образным сравнением или определением выразить невозможно. С одной стороны, любое государство несет в себе принуждение, насилие. С другой, — оно как-то упорядочивает, стабилизирует жизнь людей. Отсюда его разные оценки:
Политическая характеристика государства.
На языке политической науки государство можно определить как особый тип социальных связей и явлений, который (тип) характеризуется следующими существенными чертами:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
В этом определении, данном латиноамериканским политологом Л.С. Санистебаном, «схвачен» принципиально важный момент: государство предполагает определенный тип социального поведения людей, юридически регулируемого теми, кто владеет властью, поддерживает нормативный порядок в обществе и имеет возможность при необходимости использовать для этого принуждение.
Французский социолог П. Бурдье, корректируя известную формулу М. Вебера («Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной территории»), пишет: «Государство есть Икс (подлежащий определению), обладающий монополией на легитимное использование физического и символического насилия на определенной территории и в отношении соответствующего населения». Это значит, что государство существует и объективно — как совокупность институтов и механизмов, — и субъективно — как комплекс структур и категорий мышления и восприятия. Образование государства сопровождается образованием поля власти, т.е. пространства, в котором различные политические силы борются между собой за власть в государстве. В обществе в качестве самостоятельной выделилась сфера политики, политических отношений.
3.Признаки государства
Будучи предметом постоянных дискуссий, признаки государства не имеют однозначной трактовки, и их количество не является универсальным.
Государство характеризуется следующими основными признаками.
1. Наличие особой политической (государственной) власти.
Политическая власть означает способность государства подчинять своей воле поведение всех членов общества. Государственная власть осуществляется посредством системы специальных государственных органов (аппарата государства), включая такие органы, как армия, специальные службы, прокуратура, полиция, суды и др. Следует иметь в виду, что только государство, вследствие наличия особой публичной власти, способно
сочетать в своей деятельности эти две функции — управления и принуждения. Никакая другая общественная власть такими средствами не располагает.
2. Особая форма организации общества.
Государство представляет собой универсальную, всеобъемлющую форму организации общества, объединяющую население страны в государственно-правовую совокупность, устанавливающую юридический статус проживающих на территории страны лиц (граждане — подданные, иностранцы, лица без гражданства).
3.Территориальная организация населения.
Государственная власть осуществляется, в рамках определенной
территории конкретного государства. Его властная сила
распространяется на все население, а также на предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории данного государства.
4.Государственный суверенитет.
Только государство обладает верховенством государственной власти внутри страны и независимостью в международных отношениях.
Верховенство государственной власти выражается в том что, государственная власть универсальна, а ее воля и веления распространяются на всю страну.
5.Правотворчество.
Лишь государство полномочно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, то есть устанавливать юридические нормы и
механизм их реализации. Государство, определяя правовой статус всех других общественных институтов, задает режим их сосуществования в политической, экономической, социальной и духовной сферах, вводит их деятельность в юридические рамки. Благодаря правотворчеству государство придает формализованный характер политической системе в целом.
6.Взимание налогов и сборов.
Обязательные платежи преследуют в качестве основной цели обеспечение государственной казны, а также выявляют двоякую связь государства с остальными элементами политической системы.
4.Функции государства
Функции государства весьма широки и многогранны, но при большом разнообразии главные из них остаются для всех государств общими.
К общим относится, прежде всего, обеспечение достаточного для эффективного развития единства общества, согласия и сотрудничества всех составляющих его слоев, несмотря на имеющиеся расхождения и даже противоречия, которые преодолеваются, сдерживаются или подавляются. Для этого кроме конституций разрабатываются и совершенствуются системы законов, регламентирующих различные политические процессы, о правах и свободах граждан, о собственности и предпринимательстве, об общественно-политических организациях, принимаются различные кодексы законов — гражданский, о труде, уголовный и другие.
Не менее важной, общей для всех государств функцией является осуществление суверенитета — верховной власти над территорией и всеми ресурсами общества с большим или меньшим регулированием их использования. Это тоже требует системы законов — о земле, об использовании других природных богатств, охране природы и прочих.
Государство гарантирует независимость и безопасность страны. Это не означает, конечно, ни противопоставления своей страны другим, ни ее замкнутости, ни автаркии—полного самообеспечения. Главное — не допустить угрозы или давления извне, защитить свободу равноправного развития в мировом сообществе. Для этого развивается сотрудничество с другими странами и международными организациями, заключаются с ними договоры и соглашения, определяются пограничные и таможенные режимы, ведется разведка и совершенствуется оборона, направляются усилия для предупреждения и ликвидации очагов вооруженных конфликтов и агрессивных устремлений.
Общей функцией всех государств являются формирование и обеспечение эффективной деятельности административной и правовой систем, а также денежного обращения и местного самоуправления.
5.Формы государственного устройства и формы правления
Под формой государства понимается совокупное внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В самом общем виде она определяет структуру высших органов государства и принципы их взаимоотношений, территориальную организацию и способы осуществления государственной власти.
В понятие формы государства включают три элемента:
1. форму правления;
2. форму государственного устройства;
3. политический (государственный) режим;
Порядок организации высших органов государственной власти называется формой правления. Характер формы правления в государстве зависит от организации верховной власти, точнее от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства.
Информация о работе Роль и место государства в современном обществе