Роль государства в экономической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.

Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем, экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Рынок и государство……………………………………………………
1.1. Типы государственного регулирования. …………………………...
1.2. Теоретические взгляды на государственное регулирование………
1.3. Кейнсианская революция…………………………………………….
1.4. Фиаско рынка и государственное вмешательство………………….
2. Экономические функции государства в смешанной экономике. …...
3. Государственное регулирование экономики: правовые инструменты. ……………………………………………………………...

4. Роль налогов в рыночной экономике. ……………………...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Работа содержит 1 файл

Роль государства в экономике.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции, (если, естественно, ставки налогов не выходят при этом за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определять целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

     Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Минимально  необходимые границы регулирования  реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

     Государство выполняет свои функции, применяя экономические  и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

     Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворить коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны коллективные потребности, с другой – налоговую и бюджетную политику государства.

В некоторых  ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессе рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цены на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Дело ЛТД, 1994.

2. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1995.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. – М.: Республика, 1992.

4. http://www.ref.by/refs/98/23084/1.html - Роль государства в экономике.

5. http://www.infousa.ru/society/economy/ch6.htm - Роль государства в экономике. 

 

Обзор прессы

Казахстан и Узбекистан: надо ли было сохранять  жесткую роль государства  в экономике?

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (справа налево) и президент Узбекистана  Ислам Каримов.

26.02.2010

Кенжалы ЕСБЕРГЕН

Кризис  заставил руководство Казахстана изменить стратегию управления экономикой. Регулирующая роль государства в результате принятых мер значительно выросла, темпы  роста снизились. В Узбекистане  же, наоборот, роль правительства якобы идет на убыль.

 
ВОСХИЩЕНИЯ В  «ДОЙЧЕ ВЕЛЛЕ» 
 
Отдельные экономисты Узбекистана полагают, что Казахстан отказывается от либеральной модели управления национальной экономикой, а это вызвано, по их мнению, глобальным кризисом. Как пишет сайт
«Дойче велле», Узбекистан, напротив, активно осуществляет приватизацию.  
 
Узбекский экономист, который пожелал, чтобы его имя оставалось неназванным, утверждает, что темпы роста ВВП двух стран до 2008 года были примерно на одинаковом уровне. Благодаря экспорту сырья и сырьевых материалов обоих государств. Только в Узбекистане такими товарами были в основном золото, хлопок и природный газ.  
 
Тем не менее, отмечает сайт, в Казахстане большим подспорьем для роста служило внутреннее потребление населения страны, которое поддерживала деятельность кредитных финансовых учреждений Запада через посредничество местных частных банков.  
 
Во время бума Узбекистан оставался изолированным и закрытым от международных рынков кредита и капитала, из-за нелиберальности курса руководства страны в сфере экономики. Поэтому по объемам доходов и жизненному уровню населения Узбекистан значительно уступал Казахстану.  
 
Однако мировой кризис внес в сферу таких отношений кое-какие коррективы. С началом кризиса темпы роста ВВП в Казахстане резко пошли на убыль по сравнению с докризисными годами. То есть с уровня в среднем 8–9 процентов в год эти темпы упали до уровня 1 процента в прошлом году.  
 
По утверждению, в Узбекистане, в отличие от Казахстана, был достигнут рост экономики, равный приблизительно 8 процентам. Специалист из Узбекистана утверждает, что, хотя статистика может публиковаться в тоне, угодном властям, экономика Узбекистана меньше пострадала от кризиса. Например, за первые девять месяцев прошлого года - если верить статистике узбекского правительства - рост в таких сферах, как розничная торговля (около 18 процентов), транспорт (13 процентов), строительство (34 процента) и инвестиции в основной капитал (28 процентов), был хорошо заметным. Это, как известно, отрасли, связанные с потреблением.  
 
Аналитик из Узбекистана идет дальше и утверждает, что с начала кризиса в Казахстане все соответствующие индикаторы снизились. Некоторое отступление эксперт делает только для инвестиций, рост которых был зарегистрирован благодаря международным вливаниям, в частности из Китая, отмечает сайт.  
 
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МИРАЖ  
 
Относительно создания Казахстаном, Беларусью и Россией Таможенного союза с начала этого года эксперт утверждает, что это является закрытым рынком. В перспективе создание Таможенного союза может серьезно навредить интересам Узбекистана. Например, может пострадать промышленный сектор экономики Узбекистана, который до этого ориентировался на рынок СНГ.

Слева - направо: премьер-министр России Владимир Путин, премьер-министр Казахстана Карим Масимов, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский - на заседании Таможенного  союза на уровне глав правительств. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года.

