Роль государства и виды государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Глава 1. Основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
1.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
1.2. Государственное управление системой финансового оздоровления
Глава 2. Роль государства и виды государственного регулирования.
2.1. Роль государства в антикризисном управлении.
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление..docx

— 51.82 Кб (Скачать)

      Свои  управленческие функции государство  реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России.

      Оперативное руководство (управление) производством  осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления предприятиями.

      Согласно  Гражданскому кодексу Российской Федерации  федеральная собственность передается предприятиям - на праве хозяйственного ведения, учреждениям — на праве оперативного управления.

      Во-вторых, это предприятия с государственной  долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная  доля акций не подлежит продаже и они также являются объектами воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

      В условиях кризиса особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

      Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как  занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с  помощью широкого арсенала законодательных  и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил. 
 
 
 

     2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

   Проблемы банкротства и ликвидации предприятий, инвестиционная политика в антикризисном менеджменте подробно рассматриваются в специальных главах, сосредоточим внимание на вопросах, являющихся ключевыми в тех или иных видах государственного регулирования кризисных ситуаций.

      Конкуренция как элемент рыночной экономики  предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону  -застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

  Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству. В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства, нормативной базой.

      Глубина и продолжительность кризиса  в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. Выбранный путь «финансовой стабилизации» не привел к улучшению ситуации, а породил новые и весьма опасные тенденции.

      В ходе исполнения бюджета самому значительному  сокращению подвергаются программы, которые  государство обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.

      Дефицит бюджета государство покрывает  за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но эти ресурсы конечны. Нужны возобновляемые ресурсы, т. е. доходы от производства.

      Финансовая  политика последних лет привела  не только к последовательному вытеснению долгосрочных кредитов краткосрочными, но и сокращению объемов кредитования. Значительная часть денежных средств банков, предприятий и населения стала уходить не па кредитование производства, а на финансирование бюджетного дефицита. По операциям с валютой, ценными бумагами, межбанковскими кредитами доходность была завышена.

      Без кредитов экономика ставится на грань полного распада. 
   Неконтролируемая девальвация рубля и вызванная ею высокая инфляция не только разом обесценили имевшийся потенциал сбережений страны, но и с «замораживанием» внутреннего долга вывели значительную их часть из хозяйственного оборота, еще более усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.

      Механизм  корректировки денежных процессов  сложен. Многие параметры, определяющие состояние денежной сферы, например спрос на деньги, скорость их обращения, находятся за пределами контроля хозяйственных органов государства. Поэтому главный акцент в современных  программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии.

Контроль  над этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

  • ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;
  • пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;
  • сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями

    Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие развивать производство.

  Они функционируют в основном в режиме простого и суженного воспроизводства.

  Стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов.  
 
 
 
 
 

                                        
 

                                        Заключение.

     Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение  кризиса, а также эффективное  его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к  кризисным ситуациям и иметь  план по их преодолению. Природа кризиса  и причина его возникновения  может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении  всегда ложится на менеджеров.

     Существует  большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление  о ее слабых местах и даже оценить  вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального  анализов позволяют судить о структуре  и динамике основных показателей  баланса предприятия, метод коэффициентов  непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают  финансовое состояние компании в  целом, а сравнительный анализ позволяет  учесть показатели работы других предприятий  рынка.

     Суть  механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы  методов предварительной диагностики  угрозы банкротства и своевременном  проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход  из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового  равновесия.

     Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных  кризисов на рынках и обеспечении  гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон.

     Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при  полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список использованной литературы:

  1. Абалкин Л. К цели через кризис. М.: 2004.
  2. Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.:РГГУ, 2005.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. по состоянию на 1марта 2007.
  4. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе/Под ред. Николаса Барра. М., 2003.
  5. Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Прогресс, 2005.
  6. Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 2004.

Информация о работе Роль государства и виды государственного регулирования