Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:05, курсовая работа
Глава 1. Основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
1.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
1.2. Государственное управление системой финансового оздоровления
Глава 2. Роль государства и виды государственного регулирования.
2.1. Роль государства в антикризисном управлении.
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
1.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов обще- рыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).
Схема государственного
управления процессом санации предприятия
в условиях переходной экономики изображена
на рис.1.
Рис. 1. Схема государственного управления процессом санации экономики
Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами.
1.2. Государственное управление системой финансового оздоровления.
В России функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий закреплены за ФСФО (рис. 6.2).
Рис.2. Функции ФСФО России
Действия ФСФО России:
– утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;
– осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;
– проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;
– оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ – должников.
Возложение на этот государственный орган ответственности за финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах.
Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
Предприятие
(с позиций менеджмента) – объект управления,
в котором реализуются административные,
технические, коммерческие, финансовые,
учетные, страховые и другие операции.
Предприятие (для государства) – микроэкономический
потенциал страны, а через домохозяйства
реализуются социальные цели общественного
производства. Так, предприятия стремятся
к получению максимальной прибыли, а домохозяйства
– к более выгодному использованию своего
дохода. Однако, может возникнуть ситуация
и разорения домохозяйства, и банкротство
предприятия. Разрушение культуры и образования
может происходить из-за отсутствия у
государства средств на эти цели, следствием
всех перечисленных явлений является
обострение социальной обстановки.
Причинами нарушения равновесия могут
служить и наличие монополий, и вмешательство
государства, и инфляция. Нарушение равновесия
приводит к кризису.
С точки зрения
государства, кризисы можно классифицировать
следующим образом (согласно теории
регуляции): кризисы как результат «внешнего
шока».
Под кризисом понимается ситуация,
когда продолжение экономического развития
оказывается невозможным (заблокированным)
из-за нехватки ресурсов, которая появилась
в результате природных или экономических
катастроф; циклический; структурный.
Любой случай, когда экономика входит
в противоречие с существующим способом
развития; кризис системы регуляции.
Ситуация, когда экономические
механизмы оказываются не в состоянии
изменить неблагоприятную рыночную конъюнктуру.
Следует отметить, что государственное
регулирование в командно-административной
экономике и рыночной экономике имеют
существенные различия.
Регулирование – функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институтов экономической системы.
Экономическая
эффективность определяется комплексом
понятий:
- эффективность производства, означающая,
что достигается такое сочетание ресурсов,
которое обеспечивает максимальный выпуск
при данном объеме затрат;
- эффективность структуры продукции,
то есть производство товаров в оптимальном
сочетании;
- эффективность потребления, характеризующаяся
тем, что потребители распределяют свои
доходы таким образом, чтобы добиться
максимального удовлетворения своих потребностей
с учетом уровня дохода и цен на приобретаемый
товар.
Все это обеспечивает эффективное
использование ресурсов в данный момент
времени. Стремление к эффективности ставит
следующую задачу – распределение средств
между текущим потреблением и инвестированием.
Отмеченные особенности имеют важные
значения в предотвращении и регулировании
кризисных ситуаций, так как в этом процессе
особое место принадлежит стратегии, которая
предусматривает:
а) осознание наступающего кризиса;
б) выявление его причин, его направленности;
в) оценку возможного ущерба;
г) разработку вариантов деятельности
предприятий.
В системе все перечисленные обстоятельства
играют существенную роль в деятельности
по регулированию кризисных ситуаций.
Экономическая
мысль выделяет следующие признаки выхода
из кризисных ситуаций:
- поиск инноваций, содействующих изменениям
в способе экономического роста;
- поиск условий распространения инноваций,
так как инновации могут быть не только
полезными, но и бесполезными, а также
– преждевременными (когда условия на
микро или макроуровне не приспособлены
к их восприятию);
- определение различий между локальными
и глобальными изменениями;
- организационно-структурные новшества
(укрепление административного аппарата).
В обеспечении
нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит
государству. Государство на протяжении
всей истории своего существования наряду
с задачами поддержания порядка, законности,
организации национальной обороны, выполняло
определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики
– это форма управления экономикой, представляющая
собой влияние, влияние государственных
органов на экономические процессы. Оно
применяется в условиях, когда объект
управления непосредственно не подчинен
субъекту менеджмента, т.е. какому-то государственному
органу.
Предприятие с позиции менеджмента - объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции. С позиции акционера деятельность предприятия связана, прежде всего, с движение денег. Для государства предприятие — это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.
Рис.1.
Основные операции, осуществляемые на
предприятии, с позиции менеджмента
Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.
В
этой связи, естественно, возникают
вопросы о том, можно ли предсказать
экономическое будущее, как спасти
предприятие или домохозяйство
от краха, какова при этом роль государства,
из чего складывается механизм государственного
регулирования и др.
Глава 2. Роль государства и виды государственного регулирования.
2.1. Роль государства в антикризисном управлении.
Рыночная экономика — это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.
В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может.
Центральная проблема развития -- это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.
Вмешательство
государства необязательно
В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.
Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею.
Информация о работе Роль государства и виды государственного регулирования