Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Как и любая периодизация, определение этапов развития римского права является на протяжении столетий дискуссионным предметом науки. Наиболее полно вопросы периодизации римского права, как в зарубежной, так и в отечественной библиографии, представлены в книге проф. А.И. Косарева «Римское право», изданной в 1986 году.
В теоретическом плане установление периодов и характерных черт развития источников римского права тесно связанно с теми критериями, которыми руководствуется исследователь.

Содержание

I.1. Периоды развития римского права
I.2. Исторические системы римского права
I.3. Понятие и виды источников

Работа содержит 1 файл

I.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

I.1. Периоды  развития римского права 
I.2. Исторические системы римского права 
I.3. Понятие и виды источников 

I.1. Периоды развития римского  права

 
 
Как и любая периодизация, определение  этапов развития римского права является на протяжении столетий дискуссионным предметом науки. Наиболее полно вопросы периодизации римского права, как в зарубежной, так и в отечественной библиографии, представлены в книге проф. А.И. Косарева «Римское право», изданной в 1986 году. 
 
В теоретическом плане установление периодов и характерных черт развития источников римского права тесно связанно с теми критериями, которыми руководствуется исследователь. Можно выделить два наиболее распространенных подхода к периодизации. Первый подход связан с ориентацией римского права на этапы становления и развития римского государства. 
 
Классическая периодизация государственной истории включает в себя три периода. Первый - царский (753 - 509 гг. до нашей эры). Он характеризуется складыванием социальной и государственной структуры древнеримского общества. Второй период - республиканский (509 - 27 гг. до н.э.). Он продолжался от изгнания из Рима последнего царя - Тарквиния Гордого - и до установления единоличной власти Октавиана Августа в конце I в. до н.э. С именем этого правителя был связан переход от республики к империи. Последний период - имперский, включающий в себя такие этапы, как принципат и доминат, завершился в 476 г., когда Западная Римская империя прекратила свое существование. Хотя надо помнить, что Восточная Римская империя потеряла свою независимость лишь в 1453 г.  
 
На основе государственно-правового подхода, П.Н Галанза предложил делить историю римского права на три периода. 1 Первый период - древнейший - продолжался от реформ Сервия Туллия в IV в. до н.э. до первой пунической войны - середины III в. до н.э. Основная характеристика древнейшего права определилась принятием в середине V в. до н.э. Законов XII таблиц в качестве писанных норм квиритского цивильного права, присущих древнеримской городской общине. Второй период - классический. Хронологические рамки этого периода - с средины III в. до н.э. и вплоть до начала правления Диоклетиана в конце III в. н.э. Это время принято считать периодом расцвета римской юриспруденции и торжеством преторского права. Правовая система развивалась с учетом особенностей Рима, как самого крупного рабовладельческого государства древнего мира. Третий период - постклассический - (конец III - первая половина VI в. н.э.). Основная характеристика связана с крушением Западной Римской империи и интенсивными мероприятиями императорской власти по систематизации права. 
 
Данная периодизация римского права была воспринята авторами учебных пособий по истории государства и права зарубежных стран. 
 
Второй подход к периодизации римского права не только опосредован конкретными историческими мероприятиями общегосударственного масштаба, но радикальным образом ориентирован на события, вызвавшие глубокое изменение в самой системе римского права. 
 
Так, Д.В. Дождев предлагает различать пять основных периодов в истории развития римского права: архаический (753 - 367 гг. до н.э.); предклассический(367 - 17 гг. до н.э.); классический (17 г. до н.э. - 235 г. н.э.); постклассический (IV-V вв.); юстиниановский (527 - 565 гг.). 2. 
 
В рамках этой схемы содержится ряд важнейших обстоятельств, нашедших непосредственное отражение в развитии источников и системы римского права. 
 
В 367 г., который отмечен Д.В. Дождевым в качестве окончания архаического периода, учреждаются должности двух магистратов. Во-первых, претора городского, имевшего полномочия по судебным делам, издававшим обязательные эдикты и интердикты. Во-вторых, курульного эдила, надзиравшего за порядком на римских рынках. Это стало началом деятельности городских преторов, которая в дальнейшем была положена основанием в систему преторского права, независимую от цивильного права.3.  
 
