Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, реферат
Как и любая периодизация, определение этапов развития римского права является на протяжении столетий дискуссионным предметом науки. Наиболее полно вопросы периодизации римского права, как в зарубежной, так и в отечественной библиографии, представлены в книге проф. А.И. Косарева «Римское право», изданной в 1986 году.
В теоретическом плане установление периодов и характерных черт развития источников римского права тесно связанно с теми критериями, которыми руководствуется исследователь.
I.1. Периоды развития римского права
I.2. Исторические системы римского права
I.3. Понятие и виды источников
I.1. Периоды
развития римского права
I.2. Исторические системы римского
права
I.3. Понятие и виды источников
В историко-правовом смысле развитие
римского права, как частного, так и публичного,
с VII в. до н.э. и до VI в. н.э. несомненно представляет
собой такую совокупность источников
и структуры права, которую правомерно
рассматривать как древнеримскую систему
права, характерную для римского античного
государства и гражданского общества
в целом.
Также важнейшие стабилизационные факторы,
как длительность существования и громадное
территориальное распространение на трех
континентах (Европа, Азия, Африка), позволяют
с известной долей осторожности, говорить
о том, что совокупная древнеримская система
права являлась прообразом первой в мировой
истории правовой семьей. Распространение
римского господства на покоренные и включенные
в состав римского государства народы
приводило к заимствованию национальным
римским правом, прежде всего, частноправовых
институтов, торговых обычаев этих народов:
греков, евреев, египтян и др. С другой
стороны, уникальная система «права народов»
(ius qentium) оставалась уникальным римским
национальным правом, воздействовала
на правовое мировоззрение тех народов,
которые были включены в римский товарооборот. 1
Правовое взаимовлияние италиков и других
народов, конечно, требует дополнительных
изысканий по таким вопросам, как природа
и удельный вес источников права, отношение
перегринов и подданных империи к «праву
народов». Но такое влияние все-таки следует
учитывать, хотя бы и как самое отдаленное. 2
Наряду с межнациональными правовыми
контактами, в рамках совокупной системы
древнеримского права, отразившей собой
всю правовую организацию общества от
архаического до юстиниановского периода,
большое значение имели существовавшие
в конкретное историческое время, и потому
называемые историческими, системы права
Древнего Рима: цивильное право (ius civile),
преторское право (ius praetorium); право народов
(ius qentium); естественное право (ius naturale).3
Изначально римское право
Примером формализма квиритского права
может служить процедура манципации (mаncipatio)
в сделках купли-продажи. Так, приобретатель
в присутствии 5 свидетелей (полноправных
римских граждан) и весовщика произносил
определенную формулу: «Я утверждаю, что
этот раб принадлежит мне по праву квиритов,
и да будет он куплен мною за эту медь и
посредством медных денег». Удар бруском
меди по чашке весов означал совершение
сделки. Позднее ритуал удара бруском
меди по чашке весов применялся как обязательный
при других видах сделок,например, заключении
брака. 2
Самым значительным событием в истории
развития источников цивильного права
явилось составление законов XII таблиц,
ставших первой кодификацией всего существующего
количества обычаев и законов. Таблицы
включали гражданское и уголовное право,
закрепляя институты частной собственности.
На их основе римляне подавали иски в суд.
Формулы судебных исков (iegis actiones) составляли
понтифики, которые также занимались толкованием
законов XII таблиц (см. Раздел II). Однако
древнее толкование, в III - II вв. до н.э.,
строго держалось словесной формы (certa
verba), в которую облекались законы или сделки.
Оно подчинялось букве, но не смыслу нормы.
Римский юрист II в. н.э. Помпоний писал:
«Обычно бывает, что толкование нуждается
в авторитете мудрецов, и после издания
указанных законов стало необходимым
обсуждение их на Форуме (на суде). Это
обсуждение и это право, которое произошло
от мудрецов и не было записано, не получили
(особого) названия, тогда как другие части
права имеют свои названия... но получили
общее название цивильного права».. 3
Для юристов эпохи принципата и домината
ius civile было одновременно и совокупностью
норм действующего права, и наукой права,
так, для них большая часть старых законов
была неотъемлема от учений и толкований
юристов предыдущей поры. В законодательство
империи ius civile вошло в качестве древнейшей
части римского права.
