Роль и место государства в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Правовые нормы складывались в обществе различ­ным образом. Некоторые из них возникли в результате постепенного изменения мононорм родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устраня­лось принудительной силой государства.
Другая часть норм права сложилась в результате дея­тельности судебных и административных органов, социальным нормам родового общества новое толкование или закреплявших своими решениями новые правила поведения.

Содержание

1.Возникновение и сущность права………………………………………….3
2.Возникновение и сущность государства…………………………………...4
3.Признаки государства……………………………………………………….5
4.Функции государства………………………………………………………..8
5.Формы государственного устройства и формы правления………..……...9
6. Роль и место государства в современном обществе…………………..…11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

1.Возникновение и  сущность права………………………………………….3

2.Возникновение и сущность государства…………………………………...4

3.Признаки государства……………………………………………………….5

4.Функции государства………………………………………………………..8

5.Формы государственного устройства и формы правления………..……...9

6. Роль и место государства в современном обществе…………………..…11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………14
1.Возникновение и сущность права

   Любое общество нуждается в определенном порядке, определенной     урегулированности отношений между людьми. Социальные нормы выражают не только интересы всего общества, но, прежде всего, инте­ресы сил, занимавших господствующие позиции в этом обществе.

Такими нормами и являются нормы права, ставшие в государственно-организованном обществе наиболее важ­ным регулятором поведения людей. В отличие от соци­альных норм родового общества нормы права исходили от государства или были санкционированы им, то есть в них выражалась воля государства. Нормы права закреп­ляют и охраняют не социальное равенство, а социальное неравенство (привилегии богатых и знатных на власть, землю, рабов, на усиленную защиту их личности и иму­щества со стороны государства). Нормы права являются об­щеобязательными для всех лиц, находящихся на терри­тории государства, а не только для лиц, связанных кров­нородственными узами. Они устанавливают четкое разгра­ничение между правами и обязанностями в отличие от социальных норм родового общества. Для охраны норм права от нарушений и применения к виновным в их на­рушении мер государственного принуждения в виде юри­дической ответственности созданы специальные государственные органы (полиция, прокуратура, суд и некоторые другие).

Правовые нормы складывались в обществе различ­ным образом. Некоторые из них возникли в результате постепенного изменения мононорм родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устраня­лось принудительной силой государства.

Другая часть норм права сложилась в результате дея­тельности судебных и административных органов, социальным нормам родового общества новое толкование или закреплявших своими решениями новые правила поведения.

Право представляет собой явле­ние, возникшее в результате общественного развития. Возникнув в государственно-организованном обществе, право становится основным нормативным регулятором общественных отношений.

Понятие права можно рассматривать с различных позиций, характеризующих различные стороны его многообразного содержания.

С точки зрения философии право представляет собой совокупность этических ценностей общества — справед­ливость, порядок, равенство и т.п.

С точки зрения социологии право рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле под пра­вом понимается совокупность правосознания, норм пра­ва и правовых отношений. В узком смысле под правом понимается только совокупность норм права и правовых отношений.

Нормативное понимание права заключается в том, что право рассматривается только как совокупность норм права, создаваемых и охраняемых государством.

Право – это система норм (правил поведения), устанавливаемых или санкционированных государством, выражающих волю не только всего общества, но и определенных общественных сил (классов, сословий, социальных групп), находящихся у власти, и охраняемых от нарушений принудительной силой государства.

2. Возникновение и сущность государства

Понятие «государство» введено в политико-правовой обиход сравнительно недавно. Вплоть до эпохи Возрождения для обозначения государства поль­зовались более конкретными понятиями: княжество, королевство, тирания, республика. Платон известной работой «Государство» не опровергает ска­занного, ибо более точный перевод ее названия на русский язык соответ­ствует понятию «Конституция» или «Город-государство». Специальный обобщающий термин «государство» (от итал. — stato), применимый к любой его конкретной форме, ввел Н. Макиавелли.

Позже мыслители (Руссо и другие) в рамках общества стали разли­чать «гражданское общество», а Гегель окончательно разграничил понятия общества, гражданского общества и государства.

Почему возникло государство. Как известно, первобытное общество людей обходилось без государства. Власти старейшины рода, сельской общины, племенного вождя было вполне достаточно, чтобы общество худо-бедно жило без государства.

Попытки объяснить этот феномен какой-либо одной или «главной» причиной малопродуктивны. Так, согласно психологической теории воз­никновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория «общественного договора», смысл которой заключается в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий надобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих «естественных прав» в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. Немало сторонников было и есть у классовой теории возникнове­ния государства, разработанной марксизмом: «Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классы с про­тивоположными, непримиримыми интересами» (В.И. Ленин). И для то­го чтобы эти классы не «пожрали» друг друга и общество в бесплод­ной борьбе, возникает государство — как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то, во всяком случае, уме­ряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка (Ф. Эн­гельс).

В качестве стимула образования государства могут выступать не толь­ко внутренние, но и внешние факторы, в особенности угроза нашествия со стороны других племен и народов, покорение одних другими. Так, в Китае возникновение государства в XVIII в. до н.э. связывается с поко­рением племени «СЯ» племенем «ТАН».

Государство — многоликая, многофункциональная структура и сущность его каким-либо одним образ­ным сравнением или определением выразить невозможно. С одной сто­роны, любое государство несет в себе принуждение, насилие. С другой, — оно как-то упорядочивает, стабилизирует жизнь людей. Отсюда его раз­ные оценки:

Политическая характеристика государства.

