Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты республиканской формы правления, выяснить историю возникновения, виды и принципы реализации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
Изучить понятие и признаки республиканской формы правления;
Охарактеризовать Президентскую республику;
Узнать сущность Парламентской республики;
Проанализировать Смешанную республику

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Республиканская форма правления………………………... .. 6
Понятие «республика»……………………………………..6
Признаки республиканской формы правления…………..7
Президентская республика…………………………………….9
Отличительные черты президентской республики……...9
США как президентская республика…………………....10
Какая президентская республика возможна в России?...12
Парламентская республика…………………………………..16
Сущность парламентарной республики………………...16
Парламентарная республика РФ.………………………..18
Смешанная республика………………………………………20
Характеристика смешанной республики………………..20
Примеры смешанной республики……………………….21
Заключение……………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………....27
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

2.2 США как Президентская республика.

      Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями (легислатурами) штатов.

      Конгресс  США состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания  конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре г. Вашингтона. Палата представителей состоит из 435 членов. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тысяч избирателей. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом. Члены палаты избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего поле выборов года. Следовательно, каждые два года состав палаты представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего конгресса каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года.

      Сенат. Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор  избирается в своем штате на шестилетний  срок, начинающийся в январе следующего после выборов года.  В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности.

      В конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его  составе нет не только ни одного промышленного и сельскохозяйственного  рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей  целью борьбу за их интересы.

      Исполнительная  власть в стране осуществляется президентом США, выполняющим возложенные на него конституцией полномочия с помощью разветвленного аппарата исполнительной власти.

Высшим  в стране должностным лицом, совмещающим  полномочия главы государства и  главы правительства, является президент США. Он избирается на четыре года с возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.

      С 1800 года официальной резиденцией президента является Белый дом, находящийся в столице США Вашингтоне.

      Полномочия  президента США очень широки. Как  глава государства он является верховным  главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, включая руководителей министерств и ведомств. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона. 8

      Принцип разделения власти предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной  «ветви» за счет другой. (Отсюда идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, нашедшая воплощение в системе «сдержек и противовесов» .) Так, конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти - президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые конгрессом, и вправе налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия президента реализуются лишь при одобрении сената (заключение международных договоров, например) . Носитель судебной власти - Верховный суд США формируется совместно президентом и сенатором: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд вправе окончательно признавать недействительными (как не соответствующие конституции) законы конгресса и акты исполнительной власти.

      Взаимодействие  и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала.

      Конституция США юридически закрепила основы централизованной государственной  машины, и тенденция к централизации  власти является определяющей для американской буржуазной федерации. Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах. 9 

2.3 Какая президентская республика возможна в России

      Действительность, в том числе действительность общественно-политическая, вообще говоря, устроена так, что не требуется ничего выдумывать. Надо осмысливать то, что есть. Нечто в этом роде носилось перед внутренним взором сэра Исаака Ньютона, когда он выдвигал свой знаменитый постулат «Гипотез не измышляю». Этот постулат вспомнился мне в связи с захватывающей картиной измышлений, гипотез и фантазий отечественных политологов относительно политических реальностей нынешней России. Они сумели выдумать почти все, кроме того, что выдумывать не нужно: а именно, какая политическая погода у нас стоит сегодня на дворе. Мне уже доводилось отстаивать в «Политическом журнале» ту мысль, что в стране завершается оформление режима плебисцитарной демократии, основанного на извлечении президентской властью своей легитимности из прямого народного волеизъявления и непосредственной поддержки обществом главы государства. К этому стоит добавить, что конкретной государственной формой этого режима является президентская республика, манифестом каковой стала принятая 12 декабря 1993 г. на референдуме Конституция РФ. Принятие Основного закона путем «всенародного голосования», а не, скажем, на Учредительном собрании, специально для этого созванном, как раз и отвечает духу плебисцитарной демократии. Конституция РФ была скроена в значительной мере «на вырост» России, ибо ее образцами послужили основные законы гораздо более развитых демократий, прежде всего американской и французской.

