Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: разобрать понятие республиканской формы правления.
Для достижения данной цели, необходимо определить следующие задачи: показать преимущества и недостатки современных республик, провести аналогию с античными республиками с целью обнаружения одинаковых и различных черт и сделать логический вывод о значении и местонахождении республик в современном мире, так же дать четкую характеристику понятию республика, привести примеры государств, с республиканской формой правления, рассмотреть их внутреннее строение, сравнить их, а так же привести в качестве примера страны с монархической формой правления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
1.Определение понятия форма правления..…………………………….....................6
1.1 Форма правления..........................………………………………………………...6
1.2 Виды форм правления...................................................................................……….8
2. Признаки и виды республик……………………………………………………….14
2.1 Основные признаки республик …………………………………………………..14
2.2 Виды республик…………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………….25
Глоссарий……………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

курсовая альфир.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

      Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………….....3

1.Определение   понятия  форма правления..…………………………….....................6

1.1 Форма правления..........................………………………………………………...6

1.2 Виды форм правления...................................................................................……….8

2. Признаки и виды республик……………………………………………………….14

2.1 Основные признаки республик …………………………………………………..14

2.2 Виды республик…………………………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………………….25

Глоссарий……………………………………………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………………...29

Приложение А. Схема. Классификация государств по форме правления…….......31

Приложение Б. Схема. Классификация основных прав и свобод, предусмотренных законодательством в государстве с республиканской формой правления………..32

 

      Введение 
 

     Исторически сложилось так, что вопросы, связанные  с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в  российском обществе. Они актуальны  в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.

     Предметом исследования курсовой работы является такой институт государственности, как форма правления. Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом. Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране. Вот эти основные проблемы и будут являться целью моего исследования.

     В настоящее время форма правления  входит составной частью в более  широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

     Понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время форму государства считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим и политическая динамика. В ходе дискуссий в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима. Одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун дает такую формулировку: Республика (от лат. respublica – общественное  дело) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.1

     Целью курсовой работы является: разобрать понятие республиканской формы правления.

     Для достижения данной цели, необходимо определить следующие задачи: показать преимущества и недостатки современных республик, провести аналогию с античными республиками с целью обнаружения одинаковых и различных черт и сделать логический вывод о значении и местонахождении  республик в современном мире, так же дать четкую характеристику понятию республика, привести примеры государств, с республиканской формой правления, рассмотреть их внутреннее строение, сравнить их, а так же привести в качестве примера страны с монархической формой правления.  

     В данной курсовой работе будет рассмотрена  республиканская форма правления.

     В курсовой работе были использованы труды  следующих авторов: Маклаков В.В. Современные зарубежные конституции. Поскольку именно зарубежные страны были взяты в качестве примера.

     Решетников. В.Н. Правовые системы стран мира. Труд дает характеристику правовых систем стран приведенных в качестве примера в данной курсовой работе, в частности Швейцария, Франция, США и т.д.

     В работе так же были использованы исследования отечественных специалистов, таких как Хропанюк В.Н. Общая теория права, Шумилов В.М. Правоведение, Венгеров А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие, В.В. Лазарева Общая теория права и государства.

     Все вышеперечисленные источники отражают информацию о месте права и его роли в построении и жизни государства. В работах показаны различные взгляды на роль и значение республиканской формы правления.

 

      1. Определение понятия формы правления 
 

     
    1. Форма правления
 
 

     Форма правления – внешнее выражение  содержания государства, обусловленное  структурой и правовым положением органов государственной власти. То есть под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

     Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

     В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

     Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

     Республиканская форма правления в большей степени соответствует характеру демократического конституционного государства. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе

     В отличии от монархии при республиканской  форме правления единственным источником власти  по закону является народное большинство.

     Само  происхождение термина республика связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство – делом народа.

     Республика  или республиканская форма правления  является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане  города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

     Первой  классической формой республики явилось  Афинское государство. Оно возникло в V в. до н.э. и свой расцвет пережила во времена правления Перикла, который был противником тирании и противопоставлял ей свой идеал государства. Власть в Афинах принадлежала народному собранию, но со временем Афинская республика приобрела черты охлократии и тирании большинства.

     Видимо, эти крайности и стали причиной отрицательного отношения к республике выдающихся мыслителей античности. Платон считал, что хуже республики может быть только тирания. Аристотель также отрицательно относился к Афинской демократии и противопоставлял ей политию - власть благоразумного большинства.

     Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.2

     Форма правления является неотъемлемой чертой любого государства, от формы правления подчас зависят и форма территориального устройства и даже благополучие граждан. Форма правления на экономическую, политическую и социальную жизнь страны. 
 

     1.2. Виды форм правления 
 

     Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе, вплоть до настоящего времени указанный критерий количественный в своей основе - остался. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу. В связи с этим выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена. Эта разновидность определяется соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Монархия была характерна для аграрного строя (по К. Марксу - рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю (по К. Марксу - буржуазная революция) нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления. Например; в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос 1 воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1978 году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча. Более того, сегодня подчас не всегда можно с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским имеем дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь можно увидеть элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок).

Информация о работе Республиканская форма правления