На языке политичес­кой науки государство можно определить как особый тип социальных связей и явлений, который (тип) характеризуется следующими су­щественными чертами:

а) отношением власти и подчинения;

б) мо­нопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;

в) наличием юридического порядка;

г) относительным постоянством;

д) институциональным измерением.

В этом определении, данном латиноамериканским политологом Л.С. Санистебаном, «схвачен» принципиально важный момент: государ­ство предполагает определенный тип социального поведения людей, юри­дически регулируемого теми, кто владеет властью, поддерживает норма­тивный порядок в обществе и имеет возможность при необходимости ис­пользовать для этого принуждение.

Французский социолог П. Бурдье, корректируя известную формулу М. Вебера («Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной терри­тории»), пишет: «Государство есть Икс (подлежащий определению), об­ладающий монополией на легитимное использование физического и сим­волического насилия на определенной территории и в отношении соответ­ствующего населения». Это значит, что государство существует и объ­ективно — как совокупность институтов и механизмов, — и субъектив­но — как комплекс структур и категорий мышления и восприятия. Об­разование государства сопровождается образованием поля власти, т.е. пространства, в котором различные политические силы борются между собой за власть в государстве. В обществе в качестве самостоятельной выделилась сфера политики, политических отношений.

3.Признаки государства

Будучи   предметом  постоянных дискуссий, признаки государства не имеют однозначной трактовки, и их количество не является универсальным.

Государство характеризуется следующими основными признаками.

1.              Наличие особой политической (государственной) власти.

Политическая власть означает способность государства подчинять своей воле поведение всех членов общест­ва. Государственная власть осуществля­ется посредством системы специальных государственных органов (аппарата государства), включая такие органы, как армия, специальные службы, прокуратура, полиция, суды и др. Следует иметь в виду, что только государство, вследствие наличия особой публичной власти, способно
сочетать в своей деятельности эти две функции — управления  и  принуждения.   Никакая другая  общественная власть такими средствами не располагает.

2.              Особая форма организации общества.

Государство представляет   собой   универсальную, всеобъемлющую форму организации общества, объединяющую население страны в государственно-правовую совокупность, уста­навливающую   юридический   статус   проживающих   на территории страны лиц (граждане — подданные, ино­странцы, лица без гражданства).

3.Территориальная организация населения.

Государственная власть осуществляется, в рамках определенной
территории конкретного государства. Его властная сила
распространяется на все население, а также на предприятия, учреждения и организации, находящиеся на терри­тории данного государства.

4.Государственный суверенитет.

Только государство обладает верховенством государственной власти внутри страны и независимостью в международных отношениях.
Верховенство государственной власти выражается в том что, государственная власть универсальна, а ее воля и веления распространяются на всю страну.

5.Правотворчество.

Лишь государство полномочно осуществлять правовое регулирование общественных от­ношений, то есть устанавливать юридические нормы и
механизм их реализации. Государство, определяя право­вой статус всех других общественных институтов, задает режим их сосуществования в политической, экономиче­ской, социальной и духовной сферах, вводит их деятель­ность в юридические рамки. Благодаря правотворчеству государство придает формализованный характер полити­ческой системе в целом.

6.Взимание налогов и сборов.

Обязательные платежи преследуют в качестве основной цели обеспечение госу­дарственной казны, а также выявляют двоякую связь го­сударства с остальными элементами политической системы.

4.Функции государства

Функции государства весьма широки и много­гранны, но при большом разнообразии главные из них остают­ся для всех государств общими.

К общим относится, прежде всего, обеспечение достаточно­го для эффективного развития единства общества, согласия и сотрудничества всех составляющих его слоев, несмотря на име­ющиеся расхождения и даже противоречия, которые преодо­леваются, сдерживаются или подавляются. Для этого кроме конституций разрабатываются и совершенствуются системы законов, регламентирующих различные политические процес­сы, о правах и свободах граждан, о собственности и предприни­мательстве, об общественно-политических организациях, при­нимаются различные кодексы законов — гражданский, о тру­де, уголовный и другие.

Не менее важной, общей для всех государств функцией яв­ляется осуществление суверенитета — верховной власти над территорией и всеми ресурсами общества с большим или мень­шим регулированием их использования. Это тоже требует сис­темы законов — о земле, об использовании других природных богатств, охране природы и прочих.

Государство гарантирует независимость и безопасность страны. Это не означает, конечно, ни противопоставления сво­ей страны другим, ни ее замкнутости, ни автаркии—полного самообеспечения. Главное — не допустить угрозы или давления извне, защитить свободу равноправного развития в мировом со­обществе. Для этого развивается сотрудничество с другими стра­нами и международными организациями, заключаются с ними договоры и соглашения, определяются пограничные и таможен­ные режимы, ведется разведка и совершенствуется оборона, направляются усилия для предупреждения и ликвидации оча­гов вооруженных конфликтов и агрессивных устремлений.

Общей функцией всех государств являются формирование и обеспечение эффективной деятельности административной и правовой систем, а также денежного обращения и местного самоуправления.

 

5.Формы государственного устройства и формы правления

 

Под формой государства понимается совокупное внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В самом общем виде она определяет структуру высших органов государства и принципы их взаимоотношений, территориальную организацию и способы осуществления государственной власти.

В понятие формы государства включают  три  элемента:

1.                       форму правления;

2.                       форму государственного устройства;

3.                       политический (государственный) режим;

  Порядок организации высших органов государственной власти называется формой правления. Характер формы правления в государстве зависит от организации верховной власти, точнее от определения  правового  положения  одного  высшего органа государственной власти — главы государства.

Информация о работе Роль и место государства в современном обществе