Хотя начало принципата Октавиана Августа приходится на 27 г. до н.э., для источников римского права выдающееся значение имел закон Августа о судебных разбирательствах по делам частных лиц. Он был издан в 17 г. до н.э.. Этот закон отменил процедуру per legis actionem, поставил в центр римской правовой системы унификацию гражданского процесса - per formulas. Участие в составлении процедуры гражданского процесса многочисленной плеяды римских юристов, их знания, опыт, инициатива, а также литературное мастерство сделали время после 17 г. до н.э. классическим периодом в римском праве. 
 
В 222 г. н.э. был убит солдатами римской армии Ульпиан, знаменитый юрист и префект претории, который занимал центральное место в правительстве императора Александра Севера. Во время солдатского мятежа на Рейне в 235 г. был убит и сам Александр Север. С этого времени начинается глубокий и затяжной политический кризис, который в итоге привел к падению Западной Римской империи. Учитывая, что в эпоху «солдатских императоров», значение юриспруденции резко упало, все-таки более приемлемой датой для периодизации следует считать 284 г., когда иллирийские легионы римской армии возвели на императорский трон Диоклетиана. 4 
 
Однако в данном случае не столь важны даты, сколько указание на процесс феодализации древнеримского общества периода домината. Это обстоятельство во многом объясняет причины девальвации догмы и источников римского права в период поздней империи, который рассматривается в указанной периодизации как постклассический. Конечно, не вызывает сомнений хорошо датируемый юстиниановский период. 
 
Таким образом, периодизация римского права многообразна. Она не может не учитывать воздействие на правовую систему древнеримского  
государства. 
 
В настоящей работе принимается за основу периодизация, предложенная Д.В. Дождевым, с тем, правда, обстоятельством, что архаический и предклассический периоды объединяются, самостоятельно выделяется классический период римского права, так же, как постклассический и юстиниановский периоды. Во многом это связано с попыткой увязки периодизации с историческими систематизации в развитии римского права. I.2. Исторические системы римского права

I.2.1. Римская правовая система

 
 
В историко-правовом смысле развитие римского права, как частного, так и публичного, с VII в. до н.э. и до VI в. н.э. несомненно представляет собой такую совокупность источников и структуры права, которую правомерно рассматривать как древнеримскую систему права, характерную для римского античного государства и гражданского общества в целом. 
 
Также важнейшие стабилизационные факторы, как длительность существования и громадное территориальное распространение на трех континентах (Европа, Азия, Африка), позволяют с известной долей осторожности, говорить о том, что совокупная древнеримская система права являлась прообразом первой в мировой истории правовой семьей. Распространение римского господства на покоренные и включенные в состав римского государства народы приводило к заимствованию национальным римским правом, прежде всего, частноправовых институтов, торговых обычаев этих народов: греков, евреев, египтян и др. С другой стороны, уникальная система «права народов» (ius qentium) оставалась уникальным римским национальным правом, воздействовала на правовое мировоззрение тех народов, которые были включены в римский товарооборот. 1 
 
Правовое взаимовлияние италиков и других народов, конечно, требует дополнительных изысканий по таким вопросам, как природа и удельный вес источников права, отношение перегринов и подданных империи к «праву народов». Но такое влияние все-таки следует учитывать, хотя бы и как самое отдаленное. 2 
 
Наряду с межнациональными правовыми контактами, в рамках совокупной системы древнеримского права, отразившей собой всю правовую организацию общества от архаического до юстиниановского периода, большое значение имели существовавшие в конкретное историческое время, и потому называемые историческими, системы права Древнего Рима: цивильное право (ius civile), преторское право (ius praetorium); право народов (ius qentium); естественное право (ius naturale).3 
 

I.2.2. Развитие источников в системе  цивильного права

 
 
Изначально римское право называлось квиритским (ius quiritum). Оно выражало интересы римского народа. Его нормативной  основой выступала формализованная воля всего народа - публичный закон (lex publika). Позднее эта система права получила название цивильного права (jus civile). Такое название подчеркивало национальный характер права римских граждан, право государства-города (civitas). Она гарантировалась магическими и религиозными средствами (клятвы, обмен тотемами, гаданиями). 1 Квиритское право сохраняло коллективистское общинное начало. Оно характеризовалось осмысленным формализмом предписаний, требованием безусловного соблюдения, прежде всего, формы. 
 