 
 
Тем не менее, отмечает специалист, экономики  Казахстана и Узбекистана сходятся в том, что они являются, по сути, экспортно ориентированными и обе  пострадали от снижения спроса в мировой  экономике в результате кризиса. 
 
Сайт, цитируя вышеназванного эксперта, приводит цифры о том, что ВВП Казахстана превосходит показатели Узбекистана примерно в четыре раза. Но если верить данным Всемирного банка, то в 2008 году
ВВП РУ уступал по объему ВВП РК примерно в пять раз.  
 
Если, по тем же данным, Казахстан по объему ВВП занимал в мире 52-е место, то Узбекистан занимал 84-е место. В конце декабря прошлого года газета
«Kyiv Post», которая выходит в Украине, сообщала, ссылаясь на заявления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что ВВП Казахстана в конце прошлого года по объему сравнился с таковым показателем Украины – «страны с 50-миллионным населением и огромным потенциалом национальной экономики».  
 
Тем временем, хотя частные банки Казахстана не так могут, как раньше, занимать громадные суммы кредитов из иностранных источников, все-таки похоже на то, что накопление долговых обязательств страной всё же не будет прекращаться. На этот раз уже с помощью правительства. Если в прошлом году с помощью и под гарантию правительства были привезены миллиарды долларов новых кредитов, то в этом году то же продолжается в том же духе.  
 
Например, как сообщает издание
«Либерте», теперь Европейский банк реконструкции и развития собирается выдавать кредиты правительству Казахстана на один миллиард долларов США. По словам издания, эти средства пойдут на диверсификацию экономики Казахстана. Этот банк, по данным издания, уже успел выдать кредитов Казахстану приблизительно на 2,5 миллиарда долларов США.  

 

Какова роль государства в экономике?

0:41 27.02.2010

Какова  роль государства в экономике?

Кризис  заставил руководство Казахстана изменить стратегию управления экономикой. Регулирующая роль государства в результате принятых мер значительно выросла, темпы роста снизились. В Узбекистане же, наоборот, роль правительства якобы идет на убыль.

ВОСХИЩЕНИЯ  В «ДОЙЧЕ ВЕЛЛЕ»

Отдельные экономисты Узбекистана полагают, что  Казахстан отказывается от либеральной  модели управления национальной экономикой, а это вызвано, по их мнению, глобальным кризисом. Как пишет сайт «Дойче велле», Узбекистан, напротив, активно осуществляет приватизацию.

Узбекский экономист, который пожелал, чтобы  его имя оставалось неназванным, утверждает, что темпы роста ВВП  двух стран до 2008 года были примерно на одинаковом уровне. Благодаря экспорту сырья и сырьевых материалов обоих государств. Только в Узбекистане такими товарами были в основном золото, хлопок и природный газ.

Тем не менее, отмечает сайт, в Казахстане большим подспорьем для роста служило внутреннее потребление населения страны, которое поддерживала деятельность кредитных финансовых учреждений Запада через посредничество местных частных банков.

Во время  бума Узбекистан оставался изолированным  и закрытым от международных рынков кредита и капитала, из-за нелиберальности курса руководства страны в сфере экономики. Поэтому по объемам доходов и жизненному уровню населения Узбекистан значительно уступал Казахстану.

Однако  мировой кризис внес в сферу таких  отношений кое-какие коррективы. С началом кризиса темпы роста ВВП в Казахстане резко пошли на убыль по сравнению с докризисными годами. То есть с уровня в среднем 8–9 процентов в год эти темпы упали до уровня 1 процента в прошлом году.

По утверждению, в Узбекистане, в отличие от Казахстана, был достигнут рост экономики, равный приблизительно 8 процентам. Специалист из Узбекистана утверждает, что, хотя статистика может публиковаться в тоне, угодном властям, экономика Узбекистана меньше пострадала от кризиса. Например, за первые девять месяцев прошлого года – если верить статистике узбекского правительства – рост в таких сферах, как розничная торговля (около 18 процентов), транспорт (13 процентов), строительство (34 процента) и инвестиции в основной капитал (28 процентов), был хорошо заметным. Это, как известно, отрасли, связанные с потреблением.

Аналитик  из Узбекистана идет дальше и утверждает, что с начала кризиса в Казахстане все соответствующие индикаторы снизились. Некоторое отступление  эксперт делает только для инвестиций, рост которых был зарегистрирован благодаря международным вливаниям, в частности из Китая, отмечает сайт.

Информация о работе Роль государства в экономической жизни