Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа
Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.
Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем, экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Рынок и государство……………………………………………………
1.1. Типы государственного регулирования. …………………………...
1.2. Теоретические взгляды на государственное регулирование………
1.3. Кейнсианская революция…………………………………………….
1.4. Фиаско рынка и государственное вмешательство………………….
2. Экономические функции государства в смешанной экономике. …...
3. Государственное регулирование экономики: правовые инструменты. ……………………………………………………………...
4. Роль налогов в рыночной экономике. ……………………...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РГКП
«КАРАГАНДИНСКИЙ
Кафедра
«Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государственного управления»
на тему:
«Роль государства в экономической жизни»
Выполнил: ст.гр. ГМУ-2-12
Юсифов З.
Проверил:………………….
Бокижанова
Ф.И.
Караганда,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
|
1. Рынок
и государство………………………………………………… |
|
1.1. Типы
государственного |
|
1.2. Теоретические
взгляды на государственное |
|
1.3. Кейнсианская революция……………………………………………. | |
1.4. Фиаско
рынка и государственное |
|
2. Экономические
функции государства в |
|
3. Государственное регулирование экономики: правовые инструменты. ……………………………………………………………... | |
4. Роль налогов в рыночной экономике. ……………………................... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.
Наша
экономика представляет собой преимущественно
рыночную систему. Вместе с тем, экономические
функции правительства –
Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов и на покупку товаров, и на социальные программы, составляет приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности.
Экономическая
роль правительства, несомненно, велика
и всеобъемлюща. В отличие от модели
чистого капитализма, нашу экономику
лучше характеризовать как
1. Рынок и государство.
1.1. Типы государственного регулирования.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально-ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
Разновидностью
хозяйства, в котором существовала
крайне высокая степень
В
любой экономической системе, в
том числе и рыночной экономике,
государство выступает в
1.2. Теоретические взгляды на государственное регулирование.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Вне
зависимости от господствующих экономических
доктрин никто и никогда не снимал с национальных
правительств ответственности за экономическое
положение страны. Все сходятся в понимании
того, что невидимая рука рынка должна
дополняться видимой рукой государства.
1.3. Кейнсианская революция.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории – макроэкономики.
В
практическом плане экономическую
политику, отражающую идеи Кейнса, когда
через соответствующий денежно-
1.4. Фиаско рынка и государственное вмешательство.
Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public goods), т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существует ситуация, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.
Следует также отметить, что рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема – безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
Негативные
последствия действия вышеперечисленных
и других факторов привели к осознанию
того, что надежды только на рыночную самонастройку
могут поставить под вопрос само существование
системы. Особенно отчетливо это выявилось
в период «великой депрессии» 1929-1933 гг.
2. Экономические функции государства в смешанной экономике.
Переход
России от централизованно управляемого
хозяйства к рыночной экономике
коренным образом меняет задачи, которые
стоят перед государством в экономической
сфере. Изменение прежнего порядка,
при котором централизм достиг апогея,
привело к тому, что в России быстрее
пошел процесс разрушения старых механизмов
централизованного государственного
регулирования, нежели создание новых,
необходимых для проведения эффективных
рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной «безгосударственной» рыночной модели. В России многими воспринята как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм. Системы, целиком основанный на невмешательстве государства, не существовало ни в XIX в., ни до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
Многообразие
задач, которые стоят перед
создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
антимонопольное регулирование;
проведение политики макроэкономической стабилизации;
воздействие на размещение ресурсов;
деятельность в сфере распределения доходов.
Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределение доходов.