Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является: разобрать понятие республиканской формы правления.
Для достижения данной цели, необходимо определить следующие задачи: показать преимущества и недостатки современных республик, провести аналогию с античными республиками с целью обнаружения одинаковых и различных черт и сделать логический вывод о значении и местонахождении республик в современном мире, так же дать четкую характеристику понятию республика, привести примеры государств, с республиканской формой правления, рассмотреть их внутреннее строение, сравнить их, а так же привести в качестве примера страны с монархической формой правления.
Введение…………………………………………………………………………….....3
1.Определение понятия форма правления..…………………………….....................6
1.1 Форма правления..........................………………………………………………...6
1.2 Виды форм правления...................................................................................……….8
2. Признаки и виды республик……………………………………………………….14
2.1 Основные признаки республик …………………………………………………..14
2.2 Виды республик…………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………….25
Глоссарий……………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………
При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства. В конечном счете, основывается на мандате народа.
Заключение
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальных систем в середине ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего органа, включая главу государства, основаны на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.10
Дело
в том, что существуют радикальные разновидности
республики, характеризующиеся нелегитимностью
власти. Например, когда в стране происходит
государственный переворот, который ставит
во главе государства единоличного диктатора
(он может называться как угодно – президентом,
координатором, вождем, генеральным секретарем
центрального комитета партии и т.д.) или
группу диктаторов, форма правления официально
может провозглашаться или оставаться
республикой, но ее демократическая
сущность опустошается. Это происходит
и в том случае, когда законно избранное
или назначенное должностное лицо (президент,
премьер-министр и т.д.) захватывает не
принадлежащие ему по конституции полномочия,
отказывается оставить свою должность
по истечению срок полномочий – словом,
когда узурпирует власть. Так поступали
А. Гитлер в Германии в 1933 году, А. Пиночет
в Чили в 1973 году. Мало отличаются от абсолютной
монархии некоторые республики Тропической
Африки, где несмотря на наличие парламента,
формально независимых судов, власть президента
фактически неограниченна, (так называемые
монократические республики). Смена президентов
происходит здесь лишь обычно в результате
их смерти или военного переворота, а отнюдь
не на всеобщих выборах. Перевыборы на
новый срок носят скорее ритуальный характер.
В Малави, например, до недавнего времени
Президент вообще считался находящимся
в должности пожизненно. В данной работе
были рассмотрены действительно демократические
республики. При этом надо помнить, что
и в президентской, и в парламентской республике
есть и президент, и парламент, а различие
между этими двумя разновидностями республиканской
формы правления заключается в характере
отношений между законодательной и исполнительной
властью.
Глоссарий
№ | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 |
Большинство |
в конституционном
праве – количество участников
процесса коллективного принятия решений,
совпадающая позиция которых определяет
характер и содержание принятого в конечном
итоге решения.
. |
2 | Вето |
(от лат. veto – запрещаю) – в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. |
3 | Выборность |
один из способов образования государственных органов, заключающийся в избрании депутатов населением и соответствующих должностных лиц – населением или представительными органами. |
4 | Глава государства |
высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент). |
5 | Глава правительства |
высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент).– обобщенное наименование лиц, возглавляющих правительство государства. Чаще всего используется словосочетание: председатель правительства, председатель кабинета министров, премьер -министр, канцлер |
6 | Голосование |
одна из стадий избирательного процесса. Проходит в один или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня. |
7 |
Государственный строй |
система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права. |
8 | Закон | нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу. |
9 | Законодательная власть |
разновидность государственной власти, осуществляемая парламентом. Главное выражение З.в. заключается в принятии законов государства. |
10 | Конституция |
( от лат. constitutio – установление, устройство) - основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. |
11 | Парламент |
один из органов государственной власти. Парламент – представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и представляют его интересы. Парламент осуществляет законодательную власть, т.е. имеет исключительное право принимать законы |
12 | Референдум |
(от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) - в государственном праве обращение к государственному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. |
Список использованных
источников
Нормативные
правовые акты
1.
