Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты республиканской формы правления, выяснить историю возникновения, виды и принципы реализации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
Изучить понятие и признаки республиканской формы правления;
Охарактеризовать Президентскую республику;
Узнать сущность Парламентской республики;
Проанализировать Смешанную республику
Введение……………………………………………………………3
Республиканская форма правления………………………... .. 6
Понятие «республика»……………………………………..6
Признаки республиканской формы правления…………..7
Президентская республика…………………………………….9
Отличительные черты президентской республики……...9
США как президентская республика…………………....10
Какая президентская республика возможна в России?...12
Парламентская республика…………………………………..16
Сущность парламентарной республики………………...16
Парламентарная республика РФ.………………………..18
Смешанная республика………………………………………20
Характеристика смешанной республики………………..20
Примеры смешанной республики……………………….21
Заключение……………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………....27
Приложение.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«РЕСПУБЛИКА
КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА»
Дисциплина Теория государства и права
Кафедра
общетеоретических
Сим Анна Вячеславовна
Работа оценена
Подпись научного руководителя
«
»
2010г.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………....27
Приложение.
Введение
Актуальность. Еще в Древних Афинах Аристотель и Платон, «столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытались разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления». Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например демократической и аристократических республик, той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления: демократия, аристократия, охлократия, геронтократия, олигархия. Дальнейшая волна изучения этого явления начинается с периода Просвещения, и здесь следует выделить Августина, Гоббса, Монтескье, Локка, Руссо, Радищева и многих других.1
Конституция РФ определяет нашу страну как демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Конституция является основным законом нашего государства, базой и фундаментом построения всего остального законодательства, существует специальный орган - Конституционный Суд РФ. Все положения Конституции должны претворяться в жизнь. Однако не только этим обусловлена актуальность рассмотрения выбранной мною темы. Центральное и наиболее рельефное выражение форма государства приобретает в форме правления. Именно форма правления отвечает на вопрос, кому принадлежит власть в стране, как она распределяется между органами государственной власти. Встав на путь строительства правого государства, наша страна испытывала множество проблем в правовой сфере, конфликтами различных органов власти по поводу полномочий, вызванных недостатками в законодательстве. Поэтому особенно актуально рассмотрение теоретических вопросов и положений формы правления.
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты республиканской формы правления, выяснить историю возникновения, виды и принципы реализации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
Объектом исследования является теоретические аспекты республиканской формы государственного правления.
Предмет исследования – Республика как форма государства
Правовой основой являются: научная и учебная литература, монографии и научные статьи, интернет ресурсы, посвященные данной проблеме.
Методологической формой данного исследования послужили следующие методы:
Данное
исследование состоит из: введение; 4 глав(
9 подпунктов); заключения; списка используемой
литературы.
Глава
1.Республиканская форма
правления
1.1 Понятие «республика».
В отличие от монархии при республиканской форме правления
единственным источником власти по закону является народное большинство.
Само
происхождение термина
дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью
главы государства, именуемого обычно президентом.
Республиканская форма
(например, демократическая республика в Афинах и аристократическая – в
Риме), республиками являлись многие города государства в средние века
(Дубровник в Югославии, Бремен - в Германии). Но наиболее широкое
распространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазных
революций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стали США,2
Республика – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть, осуществляется несколькими государственными органами, а признаётся источниками власти.3
Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных
условиях.( Приложение № 1,2)
Дело в том, что существуют
извращенные разновидности
характеризующиеся не легитимностью власти. Например, когда в стране
происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем и т. д.) или группу диктаторов (хунту) форма правления официально может Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное
должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.)
Есть
и иные, искаженные формы республики,
когда президент не избирается гражданами,
а провозглашается таковым
1.2 Признаки республиканской формы правления.
Признаки
республиканской формы
Республике присущи следующие принципы:
· Принцип существования единоличного и коллегиального главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
· Принцип выборности. Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться на определённый срок.
· Принцип ответственности. Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
· Принцип представительства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
· Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
· Принцип народовластия. Источником власти признается народ.6
· Принцип
о четком разграничении полномочий.
Глава
2.Президентская республика
2.1Отличительные черты президентской республики
В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США — косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время — 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент).
Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией (крайне редко — блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента — сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте. Иногда конституция прямо устанавливает, что президент является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г.)7 Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).