РФ как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Задачами своей курсовой работы я ставлю:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости;
• системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5

2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13

4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Конст. пр..docx

— 34.47 Кб (Скачать)

 

§  светскость профессиональной этики государственных служащих. Светскость государственной службы налагает определенные правовые ограничения  и на идеологическое давление на государственную  службу, а также на способы распространения  государственными служащими идеологии, в том числе посредством установления требования внепартийности государственной  службы. Отсутствие в российском законодательстве прямого развернутого закрепления  норм о светскости государственной  службы и их должной конкретизации  через закрепление соответствующих  гарантий несет угрозу нарушения  этого важнейшего принципа организации  государственной службы.

 

Светскость образования  – характеристика образования, отражающая независимость образования от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, ненаправленность образования на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание  какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение. Соответственно, светское образование (гражданское, общегражданское_, общесоциальное) – образование, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление   аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение.

 

В обобщенном смысле, светская школа – совокупность образовательных  учреждений, реализующих в соответствии с государственными образовательными стандартами образование различного уровня, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных  объединений форм привлечения обучаемых  в религиозное объединение, а  также совокупность соответствующих  преемственных образовательных  программ и научно-методического  обеспечения.

 

Существенные признаки светскости государственных и муниципальных  образовательных учреждений:

 

1.   Гарантии свободы  мировоззренческого выбора:

 

§   недопустимость установления в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях общеобязательной религии;

 

§   равенство прав каждого  на поступление в образовательные  учреждения и получение образования  независимо от убеждений или отношения  к религии;

 

§   обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу  убеждений; обеспечение добровольности при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также  при вступлении в какое-либо объединение  или пребывании в нем; недопустимость принуждения к определению своего отношения к религии, к исповеданию  или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах  и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений.

 

2. Светскость внутреннего  устройства и деятельности государственных  и муниципальных образовательных  учреждений и органов управления  образованием:• независимость управления  государственными и муниципальными  образовательными учреждениями  от религиозного санкционирования  или давления, от вмешательства  религиозных объединений, недопустимость  передачи им полномочий администрации  указанных образовательных  учреждений;

 

§   недопустимость проведения в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях религиозных  обрядов в рамках образовательных  программ, реализуемых в соответствии с государственными стандартами;

 

§   недопустимость профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа государственными или муниципальными образовательными учреждениями;

 

§   недопустимость создания и деятельности в государственных  и муниципальных органах управления образованием и образовательных  учреждениях подразделений религиозных  объединений, что не исключает осуществления  ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности в соответствии с законодательством.

 

3. Требования светскости  к выполнению служебных обязанностей  работниками государственных и  муниципальных образовательных  учреждений и органов управления  образованием:

 

§   запрет открытого  ношения элементов религиозной  одежды и знаков религиозной принадлежности преподавательским и административным составом государственных и муниципальных  образовательных учреждений, что  не исключает ношения нательных  знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения  религиозных убеждений;

 

§   светскость профессиональной этики.

 

4. Религиозная нейтральность  используемых учебных программ  и учебной литературы:

 

§   светскость государственных  образовательных стандартов;

 

§   ненаправленность преподавания образовательными учреждениями знаний о религии на вовлечение учащихся в религиозное объединение;

 

§   осуществление государственного контроля за недопущением в используемых учебных программах и учебной  литературе положений, возбуждающих ненависть  либо вражду, унижающих достоинство  или пропагандирующих неполноценность  человека либо группы лиц по признаку отношения к религии.

 

6. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА:  ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

 

 

 

Эта глава посвящена исследованию развития правового содержания и  понимания светскости государства, исследованию вопросов секуляризации  в светском государстве и месту  светского государства в современном  мире. Показано, что принцип разделения компетенции светской и религиозной  власти (отделения религиозных объединений  от государства), как сути светского  государства, имеет уже, как минимум, двухтысячелетнюю историю. Его предпосылки  были заложены в христианском вероучении: «… отдавайте кесарево кесарю, а  Божие Богу» (Мф. 22:21).

 

Представления о том, каким  должно быть светское государство, изменялись со временем и отличались в зависимости  от исторического периода и страны, где происходили события. Поэтому  без изучения динамики изменения  правового содержания и понимания  светскости государства, то есть светскости как процесса, невозможно дать полную картину светскости как характеристики современного государства. Понимание  светскости государства – это  обусловленная особенностями состояния  политико-правового развития общества и государства , историческими и  национально-культурными традициями, распределением национально-культурной и религиозной идентичности общества система представлений о содержании светскости государства и обусловленных  светскостью государства правах, обязанностях и ограничениях во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

 

В развитии правового содержания и понимания светскости государства  в европейских странах отмечаются совпадения и аналогичные событийные ряды, этапы, проанализировав которые, можно вывести определенные закономерности этого развития.

 

В большинстве стран Европы государство в определенные периоды  своего развития стремилось поставить  Церковь и духовенство в полное подчинение государственной власти. Государственная церковь должна была прежде всего главным образом  исполнять те обязанности, которые  на нее возлагало государство ( период царствования Иоанна Грозного, реформы  Петра I, Екатерины II и последующие  в Российской Империи; галликанство во Франции; иосифизм в Австрии)[19]. С  другой стороны, та светскость государства, которая является сегодня конституционной  характеристикой многих государств мира, зародилась в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римской католической церкви в суверенные дела европейских государств. Подход к определению светскости постепенно претерпевал трансформацию по мере научного и социально-политического развития общества. Практически одновременно ( в одно–два десятилетия: с середины 70- х годов по середину–конец 80- х годов XIX века) сразу в нескольких государствах Европы происходили события связанные с отделением религиозных объединений от государства и утверждением светскости государства (Пруссия, Франция, и др.). В целом, в Европе, в том числе в России, эти события происходили с 70-х годов XIX века по 1905–1907 гг.

