Режимы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих в современной научной литературе точек зрения на понятие «политический режим», а также рассмотрение основных типов политических режимов – демократического и недемократического (тоталитарного и авторитарного режимов) с приведением примеров из новейшей истории. Материалом для данной работы послужили работы ведущих российских историков, политологов и социологов, энциклопедические материалы и Интернет-ресурсы.

Содержание

Введение. 2
Глава 1 Понятие политический режим 4
1.1 Виды политических режимов 6
1.2 Признаки недемократического режима...….……..................7
Глава 2 Демократические режимы 8
2.1 Характерные черты демократического режима…..…….......8
2.2 Общие демократические черты и отличительные признаки..11
Глава 3 Недемократические режимы 16
3.1 Тоталитарный 16
3.2 Авторитарный 20
Заключение 24
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 106.00 Кб (Скачать)
  1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
  2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
  3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
  4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
  6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

         Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при  котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

         Слабые стороны  авторитаризма: полная зависимость  политики от позиции главы государства  или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

         Достоинства авторитарного  режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление  политических противников.

         Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

         В современных условиях пост социалистических стран  “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение

         Как мы видим, понятие  «политический режим», а также  классификация политических режимов  не потеряли в современные дни  своей актуальности. Они требуют  развития в соответствии с современными условиями в мире. В литературе, касающейся данного вопроса, отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным.  У разных авторов на сей счёт существуют различные мнения. При написании данной работы, была использована достаточно распространенная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер).

           Проведенное исследование позволило  дать наиболее полное определение  термина «политический режим», рассмотреть различные подходы к этому понятию и классификации, предложенные различными учеными. Рассматривая тот или иной политический режим в каждой конкретной стране необходимо помнить о существенном различии между теорией и практикой, о существовании многих формальных демократий, где общество живет по авторитарным законам и принципам и, напротив, о монархиях, где управление страной осуществляется с соблюдением всех демократических принципов. Неудивительно, поэтому, что целью во многих формально признанных демократических государствах считается построение демократии и открытого общества - основного гаранта соблюдения демократических принципов. Среди основных преимуществ демократии необходимо отметить обеспечение прав и свобод каждого отдельного гражданина, в том числе защиту меньшинств, главенство права и закона (что обеспечивает наивысший уровень законности и порядка), подотчетность избранных в честных, свободных выборах властей (меньшинства) народу (большинству), что существенно ограничивает произвол и вседозволенность властей. Несмотря на видимые преимущества демократического устройства государства, в современном мире немало государств, живущих по принципам недемократических режимов – тоталитарного и авторитарного. Основной чертой этих режимов является ограничение личных прав и свобод человека и гражданина, стремление к полному (тотальному) контролю государства и власти над жизнью общества – от личной жизни отдельных людей до контроля в экономике. Существуют, однако, некоторые различия между тоталитаризмом и авторитаризмом. Многие полагают, что авторитаризм является более «мягким» по сравнению с тоталитаризмом режимом, которые постепенно может трансформироваться в либеральный, демократический режим, так как авторитаризм допускает некую степень свободы в политике (существование многих партий, тем не менее, лояльных правящей) и в экономике (авторитарные власти не стремятся к контролю над бизнесом и другими сферами экономики). Историческое развитие современного общества доказало неконкурентоспособность всех прочих режимов по сравнению с демократическим; и сегодня мы, с одной стороны, являемся свидетелями появления на политической карте мира все большего числа демократических государств, а также перехода к реальным демократиям в формально признанных демократических государствах, а с другой стороны – укрепление и ужесточение тоталитаризма в антидемократических государствах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Власть  при переходе от тоталитаризма к  демократии. Свободная мысль.

2006 - № 8.

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 2005.
  2. Матузов Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 2004. С.174.
  3. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.
  4. Денисов А.И. Сущность и форма государства. 2003
  5. Петров В.С. Тип и формы государства. ЛГУ. 2007
  6. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.
  7. Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2008.
  8. Журнал «Вестник Московского университета». Серия 11: Право.  С. 147.

                               

                              Периодическое издание

    Журнал «Государство и право».  Журнал «Вестник Московского университета». Серия 11: Право.  Журнал «Российское право». Журнал «Законодательство». Журнал «Правоведение». «Российский юридический журнал».  Журнал «Российская юстиция».

    Журнал  «Юрист». 

Информация о работе Режимы государственной власти