Примером формализма квиритского права может служить процедура манципации (mаncipatio) в сделках купли-продажи. Так, приобретатель в присутствии 5 свидетелей (полноправных римских граждан) и весовщика произносил определенную формулу: «Я утверждаю, что этот раб принадлежит мне по праву квиритов, и да будет он куплен мною за эту медь и посредством медных денег». Удар бруском меди по чашке весов означал совершение сделки. Позднее ритуал удара бруском меди по чашке весов применялся как обязательный при других видах сделок,например, заключении брака. 2 
 
Самым значительным событием в истории развития источников цивильного права явилось составление законов XII таблиц, ставших первой кодификацией всего существующего количества обычаев и законов. Таблицы включали гражданское и уголовное право, закрепляя институты частной собственности. На их основе римляне подавали иски в суд. Формулы судебных исков (iegis actiones) составляли понтифики, которые также занимались толкованием законов XII таблиц (см. Раздел II). Однако древнее толкование, в III - II вв. до н.э., строго держалось словесной формы (certa verba), в которую облекались законы или сделки. Оно подчинялось букве, но не смыслу нормы. Римский юрист II в. н.э. Помпоний писал: «Обычно бывает, что толкование нуждается в авторитете мудрецов, и после издания указанных законов стало необходимым обсуждение их на Форуме (на суде). Это обсуждение и это право, которое произошло от мудрецов и не было записано, не получили (особого) названия, тогда как другие части права имеют свои названия... но получили общее название цивильного права».. 3 
 
Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права, и наукой права, так, для них большая часть старых законов была неотъемлема от учений и толкований юристов предыдущей поры. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права. 
 
Таким образом, понятия цивильное (квиритское) право и гражданское право являлись совершенно различными по смыслу. 4 Как отмечалось выше, современному термину «гражданское право» соответствует древнеримский термин «ius privatum» (частное право). 
 

I.2.3. Преторское право

 
 
История развития римского права в  период с середины IV в.  
до н.э. по середину I в. до н.э. характеризовалось становлением новых форм организации гражданско-правового оборота, развитием преторского права и юридической науки. Вступая в должность (officium), претор издавал эдикт, содержавший указания, какие правоотношения получат судебную защиту в течение его магистратуры, то есть давались общие принципы его jurisdictio. Эдикт издавался претором на основе его права «jus juris dicendi» (от edicere - объявлять) в качестве программы его деятельности и действовал до окончания им полномочий (1 год). Потенциальная ежегодная обновляемость эдикта - «lex annum» (годичный закон), как его называли республиканские юристы, была одним из его преимуществ. 1 
 
Такой эдикт назывался «постоянным» (edictum perpetuum), в отличие от разовых решений по отдельным случаям - декретов (decretum). Поскольку претор, вступивший в должность, сохранял нормы прежнего эдикта, то со временем сложился массив, составляющий основу постоянного текста эдикта «edictum tralaticium». Однако юрисдикция претора не могла противоречить «lex publica», каковыми являлись XII таблиц.  
 
С введения во II в. до н.э. нового вида судебного разбирательства - посредством формулы (per formulas) - наряду с институтами ius civile возникла система преторских исков и система преторского права. В дальнейшем, в III - II в. до н.э., - система публикации претором процессуальных формул путем выставления их на проблемных досках (in albo) на публичное обозрение.  
 
Претор, не обладавший экстраординарной магистратурой, не был наделен правом изменять источники цивильного права. 2 Но, исходя из своего должностного положения, он мог разрешить конкретную правовую коллизию вопреки норме цивильного права. Ситуация, рассмотренная претором, вносилась в эдикт, сначала в «постоянный», а затем в переходящую его часть. 
 
Таким образом, система преторского права создавала новые формы права, новые термины и понятия, новые институты, посредством которых с тех пор стало возможным защищать отношения как не предусмотренные цивильным правом, так даже и противоречащие ему.  
 
 

I.2.4. Право народов

 
 
Но все-таки необходимо было решать и другую проблему, связанную с  национальной ограниченностью права. Рим, став мировым центром, расширил тогдашнее экономическое пространство. В торговый оборот были втянуты многие народы, на которые не распространялось цивильное право. Результатом явилось учреждение в 242 г. до н.э. новой магистратуры: претора перегринов, получившего такие же полномочия, какие имел городской претор. Однако юрисдикция претора перегринов (иностранцев) распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и  
римлянами. 
 