 

Многообразие современных  светских государств определяется различиями в содержании и понимании светскости, обусловленными особенностями правового, социально-политического и культурного  развития конкретных государств. Существующие сегодня в мире разнообразные  типы светских государств – это  продукт длительных и сложных  социальных процессов, на которые оказывают  значительное влияние конкретные исторические, культурные, социально-политические и  иные особенности развития каждого  общества, а также международные  процессы глобального характера. Процесс  формирования в каждой конкретной стране светского государства определенного  типа в значительной степени зависит  от понимания руководителями государства  значения и содержания принципа светскости государства, от воплощенных в решениях органов государственной власти представлений о должном взаимодействии государства с религиозными объединениями.

 

На развитие института  светскости государства как системы  оказывают влияние:

 

1. взаимодействие процессов  глобализации и десекуляризации  мира;

 

2. взаимодействие тенденций  конвергенции и диверсификации  в развитии светскости государства.

 

Влияющий на развитие светскости государства процесс десекуляризации  мира происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от нее, а по пути усложнения процессов  взаимодействия светскости государства  и идентичности личности, социальных групп, общества в целом, и является сложным, многоплановым и несет  в себе как позитивные последствия ( национально-культурное и духовное возрождение, расширение сотрудничества государства с религиозными объединениями), так и угрозы, в том числе  светскому государству ( дискриминация  по признаку убеждений или отношения  к религии, национальности или расе; многочисленные нарушения прав женщин во многих странах мира, обусловленные  религиозными требованиями; усиление угрозы экстремизма и международного терроризма, обострение межрелигиозных конфликтов и др.).

 

В условиях мировой глобализации в развитии светскости государства  существуют две взаимодействующие  тенденции – конвергенции и диверсификации. Такое  заимодействие является разноплановым, вплоть до противодействия и прямого  антагонизма.

 

Тенденция конвергенции в  развитии светскости государства заключается  в появлении общих черт в правовом содержании светскости государства  различных стран, сближении разнотипных  светских государств по своим характеристикам  и содержанию конституционно-правовых институтов, обеспечивающих светскость государства. Наиболее яркими примерами  тенденции конвергенции в развитии светскости государства является стремление США навязать всему миру свое понимание  светскости государства, а также  добровольное сближение правовых систем государств Европейского Союза на основе принятия законодательства Европейского Союза и унификации национальных законодательств.

 

Тенденция диверсификации в  развитии светскости государства проявляется  в стремлении сохранить уникальные особенности конкретного типа светского  государства, реализованного в определенной стране в настоящее время и  обусловленного состоянием правового, социально- политического и культурного  развития общества и государства. Примером тенденции диверсификации в развитии светскости государства является осознанное и принципиальное сохранение самобытных типов светского государства  в Германии, Франции и многих других странах мира. Вышесказанное дает основания для авторского вывода о том, что светскость государства  как конституционно-правовая характеристика обладает полисемичностью. Отмечая, что  термин «полисемия», традиционно используемый для характеристики многозначности слова, а в социологии ( Николас  Аберкромби) используемый также для  характеристики наличия в тексте нескольких неравнозначных по предпочтительности и значимости смыслов,  что применительно  светскости государства характеристика «полисемичность» использована для  отражения множественности типов  светского  государства.

 

Полисемичность светскости государства проявляется в том, что правовое содержание и понимание  светскости государства изменяются во времени и в пространстве, закономерно  не являются одинаковыми для разных демократических государств, выбор  конкретного типа и особенностей светского государства находится  в компетенции государства и  зависит от состояния правового  и социально- политического развития, а также исторических и национально-культурных традиций государства. Вместе с тем, полисемичность светскости государства  как конституционно-правовой характеристики ограничена жесткой привязкой ее содержания к ядру в системной  структуре института светскости государства – двум системообразующим  элементам (отделение религиозных  объединений от государства; недопустимость установления общеобязательной религии).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Я считаю тему своей курсовой работы важной и значимой, до сих  пор продолжаются дебаты по многим важным вопросам, как в России, так  и в других европейских странах. Основным принципом и главной  гарантией светскости государства  является законодательное закрепление  правового режима отделения церкви ( религиозных организаций ) от государства. Это означает ,что государство  не вмешивается в каноническую деятельность  религиозных организаций и не возлагает на них каких-либо государственных  функций. В то же время оно принимает  на себя обязанность по охране законной деятельности религиозных организаций  и прав верующих и осуществляет контроль как за соблюдением ими законодательства о свободе совести, так и национального  законодательства вообще. Религиозные  организации, со своей стороны, не вмешиваются  в сферу деятельности государства  и его органов, в его политическую жизнь- не создают политических партий и не участвуют в их деятельности, а так же в выборах органов  государственной власти , не выдвигают  кандидатов в депутаты, не финансируют  выборы. Отдельные же члены религиозных  организаций имеют полное право  на участие в политической жизни ( участие в выборах, членство в  политических партиях и т. п.) на равнее с остальными гражданами. В светском государстве правовое положение  граждан не зависит от их отношения  к религии и приверженности к  тому или иному вероисповеданию . Необходимое условие светскости государства – отделение школы  от церкви, или светское образование. Религиозное обучение и религиозное  воспитание в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях не допускается, кроме  как в факультативном порядке.

Информация о работе РФ как светское государство