Таким образом, понятия цивильное (квиритское)
право и гражданское право являлись совершенно
различными по смыслу. 4 Как отмечалось выше, современному термину
«гражданское право» соответствует древнеримский
термин «ius privatum» (частное право).
История развития римского права в
период с середины IV в.
до н.э. по середину I в. до н.э. характеризовалось
становлением новых форм организации
гражданско-правового оборота, развитием
преторского права и юридической науки.
Вступая в должность (officium), претор издавал
эдикт, содержавший указания, какие правоотношения
получат судебную защиту в течение его
магистратуры, то есть давались общие
принципы его jurisdictio. Эдикт издавался претором
на основе его права «jus juris dicendi» (от edicere
- объявлять) в качестве программы его
деятельности и действовал до окончания
им полномочий (1 год). Потенциальная ежегодная
обновляемость эдикта - «lex annum» (годичный
закон), как его называли республиканские
юристы, была одним из его преимуществ. 1
Такой эдикт назывался «постоянным» (edictum
perpetuum), в отличие от разовых решений по
отдельным случаям - декретов (decretum). Поскольку
претор, вступивший в должность, сохранял
нормы прежнего эдикта, то со временем
сложился массив, составляющий основу
постоянного текста эдикта «edictum tralaticium».
Однако юрисдикция претора не могла противоречить
«lex publica», каковыми являлись XII таблиц.
С введения во II в. до н.э. нового вида судебного
разбирательства - посредством формулы
(per formulas) - наряду с институтами ius civile возникла
система преторских исков и система преторского
права. В дальнейшем, в III - II в. до н.э., -
система публикации претором процессуальных
формул путем выставления их на проблемных
досках (in albo) на публичное обозрение.
Претор, не обладавший экстраординарной
магистратурой, не был наделен правом
изменять источники цивильного права. 2 Но, исходя из своего должностного положения,
он мог разрешить конкретную правовую
коллизию вопреки норме цивильного права.
Ситуация, рассмотренная претором, вносилась
в эдикт, сначала в «постоянный», а затем
в переходящую его часть.
Таким образом, система преторского права
создавала новые формы права, новые термины
и понятия, новые институты, посредством
которых с тех пор стало возможным защищать
отношения как не предусмотренные цивильным
правом, так даже и противоречащие ему.
Но все-таки необходимо было решать
и другую проблему, связанную с
национальной ограниченностью права.
Рим, став мировым центром, расширил
тогдашнее экономическое
римлянами.
Значение деятельности преторов перегринов
заключалось в создании ими новой правовой
системы - jus gentum (право народов). К понятию
«право народов» относилось древнее право,
регулировавшее договоры римлян с иностранными
общинами по установлению взаимного права
вступления в брак (conubium) и права торговли
(commercium). К нему также относилось обычное
торговое право, обусловленное племенным
родством и тесными экономическими связями
членов латинского союза. 1
Мощным толчком в развитии права народов
стало признание воли необходимым элементом
юридических сделок, установившееся в
50 г. до н.э. Не менее важным оказалось введение
с I в. н.э. так называемой экстрадионарной
когниции (cognitio еxtradionaria) - права решать
дела без передачи их в суд магистратами,
не обладавшими юрисдикцией, как более
свободной формы разбирательства споров.
Фактически, ius gentium заняло место универсального
права, противопоставляемого, с одной
стороны, jus civile, а с другой - национальному
праву народов, участвующих в римской
экономике. Поскольку нормы ius gentum применялись
римским претором в Риме, оно оставалось
римским правом. В итоге преторское право,
поддерживая ius civile, реально проводило
принципы ius genium. Парадигма развития римского
общества вела к слиянию цивильного права
и права народов. Это привело к возникновению
уникальной правовой системы - римского
классического права. 2
Различие между цивильным правом и правом
народов носило, несомненно, исторический
характер. После издания эдикта Каракаллы
в 217 г. н.э., предоставившего римское гражданство
всему свободному населению империи, необходимость
в этом делении окончательно отпала.
В основе классического римского права
лежали рационалистическое мировоззрение
и учение о естественном праве (jus naturale).
Правотворческая деятельность юристов,
а также преторов основывалась на категориях
справедливости, совести, веры в добрые
нравы, являющихся элементами jus naturale.