Значение деятельности преторов перегринов заключалось в создании ими новой правовой системы - jus gentum (право народов). К понятию «право народов» относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). К нему также относилось обычное торговое право, обусловленное племенным родством и тесными экономическими связями членов латинского союза. 1 
 
Мощным толчком в развитии права народов стало признание воли необходимым элементом юридических сделок, установившееся в 50 г. до н.э. Не менее важным оказалось введение с I в. н.э. так называемой экстрадионарной когниции (cognitio еxtradionaria) - права решать дела без передачи их в суд магистратами, не обладавшими юрисдикцией, как более свободной формы разбирательства споров. 
 
Фактически, ius gentium заняло место универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, jus civile, а с другой - национальному праву народов, участвующих в римской экономике. Поскольку нормы ius gentum применялись римским претором в Риме, оно оставалось римским правом. В итоге преторское право, поддерживая ius civile, реально проводило принципы ius genium. Парадигма развития римского общества вела к слиянию цивильного права и права народов. Это привело к возникновению уникальной правовой системы - римского классического права. 2 
 
Различие между цивильным правом и правом народов носило, несомненно, исторический характер. После издания эдикта Каракаллы в 217 г. н.э., предоставившего римское гражданство всему свободному населению империи, необходимость в этом делении окончательно отпала.  
 

I.2.5. Естественное право

 
 
В основе классического римского права  лежали рационалистическое мировоззрение и учение о естественном праве (jus naturale). Правотворческая деятельность юристов, а также преторов основывалась на категориях справедливости, совести, веры в добрые нравы, являющихся элементами jus naturale. Цицерон один из первых определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. 1 
 
Так, правотворчество претора основывалось, в первую очередь, на идее ius aequim, означающем справедливое право. 
 
Созданный преторами республиканского периода иск, основанный на доброй воле (bonae fidei) был конкретным выражением принципа aequitas в правосудии и оказал влияние на развитие всех видов гражданско-правовых отношений. 6 
 
Считалось несовместимым с принципом справедливости, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. 
 
Претор мог отказать в иске (denegatio actiones) или прибегнуть к praescriptio pro reo - предписать судье считать иск не принятым к рассмотрению, в случае, если выявится, что сделка заключена обманным путем. 
 
Принцип справедливости особо часто применялся в преторском эдикте, благодаря чему jus aequim (справедливое право) пронизывало многие положения преторского права. Комментаторы объясняли постановления преторского права принципом справедливости. 
 
Следует отметить, что естественное право органически входит в цивильное право и право народов, наделяя их своими принципами, в том числе aequitas. Вследствие подобного взаимного растворения, jus naturale поднимало jus gentium до уровня общечеловеческого права. Согласно мысли Гая, право, по существу, является естественным правом - «правом, которое естественный разум установил между всеми людьми». 2 
 
Не вызывает сомнений, что римские юристы считали естественное право одновременно и моральной субстанцией, и действующим правом. Поэтому действие естественного права проявлялось также в виде критерия оценки существующих норм как в правотворчестве, так и в правоприменении. Справедливость рассматривалась как неотъемлемое свойство права, поэтому не всякая норма является правовой. Юлиан писал: «Тому, что установлено вопреки смыслам права, мы не можем следовать как юридическому правилу». 3. 
 
Для юристов задача согласования буквы закона с требованием естественного порядка вещей (naturalis ratio) была содержанием их деятельности. Фундаментальные положения, вытекающие из естественного права, конкретизировались преторами в процессе per formulas, в эдиктах; юристами - в их ответах (responsa) при частных консультациях, в комментариях к эдикту, при толковании правовых норм. Таким образом, установление справедливости в отдельных случаях или ее выражение в общих правилах для них означало создание «jus civile». Если с формальной стороны гражданское право отличает его как jus constitum, то содержательной оно совпадает с aequitas. 4. 
 
Новое понимание права стремилось, в первую очередь, к его логическому истолкованию и отрицало формализм старого, строгого цивильного права (strictum jus). В спорных случаях разумным считалось искать настоящей воли законодателя, выявляя те цели, которые он преследовал (ratio leges), в юридических же сделках - цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны. 
 

