Режимы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих в современной научной литературе точек зрения на понятие «политический режим», а также рассмотрение основных типов политических режимов – демократического и недемократического (тоталитарного и авторитарного режимов) с приведением примеров из новейшей истории. Материалом для данной работы послужили работы ведущих российских историков, политологов и социологов, энциклопедические материалы и Интернет-ресурсы.

Содержание

Введение. 2
Глава 1 Понятие политический режим 4
1.1 Виды политических режимов 6
1.2 Признаки недемократического режима...….……..................7
Глава 2 Демократические режимы 8
2.1 Характерные черты демократического режима…..…….......8
2.2 Общие демократические черты и отличительные признаки..11
Глава 3 Недемократические режимы 16
3.1 Тоталитарный 16
3.2 Авторитарный 20
Заключение 24
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 106.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление:

Введение. 2

Глава 1 Понятие политический режим 4

        1.1  Виды политических режимов 6

       1.2   Признаки недемократического режима...….……..................7

Глава 2  Демократические режимы 8

         2.1  Характерные черты демократического режима…..…….......8

         2.2 Общие демократические черты и отличительные признаки..11

Глава 3  Недемократические режимы 16

       3.1 Тоталитарный 16

         3.2  Авторитарный 20

Заключение 24

Библиографический список 26 
 
 
 
 
 
 

                

         Введение

         В настоящее время, время становления российской государственности  форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства , т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции, кроме того тема политических режимов недостаточно изучена, несмотря на множество исследований, посвященных данной теме.

         Целью данной работы является анализ существующих в современной  научной литературе точек зрения на понятие «политический режим», а также рассмотрение основных типов политических режимов – демократического и недемократического (тоталитарного и авторитарного режимов) с приведением примеров из новейшей истории. Материалом для данной работы послужили работы ведущих российских историков, политологов и социологов, энциклопедические материалы и Интернет-ресурсы.

         Объектом являются общественные отношения возникающие  в связи с участием граждан в управлении государством, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности.

         Предмет данной работы основные политические режимы мира.

         В процессе написания  данной работы я использовал следующие методы: анализ, синтез, абстрагирование.

         Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками ,среди которых – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

         Данная работа состоит  из введения, трёх глав которые делятся  на два раздела, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Понятие «политический режим»

         Как и для многих других ключевых понятий гуманитарных дисциплин, для понятия «политический режим» не существует единственного однозначно признанного определения.

         Термин «Политический  режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в  эти годы в юридической литературе появились издания в которых этот термин употребляется, (например Денисов), и разрабатывается его понятие, (например Петров) – эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме» не совпадали.

         Так Денисов А.И. в  своей работе подробно останавливается  на вопросах типы государства, сущность государства. Рассматривает точки  зрения на государство с глубокой древности до современных дней.

         В разделе: «Форма государства» он дает определение форме государства: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления»1.

         Политический режим  он к «Форме государства» не относит. О нем Денисов пишет следующее: «От формы правления государственного устройства отличается политический режим. Термин политический режим в теории государства и права, применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства»2.

         Спустя несколько  лет появляется работа Петрова, в  которой он уделяет много места  вопросам методологии и объяснению основных категорий государства  с точки зрения философии. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

         «Под формой государства  понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима»3.

         Понимая так форму  государства, он дает определение ее трех элементов: «Форма правления –  это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся  ее источником и принципами взаимоотношения  органов власти между собой и  с населением.

         Форма государственного устройства – это административно территориальная и национально   государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

         Политический режим  – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе»4.

         Эта точка зрения стала ведущей в теории государства  и права, но не единственной. Понимание  политического режима в кругах теоретиков  государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой – относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.

    1. Виды политических режимов

         В литературе различают, как правило, три основные типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.  Но  существует и несколько иная классификация, политические  режимы делятся на:

1) демократические;

2) недемократические.

        Недемократический режим подразделяется на авторитарный и тоталитарный.

Признаки  демократического режима:

1) свободная  деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих  в рамках конституции;

2) идеологический  плюрализм, то есть наличие  в обществе различных идеологических  течений, концепций и отсутствие  господствующей идеологии;

3) формирование  органов государственной власти  выборным путем;

4) наличие  в обществе демократических прав  и свобод, их реальная гарантированность.

1.2 Признаки недемократического режима

1) запрет  на деятельность демократических  партий и организаций;

2) отсутствие  идеологического плюрализма, господство  одной идеологии в государстве;

3) отсутствие  органов власти, формируемых выборным путем;

4) отсутствие  демократических прав и свобод;

5) массовый  террор и беззаконие в государстве. 

Авторитарный  режим как разновидность террористического  режима характеризуется тем, что  он персонифицируется, то есть выражается в лице конкретных правителей, которые олицетворяют диктатуру (например, диктатура Саддама Хусейна в Ираке).

Признаки  тоталитарного режима:

1) наличие  в государстве одной правящей  партии, которая является ядром  государственной власти;

2) господство  одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму;

3) «культ  личности» в обществе, его государственное  обеспечение;

4) функционирование  административно-командной системы  в государстве;

5) бесправие  граждан, жесткая регламентация  их деятельности;

6) разнузданная  социальная демагогия. 
 
 

         Глава 2.  Демократические режимы

         Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

         Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

             2.1  Характерные черты демократического режима

  1. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
  2. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
  3. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Информация о работе Режимы государственной власти