      Нетрудно  заметить, что Конституция России 1993 г. во многом следует именно рассмотренным  конституционным образцам. Различия между этими документами заключаются прежде всего в том, что «Билль о правах» (или «Декларация 1789 г.») фактически инкорпорированы в главу 2 российского Основного закона «Права и свободы человека и гражданина». Очевидно и то, что создатели действующей Конституции РФ ориентировались скорее на президентскую республику в исполнении де Голля, чем на американскую демократию. Существеннейшим отличием Конституции России от Конституции США является практически неограниченный объем полномочий, который предоставляется ею президенту РФ. Скажем, в  Основном законе Америки был бы невозможен такой пункт (статья 80): «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». По логике демократии гарантом Конституции, неотчуждаемых прав и свобод является сам суверенный народ. В этом и состоит специфика российской президентской республики: президент является не слугой народа, а его опекуном. В той же статье 80 заявляется, что президент РФ "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". Прежде такое говорилось только о многомиллионной КПСС. Только одно перечисление полномочий президента России в ее Основном законе занимает восемь статей (83—90). Законодатель творчески обогатил и расширил соответствующий раздел Конституции Франции. При этом он не предусмотрел никаких сдержек и противовесов президентской власти. А ведь еще Шарль Монтескье писал в своей великой работе "О духе законов": "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"..10

        Главная проблема здесь заключается в том, что наша страна знает лишь два агрегатных политических состояния: либо сильная государственная власть, либо безвластная смута, пределы которой обычно устанавливаются очень жесткими методами. В этой связи выясняется, например, что для России неадекватна такая государственная форма, как парламентарная республика: два раза за ХХ в. ее пытались ввести по западному образцу в нашей стране, и оба раза это оборачивалось великими смутами. Из этого опыта надо извлечь хоть какие-то уроки. Пусть даже в стиле другого великого политического философа Нового времени. Я имею в виду Гегеля и его "Философию права": "Каждый народ имеет свое собственное государственное устройство, английское является государственным устройством англичан, и, если бы захотели дать его пруссакам, это было бы столь же абсурдно, как решение дать прусское государственное устройство туркам. Каждое государственное устройство есть только продукт, манифестация собственного духа данного народа"11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Парламентская республика 

3.1 Сущность парламентской республики.

      Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община - собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти - собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета .

      То  или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или  иные способы образования (избрания) собраний, советов определяют различные республиканские (от лат. res publica - «общее дело») формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

      Отличительными  чертами парламентарной республики являются следующие:

- верховенство  парламента;

- ответственность  правительства за свою деятельность  перед парламентом, а не перед  президентом;

- формирование  правительства на парламентской  основе из числа лидеров политических  партий, располагающих большинством голосов в парламенте;

- избрание  главы государства либо парламентом,  либо специальной коллегией, образуемой  парламентом.12

      В парламентарной республике глава государства  не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных  органов.(см.Приложение № 1)

      Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что там, где идея разделения властей упала на благодатную  почву, подготовленную социальной борьбой, историческим развитием, политико-правовой культурой, экономическими потребностями (рыночная экономика, разнообразные социальные интересы, которые надо согласовывать, выражать, защищать), там она вот уже более двухсот лет успешно «работает», обеспечивая стабильность государства, политико-правовое процветание общества. Там же, где она внедряется в политически конфронтационные общества, например расстающиеся с тоталитарными, «культовыми», фактически монархическими формами правления, там она порождает социальную борьбу, политическое напряжение, и только в перспективе, при победе республиканских форм правления, демократии, даст свои всходы, но даст непременно. Об этом свидетельствуют и теоретических анализ, и исторических опыт. В таких посттоталитарных государствах идея разделения властей в XX веке выполняет, в сущности, ту же функцию, которую она выполняла в XVIII веке. Она является противовесом, альтернативой идее объединения всей власти в руках партийных органов, в рамках Советов. И так же, как и тогда, ее реализация, разумеется, сопровождается социальной борьбой.

3.2 Парламентарная республика в РФ.

Существует несколько разновидностей президентской республики.

      Так, президентская республика в США  отличается классическим разделением  властей: высшая законодательная власть находится у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты представителей и Сената), высшая исполнительная власть принадлежит Президенту, высшая судебная власть - Верховному суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии должности премьер-министра) Президент является главой правительства - Кабинета, играющего при нём роль совещательного органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издаёт подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранён от должности только в порядке импичмента.

      Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Информация о работе Республика как форма правления