Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа
Задачами своей курсовой работы я ставлю:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости;
• системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5
2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13
4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31
§ светскость профессиональной
этики государственных
Светскость образования – характеристика образования, отражающая независимость образования от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, ненаправленность образования на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение. Соответственно, светское образование (гражданское, общегражданское_, общесоциальное) – образование, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение.
В обобщенном смысле, светская
школа – совокупность образовательных
учреждений, реализующих в соответствии
с государственными образовательными
стандартами образование
Существенные признаки светскости
государственных и
1. Гарантии свободы мировоззренческого выбора:
§ недопустимость установления
в государственных и
§ равенство прав каждого на поступление в образовательные учреждения и получение образования независимо от убеждений или отношения к религии;
§ обеспечение прав
учащихся и преподавателей на свободу
убеждений; обеспечение добровольности
при обучении религии или изучении
религиозной культуры, а также
при вступлении в какое-либо объединение
или пребывании в нем; недопустимость
принуждения к определению
2. Светскость внутреннего
устройства и деятельности
§ недопустимость проведения
в государственных и
§ недопустимость профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа государственными или муниципальными образовательными учреждениями;
§ недопустимость создания
и деятельности в государственных
и муниципальных органах
3. Требования светскости
к выполнению служебных
§ запрет открытого
ношения элементов религиозной
одежды и знаков религиозной принадлежности
преподавательским и
§ светскость профессиональной этики.
4. Религиозная нейтральность используемых учебных программ и учебной литературы:
§ светскость государственных образовательных стандартов;
§ ненаправленность преподавания образовательными учреждениями знаний о религии на вовлечение учащихся в религиозное объединение;
§ осуществление государственного контроля за недопущением в используемых учебных программах и учебной литературе положений, возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих достоинство или пропагандирующих неполноценность человека либо группы лиц по признаку отношения к религии.
6. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Эта глава посвящена исследованию
развития правового содержания и
понимания светскости государства,
исследованию вопросов секуляризации
в светском государстве и месту
светского государства в
Представления о том, каким
должно быть светское государство, изменялись
со временем и отличались в зависимости
от исторического периода и
В развитии правового содержания
и понимания светскости государства
в европейских странах
В большинстве стран Европы государство в определенные периоды своего развития стремилось поставить Церковь и духовенство в полное подчинение государственной власти. Государственная церковь должна была прежде всего главным образом исполнять те обязанности, которые на нее возлагало государство ( период царствования Иоанна Грозного, реформы Петра I, Екатерины II и последующие в Российской Империи; галликанство во Франции; иосифизм в Австрии)[19]. С другой стороны, та светскость государства, которая является сегодня конституционной характеристикой многих государств мира, зародилась в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римской католической церкви в суверенные дела европейских государств. Подход к определению светскости постепенно претерпевал трансформацию по мере научного и социально-политического развития общества. Практически одновременно ( в одно–два десятилетия: с середины 70- х годов по середину–конец 80- х годов XIX века) сразу в нескольких государствах Европы происходили события связанные с отделением религиозных объединений от государства и утверждением светскости государства (Пруссия, Франция, и др.). В целом, в Европе, в том числе в России, эти события происходили с 70-х годов XIX века по 1905–1907 гг.
Многообразие современных
светских государств определяется различиями
в содержании и понимании светскости,
обусловленными особенностями правового,
социально-политического и
На развитие института светскости государства как системы оказывают влияние:
1. взаимодействие процессов
глобализации и
2. взаимодействие тенденций
конвергенции и диверсификации
в развитии светскости
Влияющий на развитие светскости
государства процесс
В условиях мировой глобализации в развитии светскости государства существуют две взаимодействующие тенденции – конвергенции и диверсификации. Такое заимодействие является разноплановым, вплоть до противодействия и прямого антагонизма.
Тенденция конвергенции в развитии светскости государства заключается в появлении общих черт в правовом содержании светскости государства различных стран, сближении разнотипных светских государств по своим характеристикам и содержанию конституционно-правовых институтов, обеспечивающих светскость государства. Наиболее яркими примерами тенденции конвергенции в развитии светскости государства является стремление США навязать всему миру свое понимание светскости государства, а также добровольное сближение правовых систем государств Европейского Союза на основе принятия законодательства Европейского Союза и унификации национальных законодательств.
Тенденция диверсификации в
развитии светскости государства проявляется
в стремлении сохранить уникальные
особенности конкретного типа светского
государства, реализованного в определенной
стране в настоящее время и
обусловленного состоянием правового,
социально- политического и культурного
развития общества и государства. Примером
тенденции диверсификации в развитии
светскости государства является осознанное
и принципиальное сохранение самобытных
типов светского государства
в Германии, Франции и многих других
странах мира. Вышесказанное дает
основания для авторского вывода
о том, что светскость государства
как конституционно-правовая характеристика
обладает полисемичностью. Отмечая, что
термин «полисемия», традиционно используемый
для характеристики многозначности
слова, а в социологии ( Николас
Аберкромби) используемый также для
характеристики наличия в тексте
нескольких неравнозначных по предпочтительности
и значимости смыслов, что применительно
светскости государства характеристика
«полисемичность» использована для
отражения множественности
Полисемичность светскости
государства проявляется в том,
что правовое содержание и понимание
светскости государства изменяются
во времени и в пространстве, закономерно
не являются одинаковыми для разных
демократических государств, выбор
конкретного типа и особенностей
светского государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю тему своей курсовой
работы важной и значимой, до сих
пор продолжаются дебаты по многим
важным вопросам, как в России, так
и в других европейских странах.
Основным принципом и главной
гарантией светскости государства
является законодательное закрепление
правового режима отделения церкви
( религиозных организаций ) от государства.
Это означает ,что государство
не вмешивается в каноническую деятельность
религиозных организаций и не
возлагает на них каких-либо государственных
функций. В то же время оно принимает
на себя обязанность по охране законной
деятельности религиозных организаций
и прав верующих и осуществляет контроль
как за соблюдением ими