Роль государства и виды государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Глава 1. Основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
1.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
1.2. Государственное управление системой финансового оздоровления
Глава 2. Роль государства и виды государственного регулирования.
2.1. Роль государства в антикризисном управлении.
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление..docx

— 51.82 Кб (Скачать)

Глава 1. Основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

 

 1.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций.

   Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики.     В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов обще- рыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).

Схема государственного управления процессом санации предприятия  в условиях переходной экономики изображена на рис.1. 

Рис. 1. Схема государственного управления процессом санации экономики

   Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов.  Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами.

  1.2. Государственное управление системой финансового оздоровления.

    В России функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий закреплены за ФСФО (рис. 6.2).

Рис.2. Функции ФСФО России

Действия ФСФО России:

– утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;

– осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;

– проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;

– оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ – должников.

   Возложение на этот государственный орган ответственности за финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах.

     Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

  1. поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  2. предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
  3. уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

   Предприятие (с позиций менеджмента) – объект управления, в котором реализуются административные, технические, коммерческие, финансовые, учетные, страховые и другие операции.  
  Предприятие (для государства) – микроэкономический потенциал страны, а через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Так, предприятия стремятся к получению максимальной прибыли, а домохозяйства – к более выгодному использованию своего дохода. Однако, может возникнуть ситуация и разорения домохозяйства, и банкротство предприятия. Разрушение культуры и образования может происходить из-за отсутствия у государства средств на эти цели, следствием всех перечисленных явлений является обострение социальной обстановки.  
  Причинами нарушения равновесия могут служить и наличие монополий, и вмешательство государства, и инфляция. Нарушение равновесия приводит к кризису.

С точки зрения государства, кризисы можно классифицировать следующим образом (согласно теории регуляции): кризисы как результат «внешнего шока».  
   Под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития оказывается невозможным (заблокированным) из-за нехватки ресурсов, которая появилась в результате природных или экономических катастроф;  циклический; структурный.  
  Любой случай, когда экономика входит в противоречие с существующим способом развития; кризис системы регуляции.  
   Ситуация, когда экономические механизмы оказываются не в состоянии изменить неблагоприятную рыночную конъюнктуру.  
  Следует отметить, что государственное регулирование в командно-административной экономике и рыночной экономике имеют существенные различия.

  Регулирование – функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институтов экономической системы.

   Экономическая эффективность определяется комплексом понятий:  
- эффективность производства, означающая, что достигается такое сочетание ресурсов, которое обеспечивает максимальный выпуск при данном объеме затрат;  
- эффективность структуры продукции, то есть производство товаров в оптимальном сочетании;  
- эффективность потребления, характеризующаяся тем, что потребители распределяют свои доходы таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения своих потребностей с учетом уровня дохода и цен на приобретаемый товар.  
   Все это обеспечивает эффективное использование ресурсов в данный момент времени. Стремление к эффективности ставит следующую задачу – распределение средств между текущим потреблением и инвестированием.    Отмеченные особенности имеют важные значения в предотвращении и регулировании кризисных ситуаций, так как в этом процессе особое место принадлежит стратегии, которая предусматривает:  
а) осознание наступающего кризиса;  
б) выявление его причин, его направленности;  
в) оценку возможного ущерба;  
г) разработку вариантов деятельности предприятий.  
   В системе все перечисленные обстоятельства играют существенную роль в деятельности по регулированию кризисных ситуаций.

  Экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций:  
- поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста;  
- поиск условий распространения инноваций, так как инновации могут быть не только полезными, но и бесполезными, а также – преждевременными (когда условия на микро или макроуровне не приспособлены к их восприятию);  
- определение различий между локальными и глобальными изменениями;  
- организационно-структурные новшества (укрепление административного аппарата).

   В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. 
 
  Государственное регулирование экономики – это форма управления экономикой, представляющая собой влияние, влияние государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту менеджмента, т.е. какому-то государственному органу.

     Предприятие с позиции менеджмента - объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции. С позиции акционера деятельность предприятия связана, прежде всего, с движение денег. Для государства предприятие — это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства.    Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.

 

      Рис.1. Основные операции, осуществляемые на предприятии, с позиции менеджмента 

      Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

      В этой связи, естественно, возникают  вопросы о том, можно ли предсказать  экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство  от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др. 
 

             

   Глава 2. Роль  государства и виды государственного регулирования.

  2.1. Роль государства в антикризисном управлении.

      Рыночная  экономика — это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства  должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

      В соответствии с этим должны разрабатываться  конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может.

      Центральная проблема развития -- это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

      И государство формирует такую  основу для развития, защищая и  охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

      Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать  в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

      В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.

      Динамика  выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и  полновластием государства, а его  способностью поощрять развитие критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею.

Информация о работе Роль государства и виды государственного регулирования