Цицерон один из первых определил его
как требования морали и утверждал, что
право покоится на неизменном нравственном
сознании и законе, который природа вложила
в сердца всем людям. 1
Так, правотворчество претора основывалось,
в первую очередь, на идее ius aequim, означающем
справедливое право.
Созданный преторами республиканского
периода иск, основанный на доброй воле
(bonae fidei) был конкретным выражением принципа
aequitas в правосудии и оказал влияние на
развитие всех видов гражданско-правовых
отношений. 6
Считалось несовместимым с принципом
справедливости, чтобы кто-нибудь путем
обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду.
Претор мог отказать в иске (denegatio actiones)
или прибегнуть к praescriptio pro reo - предписать
судье считать иск не принятым к рассмотрению,
в случае, если выявится, что сделка заключена
обманным путем.
Принцип справедливости особо часто применялся
в преторском эдикте, благодаря чему jus
aequim (справедливое право) пронизывало
многие положения преторского права. Комментаторы
объясняли постановления преторского
права принципом справедливости.
Следует отметить, что естественное право
органически входит в цивильное право
и право народов, наделяя их своими принципами,
в том числе aequitas. Вследствие подобного
взаимного растворения, jus naturale поднимало
jus gentium до уровня общечеловеческого права.
Согласно мысли Гая, право, по существу,
является естественным правом - «правом,
которое естественный разум установил
между всеми людьми». 2
Не вызывает сомнений, что римские юристы
считали естественное право одновременно
и моральной субстанцией, и действующим
правом. Поэтому действие естественного
права проявлялось также в виде критерия
оценки существующих норм как в правотворчестве,
так и в правоприменении. Справедливость
рассматривалась как неотъемлемое свойство
права, поэтому не всякая норма является
правовой. Юлиан писал: «Тому, что установлено
вопреки смыслам права, мы не можем следовать
как юридическому правилу». 3.
Для юристов задача согласования буквы
закона с требованием естественного порядка
вещей (naturalis ratio) была содержанием их деятельности.
Фундаментальные положения, вытекающие
из естественного права, конкретизировались
преторами в процессе per formulas, в эдиктах;
юристами - в их ответах (responsa) при частных
консультациях, в комментариях к эдикту,
при толковании правовых норм. Таким образом,
установление справедливости в отдельных
случаях или ее выражение в общих правилах
для них означало создание «jus civile». Если
с формальной стороны гражданское право
отличает его как jus constitum, то содержательной
оно совпадает с aequitas. 4.
Новое понимание права стремилось, в первую
очередь, к его логическому истолкованию
и отрицало формализм старого, строгого
цивильного права (strictum jus). В спорных случаях
разумным считалось искать настоящей
воли законодателя, выявляя те цели, которые
он преследовал (ratio leges), в юридических
же сделках - цели, которые ставили себе
договаривающиеся стороны.
Рассмотренные исторические системы
римского права были обеспечены как общими
источниками права, так и самобытными.
Например, законы (leges), принимаемые народными
собраниями в период с VIII в. до н.э. и до
I в. н.э., с разной степенью полноты учитывались
всеми историческими системами права.
Такое же общеправовое значение имели
ответы юристов (responsa prudentium). Но для цивилизованного
права основополагающим источником были
законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Так же,
как для преторского права и права народов
самобытным источником права являлись
эдикты магистратов. Таким же, по своему
характеру, источником для естественного
права были сочинения римских юристов. 1
Конкретно-исторические системы древне-римского
права в качестве своеобразных правовых
доктрин отражали в совокупности правовую
идеологию древнеримского общества и
государства на отдельных этапах их развития.
При этом следует заметить, что расцвет
классического римского права отчасти
связан с тем, что все выше-перечисленные
правовые системы реально использовались,
хотя цивильное право к I в. до н.э. - I в.
н.э. уже рассматривалось как правовой
анахронизм, а доктрина естественного
права в то время только начинала развиваться,
зато другие системы находились на подъеме. 2
Таким образом, многообразные по источникам
и догмам исторические системы древнеримского
права конкретизировали совокупность
правотворчества, правоотношений, господствующей
правовой идеологии всей римской правовой
системы в целом.