Российская Федерация. Конституция (1993).
Конституция Российской Федерации: офиц.
текст.- М.: Маркетинг, 2001.- 128 с. - ISBN 5-94462-025-0.
Научная
литература
1. Венгеров, А.В. Теория государства и права [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Венгеров.-М.:Статут,2004. – 608 с. – ISBN 5-365-00617-8.
2. Волков, Н.А. Иностранное конституционное право [Текст]: / учебно-методическое пособие/Н.А. Волков.- М.: Юрист, 2004. -306 с.
3. Маклаков, В.В. Современные зарубежные конституции [Текст]: / В.В.Маклаков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -401 с.
4. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах [Текст]: учебно-методическое пособие/ А. В. Малько. - М.: Норма, 2003. – 304 с.
5. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Н. Марченко. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003. – 528 с.
6. Общая теория права и государства [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрист, 2001. – 520 с. – ISBN 5-7357-0123-1.
7. Петров, К.М. Теория государства и права для студентов вузов [Текст]: учебно-методическое пособие / К.М. Петров. – Ростов на Дону: Феникс, 2004.
8. Радугин, А.А. Политология [Текст]: учебное пособие / А.А. Венгеров. - М.: Приор,2003.-432 с.
9. Решетников, В.Н. Правовые системы стран мира [Текст]: / В.Н. Решетников.- М.:Приор,2003. – 453 с.
10. Теория государства и права [Текст]: учебник для юридических вузов / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Омега-Л, 2001. – 450 с.
11. Теория государства и права: курс лекций [Текст]: / Под ред. Н.И. Матузова А.В. Малько. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрист, 2001. – 776с. - I5ВN 5-7975-0269-0.
12. Теория государства и права [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. С. А. Комарова проф. А. В. Малько. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 512 с.
13. Теория государства и права [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Т33 проф. В. М. Корельского, проф. В. Д. Перевалова. Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: Норма, 2002. – 616 с.
14. Хропанюк, В.Н. Общая теория права [Текст]: / В.Н. Хропанюк. - М.: Статут, 2004. – 348 с
15.
Шумилов, В.М. Правоведение: учебник
/ В.М. Шумилов. – М.: Дрофа, 2006. –
143 с
Схема.
Классификация государств
по форме правления
Общие (классические) | Монархия | Республика | |||||||
формы правления | |||||||||
Конкретные конфигурации | Абсолютная | Абсолютная | |||||||
(формы правления) | |||||||||
Конституционная | Дуалистическая | ||||||||
Дуалистическая | Парламентская | ||||||||
Парламентская | Смешанная | ||||||||
Схема.
Классификация основных
прав и свобод, предусмотренных
законодательством
в государстве с
республиканской формой
правления.
Личные или гражданские | Политические | Социально-
экономические |
| ||||||||
право на жизнь | право участвовать в | ||||||||||
управлении делами | право на
охрану
здоровья |
||||||||||
право
на свободу и личную
неприкосновенность |
государства | и медицинскую помощь | |||||||||
право на
социальную
защиту |
| ||||||||||
право частной | право избирать и быть | ||||||||||
собственности | избранным в органы | право на жилище | |||||||||
власти и самоуправления | |||||||||||
право на неприкосновен - | право на образование | ||||||||||
ность частной жизни | право на объединение | ||||||||||
право на труд | |||||||||||
свобода передвижения, | право на проведение | ||||||||||
выбора места пребывания | собраний, митингов | право на отдых | |||||||||
и жительства | и демонстраций | ||||||||||
свобода мысли и слова | право обращаться с | ||||||||||
заявлениями и жалобами | |||||||||||
свобода определять | в органы власти | ||||||||||
национальную принад- | |||||||||||
лежность | |||||||||||
право на благоприятную | |||||||||||
окружающую среду |