Референдум

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.

Работа содержит 1 файл

право.docx

— 29.43 Кб (Скачать)

Введение

За последнее десятилетие  в Российской Федерации произошли  значительные изменения в государственной  и общественной жизни, которые вызвали  необходимость изменений в системе  законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.

Референдум, как форма  непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного  участия населения в решении  глобальных социально-экономических  и политических вопросов, а также  в разрешении территориальных и  иных внутренних и межгосударственных проблем.

Актуальность рассматриваемой  темы. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное  и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса.

Целью данной контрольной  работы является раскрытие понятия  референдума.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Референдум Российской Федерации  как одна из форм прямой  демократии

1.1. Понятие и виды референдума  Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации  Российская Федерация есть демократическое  государство. Термин «демократия» –  производное от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и  переводится буквально «власть  народа». Демократия определяется как  народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника  власти, его права принимать участие  в решении общественных, государственных  вопросов, на признании принципов  свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни  общества.

В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это  означает, что Россия провозглашается  государством народовластия.

 «Высшим непосредственным  выражением власти народа» –  указывается в Конституции Российской  Федерации, - являются референдум  и свободные выборы.

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., референдум – это всенародное голосование  граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное  волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов  и норм избирательного права и  права на участие в референдуме.

Самыми активными и  действенными формами народного  участия в управлении делами государства  и местного сообщества являются голосование  на выборах и референдумах.

Референдум и выборы –  это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них – выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать  участие в референдуме и в  выборах.

Различают следующие виды референдума:

- В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме;

- По времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы;

- Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей;

- По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Стоит обратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать  каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума  Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся  в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеет права участвовать  в референдуме Российской Федерации  гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Референдум Российской Федерации  проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого волеизъявления, при  тайном голосовании.

Каждый участник референдума  Российской Федерации обладает одним  голосом.

Важно отметить, что гражданин  Российской Федерации голосует на референдуме  Российской Федерации лично. Участие  в референдуме Российской Федерации  является свободным, контроль за волеизъявлением  гражданина не допускается. В ходе референдума  Российской Федерации никто не может  быть принужден к выражению своих  мнений и убеждений или отказу от них.

1.2. Вопросы референдума Российской  Федерации

Вопросы, выносимые на всенародное  голосование или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный  или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных  решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число  голосов.

Выделяют, три основные разновидности  формулы референдума:

- Вопрос, обращенный к гражданам, требующий ответа «Да» или «Нет;

- Несколько различных вопросов, обращенных к гражданам и требующих несколько ответов;

- Выбор из двух или более альтернатив. Избиратель должен поставить отметку напротив одного из двух вариантов – этот вариант на практике встречается очень редко.

Причем, вопрос (вопросы), выносимый  на референдум, должен быть сформулирован  так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке  выносится вопрос о принятии новой  Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает  решение о вынесении на всенародное  голосование проекта новой Конституции  Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. на всероссийский  референдум не могут выноситься следующие  вопросы:

- изменение статуса субъектов Российской Федерации;

- досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

- принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- амнистии и помилования.

Очень важно отметить, что  вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или  отменять общепризнанные права и  свободы человека и гражданина и  конституционные гарантии их реализации.

Следует подчеркнуть, что  референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или  чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение  года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума  Российской Федерации с такой  же по содержанию или по смыслу формулировкой  вопроса.

2.Организационные требования к проведению референдума Российской Федерации

2.1.Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации

В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. подготовку и проведение референдума  Российской Федерации осуществляют:

- центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действующая в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации;

- избирательная комиссия субъектов Российской Федерации, действующие в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации;

- территориальные (районные, городские и другие) комиссии по проведению референдума Российской Федерации;

- участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Центральная комиссия референдума  Российской Федерации:

- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

- руководит деятельностью комиссий по проведению референдума Российской Федерации;

- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации и принимает по ним мотивированные решения;

- решает вопросы о приписке участков референдума Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к комиссиям по проведению референдума Российской Федерации на территории Российской Федерации;

- заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации;

- распределяет денежные средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума Российской Федерации, на обеспечение деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;

- устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и других документов референдума Российской Федерации;

- утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации на русском языке, при этом формулировка выносимого на референдум Российской Федерации вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума Российской Федерации;

- обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума Российской Федерации опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум Российской Федерации, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить;

- содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдума Российской Федерации;

- устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме Российской Федерации;

- определяет результаты референдума Российской Федерации и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, а так же осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

В случае истечения установленного федеральным законом срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации полномочия Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума  Российской Федерации, сохраняются  вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования  и принятого на референдуме Российской Федерации решения.

2.2. Определение итогов референдума Российской Федерации

На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации  по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования  по соответствующему субъекту Российской Федерации, протоколов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума Российской Федерации  не позднее чем через 10 дней со дня  проведения референдума Российской Федерации определяет результаты референдума  Российской Федерации.

Суммирование содержащихся в протоколах комиссий по проведению референдума Российской Федерации  данных осуществляют непосредственно  члены Центральной комиссии референдума  Российской Федерации с правом решающего  голоса.

Информация о работе Референдум