Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:48, реферат
В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики Казахстана, а так же связанные с ним проблемы и пути решения. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.
Введение
1.Государственное регулирование экономики с точки зрения теории
2.Экономические школы о государственном регулировании экономики
3. Роль государственного регулирования в современной России
Заключение
Литература
План
Введение
1.Государственное
регулирование экономики с
2.Экономические
школы о государственном
3. Роль
государственного
Заключение
Литература
Введение
В данной
работе рассмотрен вопрос государственного
регулирования экономики Казахстана,
а так же связанные с ним проблемы и пути
решения. В течение XX в. сочетание государства
и рынка принимало разнообразные формы.
Сложность современной социально-экономической
жизни постепенно привела к органическому
сочетанию и тесному переплетению рыночных
и государственных начал. Многие фундаментальные
проблемы современного общества не могут
быть решены исключительно рыночными
механизмами и нуждаются в государственном
участии. К этим проблемам относится, прежде
всего, развитие социальной сферы, в частности,
уровень образования, квалификации рабочей
силы и состояние научных исследований
непосредственно влияют на темпы и качество
экономического роста. Вопрос государственного
регулирования экономики с начала существования
рынка был актуальным и остаётся таковым
и по сей день, так как только государство
имеет такую власть, способную изменить
развитие экономики в макромасштабе. Целью
данной работы является рассмотрение
методов, путей и форм государственного
регулирования экономики, а так же роль
государства в современной экономике
Казахстана.
1 Государственное регулирование экономики с точки зрения теории
В обеспечении нормального
1. Предпочтение
следует отдавать рыночным
2. Государственное
предпринимательство должно не
конкурировать, а помогать
3. Государственная
финансовая, кредитная и налоговая
политика должна
4.Особую
значимость государственное
экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов. Государственное регулирование преследует три цели:
- минимизацию
неизбежных негативных
- создание
правовых, финансовых и социальных
предпосылок эффективного
- обеспечение
социальной защиты тех групп
рыночного общества, положение которых
в конкретной экономической
1. Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди получают прибыль больше, чем люди менее информированные.
2.Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга как государственных лиц.
3. Несовместимость во времени принятия тех или иных решений.
Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени. В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием проблемы,
принятием
государственных решений и
Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.
Внешний лаг – это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия – это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время. Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п. Решение этих проблем видится в свободном развитии рыночных процессов, хотя ине отрицается положительная роль государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определённых пределах [8, с. 374]. Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчёт в том, каких целей они хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают. Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведён в 1952 году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе “Теория экономической политики”. Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает.Выделим основные формы и методы вмешательства государства в экономику:
1. Административные
методы государственного
- прямой
контроль государства над
- административное
регулирование рынков тех
- обеспечение
экономической безопасности
- разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
2. Экономические
методы проводятся с помощью
различных мер
политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на состояние национального кредита и денежного обращения.
Важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются:
1. Операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг;
2. Учётно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка;
3. Регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении Центрального банка.
Известны
две основные разновидности денежно-
1. Мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы.
2. Жёсткая (стабилизирующая), при которой Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику. Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется,независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетныеинструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не
допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
2 Экономические школы о государственном регулировании экономики
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным. Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его.
Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория. Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец – сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли
(особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд.Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны -
количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами. Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать. Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам.[13, с.10] В соответствии с
Информация о работе Роль государственного регулирования в современной России