РФ как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Задачами своей курсовой работы я ставлю:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости;
• системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5

2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13

4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Конст. пр..docx

— 34.47 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3

 

1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5

 

 

 

2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8

 

3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13

 

 

 

4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И  МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19

 

5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА:  ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………   29

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Светскость государства  – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства  в большинстве стран мира. Светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния  религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций  и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему  государственного образования и  другие сферы государственной жизни.[1] В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ  конституционного строя России.[2] В  конституционном праве светскость государства как конституционная  характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных  объединений в соответствующих  сферах их компетенции, на сегодняшний  день исследована недостаточно.

 

Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и  в других европейских странах  по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной  культуры в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально  значимой деятельности религиозных  организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения  этих и многих других, связанных  с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой  сфере вопрос: что такое светскость государства.

 

Задачами своей курсовой работы я ставлю:

 

• конституционно-правовое исследование светскости государства  во всей ее многоаспектности, выявление  и исследование существенных признаков  светскости  государства;

 

• анализ содержания и существенных признаков светскости;

 

• системное исследование норм российского законодательства, определяющих  Российскую Федерацию  как светское государство;

 

определение значения и места  принципа светскости государства в  системе основ конституционного строя Российской Федерации;

 

• изучение процессов развития светскости государства, динамики формирования и развития правового обеспечения  светскости государства и ее понимания  в конституционном праве.

 

 

1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

 

 

В зарубежных странах отдельные  аспекты светскости государства, государственной  службы, государственных образовательных  учреждений наиболее изучены в работах  французских авторов, что отчасти  объясняется тем, что именно во Франции  впервые появилась модель светскости государства, в целом реализованная  сегодня в большинстве стран  мира. Из 6 работ французских авторов, прежде всего, следует отметить доклад президентской комиссии по светскости во Франции под руководством Бернара  Стази; часть II «Век светскости (Размышления  о светскости)» Официального доклада  государственного совета Франции от 5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад Информационной комиссии Национальной Ассамблеи Франции « Светскость в школе. Республиканский принцип, который необходимо подтверждать» (Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.

 

Отдельные вопросы истории  и содержания светскости государства  и образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях, светскости государственной  службы, секуляризации, соотношения  светскости и идеологии, отношений  между государством и религиозными объединениями исследовались в  трудах французских авторов, как: Современными российскими авторами не проводились  комплексные конституционно-правовые исследования светскости государства, светскости государственных и муниципальных  образовательных учреждений и светскости государственной службы. Здесь, пожалуй, можно назвать лишь исследование Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены, преимущественно, историко-правовые аспекты  светскости государства.

 

В обширном круге научных  и научно-практических комментариев Конституции Российской Федерации, учебников и учебных пособий  по конституционному (государственному) праву и теории права и государства  России и зарубежных стран вопросы  правового содержания светскости государства  только ставятся или же содержание понятия « светскость государства» описано поверхностно и очень  кратко.

 

Некоторые отдельные философско-правовые аспекты светскости государства  нашли отражение в работах  Баглая М.В., Салыгина Е.Н..[3]

 

Некоторые признаки отделения  религиозных объединений от государства  и подходы к разработки типологии  светских государств исследовались  в работах Салыгина Е.Н.,[4] Николина А..[5]  Исследованию свободы совести как одного из требований светскости государства , были посвящены труды: Авакъява С.А.,[6] Баглая М.В., Пчелинцева А.В..[7]

 

Административно - правовые аспекты обеспечения свободы  совести были рассмотрены в работах  Куницына И.А.,[8] Ловинюкова А.С.,[9] Лупарёва Г.П.,[10] Стецковского Ю.И..[11]

 

 Однако существующие  исследования не позволяют создать  целостную картину существенных  признаков и гарантий светскости  государства в Российской Федерации.

 

В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве  развитых стран ( США, Франция и др.), существуют государства, в которых  одна из религий признается государственной ( английская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле , лютеранская  церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего  Востока).Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий ( ФРГ . Япония .Италия ), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в  этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль.[12]

 

2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 Эта глава посвящена  исследованию существующих подходов  к определению содержания конституционно-правового  принципа светскости государства,  выявлению и системному исследованию  правового содержания и существенных  признаков светскости государства.

 

Светский (обладающий чертами  светскости, качеством светскости):

 

не церковный, мирской, гражданский.[13]

 

1.   (фр.: la ic, la ique; англ.: secular) общегражданский; характеристика  государственных, муниципальных  или общественных институтов, отражающая  их общегражданскую, « мирскую»  направленность;

 

2.   независимость от  религиозного санкционирования  или давления, от религиозных  объединений или от подчиненности  таковым;

 

3.   не являющийся  служителем религиозного культа, « мирянин»;

 

4.   принадлежащий или  относимый к элите, оцениваемый  как изысканный или элитарный,  в том числе исходя лишь  из внешних признаков, хорошо  воспитанный, отвечающий требованиям  света, утонченности, изысканного  этикета.

 

Применительно к государственно-правовой сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую  направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или  от подчиненности таковым.

 

Характеризуя категорию  « светскость», следует иметь  в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства  и религиозных объединений, а  также иные значимые обстоятельства.

 

К существенным признакам  светскости следует относить:

 

1.   отделение религиозных  объединений от государства как  одного из существенных признаков  светскости государства, отражающего  независимость государства и  государственно-правовых отношений  от религиозного санкционирования  или давления, от подчинения государственной  деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность  урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство  и деятельность органов государственной  власти, иных государственных органов  и учреждений, а также правовых  и общественно-политических институтов. Церковь полностью отделена от  государства, однако она не  отделена от жизни общества, от  тех проблем , которые волнуют  как верующих , так и неверующих.[14]

 

Принцип отделения религиозных  объединений от государства раскроем через следующие его существенные признаки:

 

а) Независимость государства  от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений  от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной  правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций; недопустимость произвольного, не основанного на законе вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений.

 

 

 

б)   Недопустимость смешения и подмены компетенции государства  и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах  государственной власти, иных государственных  органах и учреждениях подразделений  религиозных объединений, а также  одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе  особых религиозных судов, а равно  распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных  объединений, участия государства  в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных  объединений;

 

в)   Недопустимость вмешательства  религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования  религиозными объединениями политических целей.

 

г) Недопустимость признания  религиозных норм или решений  религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы  государства): нормы религиозных  установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право  и т.д.) не являются источниками права  в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов  религиозных объединений не имеют  силы публично- правовых норм или актов, а государство не участвует в  их реализации для членов религиозных  объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и  учреждениях подразделений религиозных  объединений не исключает осуществления  религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной  деятельности в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в  социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной  деятельности религиозных объединений  не исключает возможности поддержки  государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.

 

д)   Запрет преследования  религиозными  объединениями политических целей через запрещение участия  религиозных объединений, а также  их руководителей, выступающих в  качестве представителей соответствующих  религиозных объединений, в избирательных  кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения  религиозных объединений в избирательные  блоки, выдвижения религиозными объединениями  кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения  предвыборной агитации, внесения пожертвований  в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные  запреты не исключают прав граждан  – членов религиозных объединений  принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в  установленном законом порядке.

 

2.   Принцип недопустимости  установления общеобязательной  религии основывается на следующих  положениях:

 

а) запрет на законодательное  закрепление какой-либо религии  в качестве общеобязательной;

Информация о работе РФ как светское государство