I.2.6. Роль источников права в  исторических правовых системах  
античного Рима

 
 
Рассмотренные исторические системы римского права были обеспечены как общими источниками права, так и самобытными. Например, законы (leges), принимаемые народными собраниями в период с VIII в. до н.э. и до I в. н.э., с разной степенью полноты учитывались всеми историческими системами права. Такое же общеправовое значение имели ответы юристов (responsa prudentium). Но для цивилизованного права основополагающим источником были законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Так же, как для преторского права и права народов самобытным источником права являлись эдикты магистратов. Таким же, по своему характеру, источником для естественного права были сочинения римских юристов. 1 
 
Конкретно-исторические системы древне-римского права в качестве своеобразных правовых доктрин отражали в совокупности правовую идеологию древнеримского общества и государства на отдельных этапах их развития. При этом следует заметить, что расцвет классического римского права отчасти связан с тем, что все выше-перечисленные правовые системы реально использовались, хотя цивильное право к I в. до н.э. - I в. н.э. уже рассматривалось как правовой анахронизм, а доктрина естественного права в то время только начинала развиваться, зато другие системы находились на подъеме. 2 
 
Таким образом, многообразные по источникам и догмам исторические системы древнеримского права конкретизировали совокупность правотворчества, правоотношений, господствующей правовой идеологии всей римской правовой системы в целом. 
 

I.2.7. Единство античной римской  правовой системы

 
 
Одной из важнейших особенностей античной римской правовой системы была тенденция к сохранению устойчивого равновесия составляющих ее структурно-правовых элементов. В конечном счете единство правовой системы воплотилось в грандиозную кодификацию Юстиниана. Но на заре римского античного права, отмечал Тит Ливий, современники рассматривали законы XII таблиц в качестве единого источника всего публичного и частного права. 1. Так же оценивал эти законы Цицерон. 2. Несмотря на признанную четкость формулировок, давно замечено, что римские юристы с большой осторожностью использовали обобщенные характеристики современного им права и его институтов. Они, как правило, оперировали понятиями известных им правовых систем. В известной мере, цивильное право, право народов, преторское и естественное право были для римских юристов своеобразными областями права, которые можно приравнять к современным понятиям публичного и частного права. 
 
Главным для античных правоведов оставалось традиционно цивильное право, поскольку государственная правоспособность, выраженная понятиемгражданин (civis), порождала гражданско-правовую правоспособность, связанную с членством в римской гражданской общине (civitas). Именно в этом смысле Гай писал, что «то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства. 2. Источниками такого права Папиан называл законы, плебесциты, сентатусконсульты, декреты принцепсов, мнения мудрецов, 3 практически солидаризируется с известной классификацией источников, данной Гаем. 4. 
 
Античные юристы стремились к сближению исторически сложившихся правовых систем. Так, Ульпиан подчеркивал, что «цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов...» 5, а Марциан, в свою очередь, восклицал, что «преторское право является живым голосом цивильного права». 6. 
 
Таким образом, по мнению авторитетов римского права, все его части были взаимосвязаны и сориентированы на цивильное право, включавшее частно-правовые нормы и отношения в сферу публично-властного регулирования. 
 
Это, однако, не означает, что цивильное право, как государственное, отрицало абсолютный, неотчуждаемый характер личных прав римских граждан. Напротив, римское цивильное право потому и имеет непреходящее значение, что оно впервые создавало достаточно гибкую систему регулирования деятельности своих субъектов, сочетая императивные нормы с уполномочивающими и диспозивными. Отношения, возникающие в сфере товарооборота, производства, были введены в область правовой саморугуляции. Например, собственник наделялся правом защищать свое имущество или отказаться от защиты и т.д. 
 
Но дееспособность субъектов цивильного права далеко не безгранична, ее пределы определены тем, по словам Папиана, что «частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права». 7. 
 
Все это показывает, что римская юриспруденция не разрабатывала римское право как такую правовую систему, которая разделяется на области публичного и частного права. 
 
Римские юристы сформулировали принципы различения публичного и частного права не из системно-структурной мотивации, а из теоретических и образовательных потребностей. В теоретическом плане им было ясно существование двух противоположных типов правопонимания, которые можно назвать юридическим (от jus - право) и легическим (от lex - закон). Первое обеспечивало свободу людей в форме права, а второе - диктат государства в форме официального законодательства. Но это, скорее, проблемы современного прочтения трудов античных римских юристов. 8. 
 
Часто цитируемое изречение Ульпиана о публичном праве, «которое относится к положению римского государства», посвящено, на самом деле, методике римского юридического образования: «изучение права распадается на две части: публичное и частное право». 9.  
 
Практически же дуализм права, деление его на частное и публичное, с точки зрения системообразующих факторов, произошло в ходе рецепции римского права в странах романо-германской правовой семьи на заре становления буржуазной цивилизации и сохраняется в некоторых национальных правовых системах современности.  Понятие источника римского права

Информация о работе Римское право